соотношение лингвистики и математики | Субботина Анна и Сетина Александра . Работа №239953
Автор: Субботина Анна и Сетина Александра
Проникновение в лингвистику математических методов и «математического духа» в современном обществе способствовало развитию лингвистики в сторону точности и объективности. Однако на пути ее дальнейшего развития в этом направлении стоят серьезные препятствия. Авторы исследования размышляют о причинах сближения лингвистики и математики, о границах применимости в лингвистике математических методов и о природе факторов, препятствующих взаимопониманию математиков и лингвистов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“Гимназия г.Раменское”
Исследовательский проект
по дисциплине «Русский язык»
на тему
«Соотношение лингвистики и математики».
Авторы : Субботина Анна и Сетина Александра
учащиеся 8 «В» медико –биологического класса.
Руководитель: Машкова Людмила Николаевна
учитель русского языка и литературы .
Раменское
2019-2020 учебный год
Оглавление
Цели и задачи
Введение
Основная часть:
1.Теоретическая часть
1.1.Термин математическая лингвистика
1.2 История возникновения
1.3 Связь математики и лингвистики
1.4
Причины «запоздания»
Социологический опрос
Вывод
Результаты проделанной работы
Список используемых ресурсов
Введение
Проникновение в лингвистику математических методов и «математического духа» в современном обществе способствовало развитию лингвистики в сторону точности и объективности. Однако на пути ее дальнейшего развития в этом направлении стоят серьезные препятствия. Авторы исследования размышляют о причинах сближения лингвистики и математики, о границах применимости в лингвистике математических методов и о природе факторов, препятствующих взаимопониманию математиков и лингвистов.
Цель проекта -изучить вопрос о совместимости гуманитарных и точных наук и возможности применения в лингвистике математических методов, а затем исследовать факторы, которые препятствуют взаимопониманию математиков и лингвистов.
Задачи исследования:
Осмыслить и проанализировать историю происхождения лингвистики и математики.
Изучить вопрос соотношения этих дисциплин в учебном процессе.
Провести исследование по выявлению связи лингвистики и математики в сознании гимназистов.
Донести полученную информацию до сверстников.
Устранить досадную психологическую преграду в сознании учащихся физико-математических и гуманитарных классов гимназии.
Основная часть
1.Теоретическая часть
1.1 Математическая лингвистика - это
математическая дисциплина, предметом которой является разработка формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков.
1.2 История происхождения
Математическая лингвистика – молодое направление, сформировавшееся в середине 20 века. Ее развитие в мировой науке обусловлено необходимостью автоматической обработки, хранения, поиска и передачи информации на естественном языке. В 1950–1960-е годы в крупнейших исследовательских центрах СССР были созданы лаборатории, в которых филологи и математики объединили свои усилия в работе над системами компьютерного анализа текстов на разных языковых уровнях, машинного перевода, порождения и распознавания звучащей речи. Тогда же при Академии наук СССР был сформирован Комитет по прикладной лингвистике. Его задача - поддерживать новое направление и в сфере образования. В 1958 году на филологическом факультете Ленинградского государственного университета открылось первое стране отделение по подготовке кадров в области математической лингвистики, а в 1962 году начала действовать одноимённая кафедра. В 1960 году отделение математической лингвистики было открыто на филологическом факультете Московского государственного университета, позднее появились отделения и в некоторых других отечественных вузах. За рубежом обучение в области математической лингвистики ведётся не в филологическом ракурсе, а в вычислительной технике и информационных технологиях.
1.3 Связь математики и лингвистики
Во второй половине 50-х годов молодые лингвисты задумались о применении математических методов для исследования структуры языка. Они начали сотрудничать с математиками. Это повергло коллег в шок — они с детства были убеждены в том, что гуманитарные науки, одной из которых является лингвистика, с математикой и другими «точными» науками не имеют и не могут иметь ничего общего.
Тесная связь между естественным языком и математикой не была в то время открытием. Л. С. Выготский писал в книге «Мышление и речь» (1934г.) : «Первым, кто увидел в математике мышление, происходящее из языка, … был Декарт. Обычный разговорный язык из-за колебаний и несоответствий грамматического и психологического находится … в непрестанном движении, которое мы называем эволюцией».
1.4 Причины «запоздания»
Можно указать две причины такого «запоздания». Во-первых, наука о языке, развившаяся в античную эпоху, стала развиваться только в XIX веке. Главное внимание лингвистов было обращено к истории языка. Когда лингвисты осознали, что язык, по замечанию Ф. де Соссюра, - это «система чистых отношений», стала очевидна параллель между языком и математическими конструкциями, которые тоже являются «системами чистых отношений». Не случайно в начале ХХ столетия Соссюр мечтал об исследовании языка математическими средствами.
Во-вторых, в математике в начале Нового времени вышли на первый план количественные методы. В XIX веке математики начали строить неколичественные абстрактные модели, которые отличались от античных высоким уровнем абстракции. Среди них были и те, которые впоследствии получили применение в лингвистике; особенно интенсивное развитие математических дисциплин, содержанием которых было их построение, пришлось на первую половину ХХ столетия. Поэтому встреча математики и лингвистики в середине этого столетия вполне закономерна. Одним из результатов совместного диалога стало рождение новой математической дисциплины — математической лингвистики.
Исследовательская деятельность
Учащимся гимназии предложили ответить на следующие вопросы:
Как вы думаете, связаны ли между собой лингвистика и математика?
В каких сферах они пресекаются?
Возможно ли объединение математического и гуманитарного профилей в школах?
Результаты социологического опроса оказались неожиданными для нас.
1.Как вы думаете, связаны ли между собой лингвистика и математика?
65% респондентов ответили положительно. Это более половины опрошенных гимназистов.
2.В каких сферах они пересекаются?
Как видим из опроса, математическая лингвистика в современном обществе особенно востребована в сфере медицины.
3.Возможно ли объединение математических и гуманитарных профилей в школе?
Вывод
Осмыслив и проанализировав историю происхождения лингвистики и математики, изучив вопрос соотношения этих дисциплин в учебном процессе гимназии и осуществив социологический опрос по выявлению связи лингвистики и математики в сознании гимназистов, мы пришли к следующим выводам:
Соотношение математики и лингвистики закономерно и предопределено потребностями эпохи.
Совместный диалог двух дисциплин предвосхитил рождение математической лингвистики.
Новая математическая дисциплина разрушила устойчивый стереотип в сознании лингвистов и математиков о том, что между двумя науками нет ничего общего.
Очевиден тот факт, что язык и математические конструкции - это «системами чистых отношений».
Осуществилась мечта
Ф. де
Соссюра об исследовании языка средствами математики.
Появилась доказательная база в преодолении существенной психологической преграды в сознании учащихся физико-
математического профиля
Результаты проделанной работы
Основная задача нашего исследования - доказать совместимость гуманитарных наук и математики - решена. Работая проектом, мы научились добывать, обрабатывать требуемую информацию, работать с данными и закрепили навыки проведения социологических опросов.
Список используемой литературы
https
://
bigenc
.
ru
/
linguistics
/
text
/2192314
https
://
elementy
.
ru
/
nauchno
-
populyarnaya
_
biblioteka
/164549/
Razmyhleniya
_
o
_
vzaimodeystvii
_
lingvistiki
_
i
_
matematiki