Статья Согревающий душу. Алексей Гаврилович Венецианов: художник, педагог, отец…. Автор: Инюхина Ирина Викторовна

Автор: Инюхина Ирина Викторовна
Данный сценарий был написан и реализован во время празднования в колледже "венециановских дней"  силами студентов 3 курса отделения Живопись. Готовился для двух категорий зрителей: ученики детских рисовальных классов при ТХК им. А.Г. Венецианова (от 6 до 14 лет) и студенты колледжа. Актуальность материала очевидна: обращение к жизни значимых исторических персон (художников, писателей, полководцев…) помогает современному молодому человеку ощутить связь со своими корнями, понять значимость выбранной профессии или направления деятельности. Для ТХК им. А.Г. Венецианова обращение к жизни великого русского художника и педагога, чьим именем назван колледж в 1980 году, является поводом для серьезного разговора с молодыми художниками, будущими преподавателями  о выбранной профессии  и об искусстве в целом.


Автор: Инюхина Ирина Викторовна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Тверской художественный колледж им. А.Г. Венецианова"
Согревающий душу.
Алексей Гаврилович Венецианов: художник, педагог, отец…
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Инюхина Ирина Викторовна
преподаватель высшей категории,
заместитель директора по методической работе.
Тверь
2017
Аннотация к работе
Данный сценарий был написан и реализован во время празднования в колледже "венециановских дней" силами студентов 3 курса отделения Живопись.
"Венециановские дни" традиционно включают следующие мероприятия:
Экскурсии в тверскую картинную галерею первокурсниками колледжа;
Участие всех студентов в викторине, посвященной жизни и творчеству А.Г. Венецианова;
Участие всех студентов в конкурсе творческих работ на премию им. А.Г. Венецианова;
Сценическое действие для учащихся детских рисовальных классов при ГБП ОУ "Тверской художественный колледж им. А.Г. Венецианова", подготовленного студентами 3 курса отделения Живопись в рамках педагогической практики.
Цели: Образовательная – сформировать знания о жизни и творчестве А.Г. Венецианова, проверить и закрепить материал, полученный во время взаимодействия студентов (будущих преподавателей) и зрителей (учеников детских рисовальных классов). Воспитательная – формирование творческого мышления и творческого взаимодействия при выполнении конкурсных заданий, предложенных ведущим; формирование у учащихся уважительного отношения к актерам – студентам, а у студентов к зрителям - школьникам. Развивающая - создание творческой атмосферы в колледже; погружение в эпоху классицизма; развитие умения отбирать для постановочных натюрмортов вещи той эпохи, что соответствуют сценарию; формирование умения решать образовательную задачу, используя разные пластические виды искусства.
Задачи: составить сценарий, содержащий как информационное, так и игровое наполнение; оформить пространство декорациями (составить натюрморт, подобрать/сделать реквизит для героев, для игр со зрителями и для театра теней); подобрать визуальный и музыкальный ряд; настроить аппаратуру, подготовить зал.
Адресат. Данное мероприятие готовится для двух категорий зрителей: ученики детских рисовальных классов при ТХК им. А.Г. Венецианова (от 6 до 14 лет) и студенты колледжа, проходящие педагогическую практику.
Актуальность. Обращение к жизни значимых исторических персон (художников, писателей, полководцев…) помогает современному молодому человеку ощутить связь со своими корнями, понять значимость выбранной профессии или направления деятельности. Для ТХК им. А.Г. Венецианова обращение к жизни великого русского художника и педагога, чьим именем назван колледж в 1980 году, является поводом для серьезного разговора с молодыми художниками, будущими преподавателями о выбранной профессии и об искусстве в целом.
Условия реализации. Выставочный зал колледжа.
Содержание. Аннотация – с.2., сценарий – с.3 - 10, заключение – с.10.
Звучит музыка (Бетховен. К Элизе). Идут слайды с изображением картин Венецианова. Ведущий озвучивает.
"Венецианов... Высокая простота и тихость его образов пленяют нас с детства, как
ласковое веяние летнего ветерка с полей. А сегодня и вовсе: как не залюбоваться
его "Девушкой в платке", чьи ясные глаза посылают нам надежду сквозь века. Его
"Спящим пастушком", чей детский сон охраняет, кажется, сам Преподобный Сергий. Его крестьянками - такими земными, теплыми и одновременно легкими и трепетными, как те бабочки-крапивницы, что садятся им на руки. Эти бабочки перелетают у Венецианова с картины в картину, от одной девушки к другой, как посланное Творцом напоминание о святости и хрупкости жизни" (Дмитрий Шеваров)
Картины Алексея Гавриловича способны согреть любого в холодную зиму, также как они согревают души наших героев: известного коллекционера и его красавицы жены. Давайте заглянем к ним, что же они делают этим февральским днем.
ведущий растворяется среди зрителей, все внимание на коллекционера и его жену.
Коллекционер листает перечень родившихся в феврале, жена прибирается в доме, вытирает пыль с картин и т.д.
Коллекционер: Так...Февраль...
4 февраля родился Михаил Пришвин - русский писатель (автор произведений о природе)
5 февраля - Николай Добролюбов - русский писатель и критик
О, Алексей Венецианов. Родился 7 февраля 1780 года в городе Москва.
Жена: Подожди, подожди. Это же твой любимый художник.
Коллекционер: Да, вот послушай. Отец его происходил из греческих купцов, переселившихся в Россию из Болгарии в середине 18 века. Мать художника происходила из московской купеческой семьи Калашниковых. Тут даже есть портрет его матери, который он написал в 20 летнем возрасте.
Жена: Ой, как интересно, люблю, когда ты мне что-нибудь рассказываешь и показываешь. А ты знаешь что-нибудь о его детстве?
Коллекционер: К сожалению, о ранних годах Венецианова мало что известно, но из записок его племянника можно узнать, что мальчиком Алексей Гаврилович много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и пером. За это увлечение ему доставалось и от домашних и, особенно, от учителей и однажды его за это чуть не выгнали из пансиона. В какой-то момент отец устал бороться с увлечением сына и купил ему книгу по рисованию. И вот уже в 5 классе он рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне.
Жена: Надо же, какой одаренный! Может он учился у какого-нибудь известного мастера?
Коллекционер: Известно только то, что юный художник занимался у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холста и их грунтовке.
Жена: А я, кажется, где-то читала, вот совсем недавно... Где ж это я читала? В общем, еще до Пахомыча Алексей Гаврилович был знаком с другим художником, работавшим пастелью. И не карандаш и масло, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать и которая на всю жизнь осталась одним из его любимых материалов.
Коллекционер: Да, но заметь, Алексей Гаврилович не учился специально в Академии художеств. Он был художником - самоучкой. Он изучал живопись в Эрмитаже, копируя картины знаменитых художников. А в более поздние годы он научился доверять природе, которая и стала истинным его учителем.
Жена: Да, он всегда говорил: "Пиши, что видишь, не мудри" (себе под нос) Ох уж эти мужчины, всё у них просто...
Коллекционер: А своим наставником он считал Владимира Боровиковского, замечательного русского портретиста...
оба задумываются, Коллекционер начинает дремать, вдруг просыпается и спрашивает:
Коллекционер: Так о чём я говорил?
выходит ведущий и спрашивает у детей:
Ведущий: Действительно, о чём мы только что узнали? Давайте вспомним и поиграем. Кто хочет поиграть? Нам нужно 5 добровольцев (выходят)
Ведущий: сейчас мы с вами поиграем в игру "малечена-калечена".
раздает палочки (кисточки) и объясняет правила игры
Ведущий: мы с залом будем спрашивать: Малечена-калечена, сколько часов осталось до вечера? После этого вы ставите кисточки на ладонь или палец и пытаетесь не уронить их. Кто первый уронит, тому буду задавать вопрос.
(звучит барыня, начинается игра "Малечена-калечена").
Правила:Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20 — 30 см).
Все произносят такие слова: - Малечена-калечена, сколько часов осталось
до вечера? После этих слов дети ставят палочку на ладонь или на любой палец
правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает:
раз, два, три... десять. Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку.
Игра идет не более 1 минуты.
А теперь давайте вспомним, что мы узнали от Коллекционера
Примерные вопросы:
1. Когда родился Алексей Гаврилович? (ответы: февраль, зимой, 7 февраля, 1780)
2. Когда начал рисовать? (5 класс)
3. Кто был учителем Венецианова? (Пахомыч)
4. Каким материалом работал? (красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне)
(в награду дети получают значки с автопортретом А.Г. Венецианова)
Ведущий: Вот молодцы! А теперь давайте вернемся в дом наших героев.
Коллекционер: А ты знала, дорогая женушка, что А.Г. Венецианов очень хорошо рисовал карикатуры и задумал даже издавать "Журнал карикатур". Было издано даже два выпуска, но третий попал к Александру I, который приказал уничтожить тираж, а журнал запретил.
Жена: Ой-ёй-ёй. А почему же он так сделал?
Коллекционер: Достаточно посмотреть на карикатуру "Вельможа" (на экране карикатуры). Явно чиновник показан не в самом лучшем свете. Венецианов раскрыл все его пороки. Посмотри, какой он отъевшийся! А ведь в то время сколько людей обездоленных было.
Жена: Да-а-а... В каком же жанре Венецианову удалось работать более успешно?
Коллекционер: Конечно же, в портретном жанре (на экране автопортрет. Он даже получил признание академии как портретист за представленный "Автопортрет", в котором проявил себя хорошим живописцем. Кроме того, в то время в России создавалось мало автопортретов.
Жена: Ой, а я знаю, что он получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств Кирилла Ивановича Головачевского (на экране портрет Головачевского с воспитанниками). Венецианов изобразил его в парадном мундире, с орденом, окруженным тремя воспитанниками Академии, которым он ласково и серьезно что-то разъясняет по книге.
Коллекционер: Да, это хороший портрет. Его можно даже читать как книгу. А как он решил композицию! Центром её является рука Головачевского на книге. Раскрытая ладонь – символ передачи знания и сердечного тепла. И само лицо Головачевского озарено красотой знания. А эти мальчики вокруг Головачевского олицетворяют три "знатнейших художества": живопись, архитектуру и скульптуру.
Жена: Какой замечательный портрет!
Коллекционер: Венецианов очень убедительно пишет портреты (на экране портреты перечисленные ниже). Вот посмотри: портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного, портрет неизвестной, портрет Л.А. Стромиловой, или портрет В.С. Путятиной. Здесь передана вся прелесть молодости, чистота чувств. Венецианов воссоздал облик человека с доверчиво открытой, приветливой душой... Венецианов первым из художников увидел и сделал героем своих произведений крестьян. Я не могу вспомнить, чтобы другие художники обращались к этой теме.
Жена: Я читала, что он начал писать крестьян, когда переехал со своей семьей из
Петербурга в деревню Сафонково, что находится в Тверской губернии. Посмотрев
в лица своих дворовых и окрестных крестьян, он увидел характеры сложные и яркие, души тонкие и ранимые, ум, достоинство, гордость не показные, а сохраняемые наперекор обстоятельствам. Не жалость вызывали они, а удивление и восхищение.
Коллекционер: Ой, ты только посмотри на эти полотна (на экране перечисленные ниже портреты): "Крестьянка с васильками", "Крестьянская девушка с теленком". Такой поэтичности, духовной полноты, искренности отечественное искусство еще не знало. Вообще, Венецианов создал целую галерею крепостных крестьян, на его полотнах они выглядят одновременно сильными, работящими, и в то же время благородными и гордыми людьми. У него крестьяне обладают не просто физической, но и моральной красотой.
Жена: А еще у него есть произведение "Спящий пастушок" (на экране), где кроме пастушка главным героем является и сама природа. Венецианов первым оценил неповторимую прелесть среднерусской природы, которой до него, в сущности, никто из художников не замечал. Трудно себе представить что-либо более русское, чем этот пастушок Венецианова. А дети, которых он изобразил, выглядят совершенно естественно: они полны энергии и правды, вот как портрет Захарки (на экране): обычный крестьянский ребенок, в огромной отцовской шапке, а на плече висит топор, но на его детском лице уже проглядываются черты, характерные взрослым людям - строгость и разумность.
Коллекционер: Да, это ты правильно заметила.
выходит ведущий
Ведущий: сколько же мы уже картин много узнали. А вы знаете какие-нибудь еще картины А.Г. Венецианова? (дети вспоминают картины)
Ведущий: Очень хорошо. А еще, картина, в которую Венецианов вложил много сил и любви называется "Гумно"(на экране). Вы знаете, что такое гумно? Гумно - это огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, и другой обработки зёрен хлеба. Посмотрите, какая поэтичная картина. В ней нет торопливости, суматохи, мало действия, зато ясно выступает трудовой порядок и чистота. Эта картина положила начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как "Жница", "Утро помещицы". А вершиной зрелого творчества художника стали картины "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето". Центром серии является "Сенокос" (на экране работы художника по порядку называния).
А сейчас давайте немножко поиграем. Раньше очень любили играть в игру "Золотые ворота" Кто хочет поиграть, беритесь за руки, чтобы образовать цепочку и идите через ворота, мы будем говорить:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
Правила игры: количество игроков: любое, но парное
Пара игроков встаёт лицом друг к другу, и поднимает вверх руки - это ворота.
Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые
оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Играем не больше 2-х минут. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Если пойманы не все игроки за обозначенное время, то остаются только пойманные и им задаются вопросы. За правильный ответ – значок с автопортретом А.Г. Венецианова
(звучит балалайка в исполнении Анатолия Тихонова)
Примерные вопросы и загадки:
1. В каком жанре работал А.Г. Венецианов? (портретный)
2. Кто был героем картин Венецианова? (крестьяне, русский народ, природа...)
3. Какие работы ты запомнил(а)?
4. Попробуй отгадать загадку: согнут в дугу - траву стегает на лугу (Серп)
5. В огороде Тит стоит, ничего не говорит, сам с грядок не берет и воронам не дает (Пугало)
6. От цветка к цветку порхает, утомится - отдыхает (бабочка)
7. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
8. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зима)
Ведущий: Ах, какие молодцы. Так внимательно слушаете и так много знаете! А вы знаете, что Венецианов был не просто художником, это был благородной души человек, он был еще и педагогом....
ведущий уходит. Дом коллекционера
Жена: Ой, а может мне тоже заняться рисованием? Скажи, пожалуйста, каждый ли художник может чему-нибудь научить?
Коллекционер: Конечно, нет. Венецианов был уникальным человеком. Он обучал своих учеников на дому по своей методе. Он сажал своих учеников непосредственно перед натурой, приучал их самостоятельно находить выразительные средства для изображения предметов.
Жена: Как же его находили ученики?
Коллекционер: Совсем наоборот, он сам разыскивал их во время поездок по Тверской губернии, особенно внимательно приглядывался к молодым иконописцам и даже малярам. Он полагал, что в этой профессии есть зачатки призвания к живописи.
Жена: А тебе известен кто-нибудь из его учеников?
Коллекционер: За двадцать лет через школу Венецианова прошли более 70 учеников - многие из них стали известными. Это и Тыранов, и Зарянко, Никифор Крылов, и его любимый ученик Григорий Сорока. Очень одаренный был. Венецианов не требовал платы за обучение, не пользовался учениками как помощниками при выполнении личных заказов, он старался занимать своих учеников только тем, что принесло бы им больше знания. Более того, многие ученики были крепостными и Венецианов многих вызволил из неволи, кого за деньги, кого силой своего авторитета, а иногда даже униженной просьбой.
Жена: Да, вот это был человек! Таких людей мало...
выходит ведущий
Ведущий: А.Г. Венецианов был художник, который мог родиться только на Руси,
художник-самоучка. Алексей Гаврилович погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 декабря 1847 г. В тот день он отвозил эскизы икон для одной
из местных церквей и собирался показать их заказчику.
(звучит мелодия слез Бетховена, приглушается свет).
Коллекционер превращается в Венецианова.
Сцена прощания. За окном дождь. Венецианов. Кучер. Дочь Саша
Венецианов: Григорий, готовь лошадей! Скоро в дорогу.
Кучер: Будет сделано. (уходит)
Саша: Может, не поедете, папенька? Гололедица ведь сильная... (умоляюще)
Венецианов: Нет, Сашенька, я уж собрался. Если погоды ждать, то, пожалуй,
весь декабрь просидеть можно. Давай-ка присядем по обычаю, и я в путь двинусь.
Саша (Саша тяжело вздыхает): Ой, какая сегодня погода нехорошая.
Венецианов: Ничего не поделаешь, Сашенька. Надо эскизы отвезти....
(заходит кучер)
Кучер: Лошади готовы, Алексей Гаврилович. Что прикажете грузить?
Венецианов: Возьмите чемодан с эскизами, а больше вещей у меня нет.
(Кучер уходит. Венецианов обращается к Саше)
Венецианов: не провожай меня, Сашурушка
(обнимает и уходит за экран. выключается свет.)
Театр теней (метель, кибитка поехала, топот лошадей). Голоса за ширмой:
Венецианов: Как будем подъезжать к Поддубью, ты покрепче лошадей придерживай, гора там крутая, к тому же гололедь...(слышны ржание коня, вой метели, топот копыт)
Кучер: Алексей Гаврилович, кони несутся, не могу остановить!
Венецианов: Держи вожжи крепче!!
Кучер: Алексей Гаврилович!!!
Венецианов: Держи, держи!
Кучер: Не сдержать мне, барин, с горы, а тормозов на санях нет..
Венецианов: Держи, Григорий, изо всех сил держи!!!!
(кучер вылетает на дорогу и кричит)
Кучер: Алексей Гавриловиииич.
Венецианов: Стой! Стой! Бррррр!!!
(звуки ударов, кони отрываются от кибитки, Венецианов вываливается на снег)
(звучит музыка покойная ночь (Цой), появляется ведущий)
Ведущий: А.Г. Венецианов оставил потомкам светлые образы русских людей, в которых ясно отразились извечные идеалы добра и красоты. Он воспел труд крестьянина, неброскую красоту русской природы, женщину-мать и мать-землю — он воспел Родину. Картины Венецианова неизменно сопутствуют каждому из нас, как народные сказки, песни, как стихи Пушкина.
(ведущий уходит. Звучит стихотворение А.С. Пушкина "Деревня")
Конец
Заключение.
Данный сценарий был реализован в выставочном зале колледжа, где не было сцены, но это не помешало организовать пространство так, чтобы и артистов было видно, и для театра теней было место, и для подвижных игр со зрителями также было организовано пространство. В колледже используется для массовых мероприятий следующее оборудование: секционные банкетки (их можно располагать по всему периметру зала в зависимости от целей), экран для мультимедиа с подставкой, мультимедийное оборудование с подставкой. Для постановки нашей сценки мы изготовили дополнительно ширму для театра теней.
Для организации данного внеклассного мероприятия была проделана следующая работа:
Установлено количество участников - 6:
3 – для сценки и ведущий
1 – для работы с мультимедиа
1 – чтец стихотворения А.С. Пушкина
1 – декоратор (для театра теней и оформления пространства сцены)
Изготовлен реквизит для театра теней: Картонные фигурки 2 лошадей, саней, кучера, Венецианова, 10 деревьев. (Вырезанные фигурки прикрепили на деревянную основу с ручками). Для показа сценки необходимо 3 человека за экраном.
Изготовлен реквизит для игр:
5 палочек (кисточек);
50 значков для награждения. Значки делали самостоятельно, используя программу AdobePhotoshop, ламинатор, булавки, скотч.
Подобран реквизит для сценки:
1 стол (на столе – самовар, чашки, баранки, календарь);
(P.S. можно сделать натюрморт из любых предметов, относящихся к 18 -19 вв, подходящего под комнату коллекционера - зеркало в старинной раме, керамика, прялки и т.д.);
2 кресла (с пледами);
Для жены – спицы и клубок;
Тканые ковровые дорожки;
Герои могут быть одеты по – современному, могут – стилизованно под начало 20 века;
Экран с мультимедиа установкой.
После проведения мероприятия была проведена рефлексия, в ходе которой студенты самостоятельно оценили свое состояние, эмоции и результаты своей деятельности. Рефлексия выявила некоторые нюансы проведения, как то: работа с мультимедийной аппаратурой (нужен специально подготовленный студент), организация работы с детьми (как регулировать количество желающих принять участие в играх и викторинах), и работу теневого театра (подбор сюжетных сцен). После общения с преподавателями детских рисовальных классов, мы убедились в правильности своих выводов и провели данное мероприятие для студентов колледжа, учитывая те выводы, что были сделаны во время рефлексии, и поменяв игры, согласно возрасту аудитории.
Во время работы над сценарием были задействованы различные источники информации: книги (альбомы и мемуарные источники), INTERNET (для составления презентационного видеоряда и поиска музыкального ряда), натюрмортный и методический фонды колледжа.
Думаю, что данный сценарий можно использовать в работе любого образовательного учреждения и с образовательной, и с воспитательной, и с развивающей целью.
Иллюстративный материал к презентации может быть расширен по тем работам, что указаны в сценарии.
Список литературы:
Вагнер Л. Повесть о художнике Венецианове. Калинин : Кн. изд-во, 1962. - 218 с., 1 л. портр. : ил.; 21 см.
Великие художники. Альбом 46. Венецианов. М.: Директ-Медиа, 2010. - 50 c.
Кириллов О. Изобразие: история государства Российского от Ивана до Елизаветы с иллюстрациями академика Венецианова. Тверь.: ООО Тверь – контакт, 2012 – 176 с.
Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Искусство, 1988. – 288 с. – (Жизнь в искусстве).
Приложение
3
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x