Состояние просодической стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта | Рябинович Татьяна Сергеевна . Работа №306035
Речь умственно отсталых детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Изучение состояния просодической стороны речи дошкольников с нарушением интеллекта позволяет выбрать наиболее эффективные пути, методы и средства коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по их преодолению .
Состояние просодической стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с наращением интеллекта определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Нарушения речи у детей данной категории являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, а так же другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.).
Нарушения речи у умственно отсталых дошкольников исследовались Е. И. Алексеева, Д.И, Аугене, Л. Б. Баряева, Е. А. Штягинова и др. По данным этих исследований, в связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих [1, 2, 3, 6].
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская указывали, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности [4].
Говоря об особенностях просодических компонентов речи у умственно отсталых дошкольников, отметим, что их речь монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Речь умственно отсталых детей неоднозначна по темпу, у одних детей - ускоренная, у других - замедленная, что во многом определяется преобладанием процесса возбуждения или торможения. Ритм речи у этих детей нерегулярный. У детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, немодулированный. У умственно отсталых детей с преобладанием процесса возбуждения голос часто крикливый, резкий, металлический, отмечал М.Е. Хватцев.
Тембр и сила голоса у умственно отсталых дошкольников изменяется в значительной степени от эмоционального состояния ребенка. В привычном общении тембр низкий, голос слабый, при возбуждении голос становится пронзительным, громким. Причина кроется в слабости процесса торможения и контроля: при эмоциональном возбуждении голос «вырывается» из-под контроля. При наличии симптомов стертой формы дизартрии отмечается назализация, стертые расстройства голоса. Темп речи у этих детей замедленный, речь скандированная. Распространенными у детей с умственной отсталостью являются и голосовые расстройства (дисфония). При этом голос слабый, тусклый, сиплый, глухой. В процессе речи нарушается координация движений дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата [5].
Нарушения речи дошкольников с нарушениями интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы. Исследователи выдвигают в качестве предрасполагающих факторов анатомо-физиологическое недоразвитие речевого аппарата, которое обусловливает аномалии дыхания, голосообразования, артикуляции.
Так же у умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.
При объяснении причин, обуславливающих замедленное формирование просодической стороны и речи в целом у умственно отсталых детей, следует исходить, прежде всего, из характерного для них общего недоразвития всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии.
Таким образом, у умственно отсталых дошкольников расстройства интонационной стороны речи могут проявляться в нарушениях темпа, ритма, мелодики, акцентуации (восприятия и постановки ударений), паузации. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у них с большим трудом формируются языковые обобщения, усваиваются закономерности языка.
Список литературы:
Алексеева, Е. И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е. И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 59-66.
Аугене
, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. И.
Агуне
// Дефектология. – 1987. – №4. – С. 76-81.
Баряева
, Л. Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б.
Баряева
, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. –
М. :
Дрофа, 2008. – 31 с.
Логопедия: учебник для студентов
дефектол
. фак.
пед
. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 680 с.
Хватцев
, М.Е. Логопедия
/
М.Е.
Хватцев
. - М:
Просвещение:-
2008. - 345 с
Штягинова
, Е. А. Альтернативная коммуникация: метод. сборник / Е. А.
Штягинова
. –
Новосибирск :
Общество ДАУН СИНДРОМ, 2012. – 31 с.