Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

соотношение лингвистики и математики | Субботина Анна и Сетина Александра . Работа №239953

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Субботина Анна и Сетина Александра
 

Проникновение в лингвистику математических методов и «математического духа» в современном обществе способствовало развитию лингвистики в сторону точности и объективности. Однако на пути ее дальнейшего развития в этом направлении стоят серьезные препятствия. Авторы исследования размышляют о причинах сближения лингвистики и математики, о границах применимости в лингвистике математических методов и о природе факторов, препятствующих взаимопониманию математиков и лингвистов.

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Гимназия гаменское”

 

 

 

 

Исследовательский проект

по дисциплине «Русский язык»

на тему

 

«Соотношение лингвистики и математики».

 

 

 

Авторы : Субботина Анна и Сетина Александра

учащиеся 8 «В» медико –биологического класса.

Руководитель: Машкова Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы .

 

 

 

Раменское

2019-2020 учебный год

Оглавление

 

 

 

Цели и задачи

Введение

Основная часть:

1.Теоретическая часть

1.1.Термин математическая лингвистика

1.2 История возникновения

1.3 Связь математики и лингвистики

1.4

Причины «запоздания»

Социологический опрос

Вывод

Результаты проделанной работы

Список используемых ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проникновение в лингвистику математических методов и «математического духа» в современном обществе способствовало развитию лингвистики в сторону точности и объективности. Однако на пути ее дальнейшего развития в этом направлении стоят серьезные препятствия. Авторы исследования размышляют о причинах сближения лингвистики и математики, о границах применимости в лингвистике математических методов и о природе факторов, препятствующих взаимопониманию математиков и лингвистов.

 

 

 

 

Цель проекта -изучить вопрос о совместимости гуманитарных и точных наук и возможности применения в лингвистике математических методов, а затем исследовать факторы, которые препятствуют взаимопониманию математиков и лингвистов.

 

 

Задачи исследования:

 

Осмыслить и проанализировать историю происхождения лингвистики и математики.

Изучить вопрос соотношения этих дисциплин в учебном процессе.

Провести исследование по выявлению связи лингвистики и математики в сознании гимназистов.

Донести полученную информацию до сверстников.

Устранить досадную психологическую преграду в сознании учащихся физико-математических и гуманитарных классов гимназии.

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.Теоретическая часть

1.1 Математическая лингвистика - это

математическая дисциплина, предметом которой является разработка формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков.

1.2 История происхождения

Математическая лингвистика – молодое направление, сформировавшееся в середине 20 века. Ее развитие в мировой науке обусловлено необходимостью автоматической обработки, хранения, поиска и передачи информации на естественном языке. В 1950–1960-е годы в крупнейших исследовательских центрах СССР были созданы лаборатории, в которых филологи и математики объединили свои усилия в работе над системами компьютерного анализа текстов на разных языковых уровнях, машинного перевода, порождения и распознавания звучащей речи. Тогда же при Академии наук СССР был сформирован Комитет по прикладной лингвистике. Его задача - поддерживать новое направление и в сфере образования. В 1958 году на филологическом факультете Ленинградского государственного университета открылось первое стране отделение по подготовке кадров в области математической лингвистики, а в 1962 году начала действовать одноимённая кафедра. В 1960 году отделение математической лингвистики было открыто на филологическом факультете Московского государственного университета, позднее появились отделения и в некоторых других отечественных вузах. За рубежом обучение в области математической лингвистики ведётся не в филологическом ракурсе, а в вычислительной технике и информационных технологиях.

1.3 Связь математики и лингвистики

Во второй половине 50-х годов молодые лингвисты задумались о применении математических методов для исследования структуры языка. Они начали сотрудничать с математиками. Это повергло коллег в шок — они с детства были убеждены в том, что гуманитарные науки, одной из которых является лингвистика, с математикой и другими «точными» науками не имеют и не могут иметь ничего общего.

Тесная связь между естественным языком и математикой не была в то время открытием. Л. С. Выготский писал в книге «Мышление и речь» (1934г.) : «Первым, кто увидел в математике мышление, происходящее из языка, … был Декарт. Обычный разговорный язык из-за колебаний и несоответствий грамматического и психологического находится … в непрестанном движении, которое мы называем эволюцией».

1.4 Причины «запоздания»

 

Можно указать две причины такого «запоздания». Во-первых, наука о языке, развившаяся в античную эпоху, стала развиваться только в XIX веке. Главное внимание лингвистов было обращено к истории языка. Когда лингвисты осознали, что язык, по замечанию Ф. де Соссюра, - это «система чистых отношений», стала очевидна параллель между языком и математическими конструкциями, которые тоже являются «системами чистых отношений». Не случайно в начале ХХ столетия Соссюр мечтал об исследовании языка математическими средствами.

Во-вторых, в математике в начале Нового времени вышли на первый план количественные методы. В XIX веке математики начали строить неколичественные абстрактные модели, которые отличались от античных высоким уровнем абстракции. Среди них были и те, которые впоследствии получили применение в лингвистике; особенно интенсивное развитие математических дисциплин, содержанием которых было их построение, пришлось на первую половину ХХ столетия. Поэтому встреча математики и лингвистики в середине этого столетия вполне закономерна. Одним из результатов совместного диалога стало рождение новой математической дисциплины — математической лингвистики.

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность

 

Учащимся гимназии предложили ответить на следующие вопросы:

 

Как вы думаете, связаны ли между собой лингвистика и математика?

В каких сферах они пресекаются?

Возможно ли объединение математического и гуманитарного профилей в школах?

 

Результаты социологического опроса оказались неожиданными для нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Как вы думаете, связаны ли между собой лингвистика и математика?

 

 

65% респондентов ответили положительно. Это более половины опрошенных гимназистов.

 

 

 

 

 

 

2.В каких сферах они пересекаются?

Как видим из опроса, математическая лингвистика в современном обществе особенно востребована в сфере медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Возможно ли объединение математических и гуманитарных профилей в школе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Осмыслив и проанализировав историю происхождения лингвистики и математики, изучив вопрос соотношения этих дисциплин в учебном процессе гимназии и осуществив социологический опрос по выявлению связи лингвистики и математики в сознании гимназистов, мы пришли к следующим выводам:

 

Соотношение математики и лингвистики закономерно и предопределено потребностями эпохи.

Совместный диалог двух дисциплин предвосхитил рождение математической лингвистики.

Новая математическая дисциплина разрушила устойчивый стереотип в сознании лингвистов и математиков о том, что между двумя науками нет ничего общего.

Очевиден тот факт, что язык и математические конструкции - это «системами чистых отношений».

Осуществилась мечта

Ф. де

Соссюра об исследовании языка средствами математики.

Появилась доказательная база в преодолении существенной психологической преграды в сознании учащихся физико-

математического профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты проделанной работы


Основная задача нашего исследования - доказать совместимость гуманитарных наук и математики - решена. Работая проектом, мы научились добывать, обрабатывать требуемую информацию, работать с данными и закрепили навыки проведения социологических опросов.

 

 

 

 

Список используемой литературы

https

://

bigenc

.

ru

/

linguistics

/

text

/2192314

https

://

elementy

.

ru

/

nauchno

-

populyarnaya

_

biblioteka

/164549/

Razmyhleniya

_

o

_

vzaimodeystvii

_

lingvistiki

_

i

_

matematiki

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×