«Составление математических рассказов как средство подготовки старших дошкольников к школе»

Автор: Майорова Крестина Юрьевна

Математической подготовке дошкольников в современном обществе отводится важная роль. Это связано с множеством причин, человек, а особенно ребенок, в XXI веке сталкивается с огромным количеством цифровой информации, компьютеризацией всех сфер деятельности людей, увеличением интенсивности процесса обучения и желанием родителей как можно раньше начать обучение ребенка. Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) стоит непростая задача по обучению маленьких детей строгой науке – математике. Эту задачу можно решить, если математические занятия станут интереснее игры.

Работа по изучению составления математических рассказов является актуальной в связи с подготовкой детей к школе в области математических знаний, а именно решения простых задач, получения представлений о времени, пространстве, величине, геометрических формах и формирования творческого мышления необходимого для правильного решения различных задач. Подготовка ребенка к школе направлена на формирование у него готовности применять математические знания и представления в познавательном процессе. А это предполагает не только владение детьми счетом, измерениями и вычислениями, представлениями о математических свойствах и отношениях предметов, но и владение точной, аргументированной и доказательной речью. Важную роль в развитии таких качеств речи в процессе формирования математических представлений играют математические рассказы, в которых дети учатся фиксировать количественные отношения между различными объектами, описывать происходящие изменения количественных отношений, применяя для этого слова из обыденной речи, а также числа, знаки арифметических действий и отношений.

Кроме того, математические рассказы служат важным средством подготовки детей к решению текстовых арифметических задач, они создают условия для осознания детьми структуры задачи, для установления связи между ситуацией и арифметическим действием, тем самым формируют у детей умение выбирать арифметическое действие для решения задачи.

 

Однако, по отзывам учителей, арифметические задачи продолжают оставаться для первоклассников одними из самых трудных математических упражнений. Это свидетельствует о том, что педагогам ДОУ следует уделять больше внимания подготовке детей к решению задач, а проблема разработки методики использования математических рассказов является актуальной проблемой.

Изучением данной темы занимались педагоги М. Д. Большакова, В. В. Данилова, А. А. Столяр и психолог Н. И. Непомнящая, которые рассматривали методику подготовки детей к обучению в школе с различных точек зрения. Специалисты по методике формирования математических представлений А. В. Белошистая, А. М. Леушина и Л. С. Метлина предлагали различные педагогические средства и методы, в частности предлагалось использование математических рассказов для более успешной подготовки детей к школьному обучению. В настоящее время в методической литературе описано немного методик, которые предполагают использование математических рассказов при подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Из обзора литературных источников видно, что уделяется мало внимания математическо-речевой подготовке детей к обучению в школе, что в свою очередь влечет некоторое упущение возможностей подготовки детей к школе.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x