составление сказок морально этического типа с применением технологии ОТСМ- ТРИЗ - РТВ ТРИЗ | Коробейникова Людмила Дмитриевна. Работа №239399
Автор: Коробейникова Людмила Дмитриевна
В ТРИЗ педагогике существует несколько типов составления текстов сказочного содержания. Один из них составление сказок морально-этического типа.
Составление сказок морально - этического типа с применением технологии ОТСМ –ТРИЗ - РТВ
Игра «Шкатулка со сказками»
для детей 5-7 лет
Автор пособия:
воспитатель
Коробейникова Людмила Дмитриевна
«Сказка - ложь, да в ней намёк...»
Исследователи характеризуют дошкольный возраст «возрастом сказок». Этот устный поэтический рассказ содержит фантастический вымысел. Есть группа сказок, в тексте которых ярко прослеживается жизненное правило. Например: «Не смейся над чужой бедой - своя может быть впереди». Это сказки - морально - этического типа. При составлении таких сказок необходимо обсудить с детьми пословицы и поговорки, выявить черты характера героев. Например: в сказке «Лиса и журавль», лиса - хитрая, а журавль – мудрый.
В процессе составления сказок необходимо, чтобы ребёнок испытывал, эмпатию к герою. Это позволит ребёнку вжиться в героя и от его имени составлять красочный текст. Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места, где будет разворачиваться диалог между ожившими объектами (шкаф, письменный стол, портфель и т.д.).
Для того чтобы научить детей составлять сказки такого типа – необходимо познакомить с моделью составления текстов сказочного содержания. Загадочный сюжет способствует развитию детского воображения, а сказочные образы близки по своему характеру. Погружаясь в воображаемый мир, ребёнок с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Дети воспринимают все происходящее, как реальность.
Анализ и составление собственной сказки позволяет развивать творческое мышление ребёнка. Учит доходчиво и правильно формулировать мысли. Способствует развитию фантазии и воображения. Способность к глубокому образному мышлению помогает устанавливать причинно-следственные связи.
Ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
Цель: создать условия для усвоения обобщенной модели составления текстов сказочного содержания, учить пользоваться предметами заместителями (круглыми разноцветными фишками), как образами при составлении сказок.
Оборудование: схема - алгоритм составления сказок морально – этического типа, шкатулка, 9-12 кружков разного цвета, предметные картинки, обозначающие место действия сказки, платочек.
Рекомендации. Перед началом игры дети выкладывают схему - алгоритм составления сказок морально – этического типа. Разноцветные кружки, предметные картинки с изображением места действия сказки, положить в коробочку и закрыть волшебным платочком. Шкатулка со сказками готова.
1 этап. Определить место действия. Дети выбирают из шкатулки предметную картинку, где будет происходить событие. Например: письменный стол.
2 этап. Перечислить неодушевлённые объекты, типичные для этого места. Каждый участник, берёт кружок любого цвета и наделяет его героем. Например: Первый ребенок взял красный кружок – это шариковая ручка. Второй ребенок взял зелёный кружок – ластик. Третий ребенок взял жёлтый кружок – учебник математики и т.д.
3 этап. Наделить объекты свойствами или чертами характера человека. Каждый ребёнок наделяет своего героя разными чертами характера. Например: Ручка по характеру труженица, ластик – равнодушная, учебник математики – мудрый и т.д.
4 этап. Описать жизнь этих объектов в данном месте. Каждый ребёнок описывает жизнь своего героя с предназначенной ему функцией, но объекты умеют думать и чувствовать, как люди. Например: ручка – труженица. Она очень любила своё дело, ей не хватало времени на пустые разговоры. Ластику было всё равно, что стирать. Но устав от бесполезной работы, ей было всё равно, о чём беседовать. Учебник математики был мудр, поэтому он говорил только тогда, когда речь шла о чем – то серьёзном и т.д. Вдруг что- то случается.
5 этап. Ввести необычное действие или случай По выбору детей это может быть следующее: неизвестно откуда взявшийся футбольный мяч, который упал на стол или явление природы (ворвался порыв ветра).
6 этап. Составить монолог от имени каждого героя по отношению к случившемуся в соответствии со свойством характера. Герои выстраивают монолог по отношению к
случившемуся. Карандашница: "И так тут много всех собралось, еще один примчался. Житья нет". Равнодушный ластик: "Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с этим справлюсь". Злая точилка: "Мне абсолютно все равно. Здесь мяч, стекло, мне от этого не жарко и не холодно".
7 этап. Вывести жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта. Общее правило, которое бы подходило к данной ситуации для всех героев. Каждый участник придумывает жизненное правило или пословицу от имени своего героя. Например: Учебник математики был мудр и готов был дать советы всем. Равнодушный ластик: "Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому". Труженица ручка: "Трудолюбивому и море по колено". Злая точилка: "Не злись на других, самому от этого хуже становится"). Затем дети предлагают одно общее правило, которое подходило бы к данной ситуации для всех героев. Например: «Если беда с кем – то случится, то надо спешить на помощь».
8 этап. Придумывание названия сказки. Дети предлагают варианты названия сказки.
9 этап. Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Несколько детей рассказывают получившуюся сказку.