Содержание видов детской деятельности в работе с мини – музеем. ☼
Автор: Замыслова Людмила Владимировна
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Главная задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы. И неоценимую помощь в решении этой задачи воспитателю оказывают созданные в группах детского сада мини – музеи, ведь образовательный процесс в детском саду ведется непрерывно, в течении всего дня , а не только в периоды непосредственно образовательной деятельности. Мини – музей предоставляет возможность как для совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов), так и для самостоятельной деятельности дошкольников. Так же, мини – музей позволяет решать задачи разных образовательных областей, через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, которые зависят от возраста детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных программ.
Содержание работы с детьми в мини – музее по разным видам деятельности приведено в таблице 1.
В соответствии с ФГОС «Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей». В работах исследователей: Н.А. Коротковой, И.А. Модиной, Е.Г. Юдиной отмечается, что совместная деятельность взрослого и детей - не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система их взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации.
В дошкольном возрасте ребенок познает и осваивает окружающий мир с помощью разной деятельности. В рамках ФГОС решение образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини – музеев направлена на организацию игровой, познавательно – исследовательской, коммуникатив-ной, продуктивной детской деятельности. Мини – музеи – это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем.
Учитывая, что особое место в ДОУ занимает самостоятельная деятельность детей в каждом мини - музее созданы уголки для самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, костюмы, маски для игр драматизаций. Любой предмет мини - музея может подсказать дошкольникам тему для интересного разговора, спора, общения.
Мини – музей занимает очень небольшое пространство, и он открыт постоянно как для детей, так и для родителей. Экспонаты мини – музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Содержание работы ДОУ с детьми в мини – музее по разным видам деятельности приведено в таблице 1.
Таблица 1
Вид детской деятельности | Форма работы (что делает ребёнок) | продукт | возраст | ||
двигательная
двигательная |
Подвижные игры с правилами Последовательное разучивание игры по этапам (1. Объяснение игры, 2.дети вспоминают и рассказывают правила игры, 3.дети создают варианты игры с более сложными заданиями.) Запоминание правил игры, умение действовать по сигналу развитие ловкости,, двигательных навыков. Выбор водящих с помощью считалки
Подвижные дидактические игры Закрепление игровых знаний, умений, навыков,
Изготовление картотеки д.\игр. Придумывание игр по аналогии
Игровые упражнения Игровые ситуации
Досуг Привлечение родителей Совершенствование ранее освоенных движений
Спортивные игры и упражнения Получение первоначальных представлений о разнообразных спортивных играх и упражнениях
Гимнастика после сна Заучивание и проговаривание стихотварения (текста) гимнастики. Выполнение движений под текст
|
Развитие инициативы, творчества Формирование навыка организации игры, Умение договариваться с товарищами об усложнении игры Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми Развитие ориентировки в пространстве Закрепление основных видов движений, развитие выносливости, быстроты реакции, внимания Изготовление картотеки д.\игр. Придумывание игр по аналогии
Положительные эмоции Развитие координации движений , возможность принятия на себя роли действующего персонажа
Формирование двигательных навыков, физических качеств, укрепление здоровья
Умение анализировать, контролировать и оценивать свои движения Организация игр детьми со сверстниками и младшими детьми
Укрепление здоровья. Заряд бодрости, хорошего настроения | 5-7
3-7 лет
5-7
3-4-7
5-7
3-7
3-7
5-7 | ||
|
Игровая
коммуникативная
| Сюжетные игры уточнение и закрепление знаний детей о труде взрослых, о профессии хлебороба, комбайнера, пекаря, ветеринара Экскурсия в магазин, пекарню. Рассматривание иллюстраций о труде хлеборобов. Умение пользоваться атрибу-тами по назначению, знать их правильное название Игры с правилами Умение преодолевать нерешительность, робость, действовать по сигналу, одновременно Умение управлять своим поведением Игры с речевым сопровождением Заучивание текста к игре; выполнение двигательных действий совместно с проговари-ванием текста Пальчиковые игры Развитие мелкой моторики рук, внимания Театрализованные игры Развитие элементарных навыков мимики и жестикуляции, развитие внимания, воображения, фантазии
Беседа Умение высказывать своё мнение, аргументировать свой ответ, развитие выдержки, умения выслушивать ответ собеседника. Составление и отгадывание загадок Углубление представления о предмнте, развитие речи, воображения.
Игры
Сюжетные С правилами Театрализованные
Игровые ситуации
| Игра Умение детей руководить играми , отражающими труд взрослых. Развитие само-стоятельности, активности. Умение связывать предложенный сюжет с другими сюжетно- ролевы-ми играми Игра с соблюдением ребен-ком правил
Развитие нравственно – волевых качеств Самостоятельная организация детьми известных игр
Развитие речи, интона-ционной выразительности Выполнение правил и норм поведения в совместной игре Развитие речи, мышления, мелкой моторики рук. Игра. Развитие воображения. Умение находить средства выражения образа в движе-ниях, мимике, жестах. Развитие творческой актив-ности, интонационной выразительности речи.
Развитие связной речи Развитие волевых качеств
Дает первичное представление о предмете Тренирует память Развитие воображения, мышления речи. Развитие эмоционально – волевых качеств Формирование коммуникативных навыков общения Развитие самостоятельности, активности. Умение связывать предложенный сюжет с другими сюжетно- ролевыми играми Игра с соблюдением ребенком правил Развитие нравственно – волевых качеств Самостоятельная организация детьми известных игр
|
3-7
3-5
5-7 6-7 3-7
4-7
3-7
3-7
5-7
3-7 5-7
3-4
5-7
|
|
продуктивная | Мастерская по изготовлению предметов детского творчества Совместно с родителям и дома, с воспитателями в группе изготовление поделок, сувениров, игрушек Рассматривание экспонатов, составление рассказов об увиденном, Пополнение знаний об окружающих предметах
Опытно – экспериментальная деятельность
Мини-музеи Формирование представлений о музее, Расширение кругозора, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, ребенок – соавтор, творец композиции |
Выставки поделок, рисунков, аппликаций, конструирование из бумаги Развитие эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного Развитие связной речи, творческие рассказы Расширение, углубление знаний об окружающем мире
Устанавливание простых связей и отношений между предметами (явлениями). Расширение представлений об окружающем мире. Обогащение сенсорного опыта детей
Диалогическое взаимодействие взрослого (воспитателя, родителя) и ребенка в музейной среде. Развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности |
3-7 |
| |
Чтение художественной литературы |
Чтение, Рассказывание Слушание художественных произведений. Обмен впечатлениями Ответы на вопросы по прочитанном
Беседы Развитие связной речи Умение высказывать свою точку зрения, отстаивать её. Умение аргументировать свой ответ Театрализованная деятельность Инсценирование произведений детской литературы: сказок, потешек- драматизации, кукольный театр, театрализованные игры, Театрализованные досуги
|
Развитие слухового восприятия, внимания, обогащение словаря ребенка. Обобщение полученных представлений. Проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действиитель-ности , развитие познава-тельной деятельности. Творческие работы, связанные с прочитанным текстом (зарисовка, лепка, придумывание конца рассказа) Обогащение, конкретизация представлений о содержании художественного произведения
Умение взаимодействия героев в процессе деятельности Развитие артистизма, творческой активности Театрализованная игра. |
3-7
3-7
3-7
5-7 |
| |
Музыкально - художественная |
Слушание, исполнение Передача в пении характера музыкального произведения Музыкально – дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением Выполнение игровых действий, передавая в движениях образов, обогащение двигательного опыта, Инсценировки Развитие выразительности движений, мимики; развитие воображения
Драматизации Нахождение средств выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонации. Распределение ролей
|
Обогащение жизненного опыта, разнообразные эмоциональные переживания
Развитие творчества в двигательной деятельности; развитие потребности в музыке Развитие внимания, координации движений, чувства ритма.
Формирование коммуникативных навыков общения Развитие творчества, интонационно – выразительной речи. Зрелищность Развитие театрализованной игры Развитие речи, эмоциональности.
Формирование отчетливых представлений о предметах, явлениях, о растениях, животных.
Развитие познава-тельной инициативы, Устанавливание простых связей и отношений между вещами (явлениями). Расширение представлений об окружающем мире. Обогащение сенсорного опыта детей Составление картотек опытов Создание уголка экспериментирования Консультации для родителей Коллекция материалов, предметов
Развитие внимания, закрепление полученных знаний |
3-7
3-7
5-7
5-7 3-7 |
| |
Познавательно – исследовательская
| Наблюдение Чувственное познание природы . развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного, обонятельного, кинестетического Экспериментирование Постановка цели, выдвижение гипотезы, проверка её опытным путем, делаем выводы; Развитие речи детей: побуждение к рассуждениям, аргументированию, использование в речи – доказательства Коллекционирование Привлечение родителей к сбору материала для коллекций Уточнение свойств и признаков предметов (материалов) Интеллектуальные игры ( ребусы, кроссворды, викторины) Закрепление, расширение знаний
|
3-7
5-7
5-7
5-7
6-7 |
| ||
Коммуникативная
|
Беседа Умение высказывать своё мнение, аргументировать свой ответ, развитие выдержки, умения выслушивать ответ собеседника. Составление и отгадывание загадок Углубление представления о предмнте, развитие речи, воображения.
Игры
Сюжетные С правилами Театрализованные
Игровые ситуации
|
Развитие связной речи Развитие волевых качеств
Дает первичное представление о предмете Тренирует память Развитие воображения, мышления речи. Развитие эмоционально – волевых качеств Формирование коммуникативных навыков общения Развитие самостоятельности, активности. Умение связывать предложенный сюжет с другими сюжетно- ролевыми играми Игра с соблюдением ребенком правил Развитие нравственно – волевых качеств Самостоятельная организация детьми известных игр
|
3-7
3-4
5-7 |
| |
Трудовая
| Поручения Выполнение индивидуальных заданий; стремление к приобретению новых трудовых навыков, трудолюбию.
Совместные действия Приобретение новых трудовых навыков Изготовление подарков, сувениров
|
Освоение трудовых навыков и способов самоконтроля. Умение включать труд в игровой сюжет (поделки)
Умение совместно выполнять трудовой процесс, когда предмет труда переходит от одного участника к другому для выполнения последующих действий. Умение планировать работу, рассказывать об основных этапах. |
3-7
5-7
3-7
5-7 |
| |
Используемая литература
1. Рыжова Н.А. Мини – музей в детском саду. М.,2008.
2. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 – 2012. С.4-7.
3. Левшина Н.И. Самостоятельная деятельность дошкольников.
Управление дошкольным образовательным учреждением №5. с.96 – 103.
4. Сидина Т.А. Комплексно – тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Дошкольная педагогика №3 – 2011. С.16-19.
5. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии с ФГТ. Управление дошкольным образовательным учреждением №1 – 2012. С. 29 -48.
6. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня в соответствии с ФГТ. Дошкольная педагогика №8 – 2011. С.13-21.