Автор: Колесникова Любовь Васильевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman","serif";}
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает всё сам. Поэтому экспериментально-познавательная деятельность занимает прочное место в работе нашего дошкольного учреждения. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Экспериментально-познавательная деятельность – это осознанная добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска, создаются такие ситуации, которые дошкольник разрешает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
В образовательном процессе детского сада экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у дошкольника интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.
Цель экспериментально-познавательной деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Как показывают наблюдения, уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. А в старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности.
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Экспериментально-познавательная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.
Особое внимание в ходе экспериментально-познавательной деятельности стоит уделять таким структурным элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно сделать вывод, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, можно смело сказать, что познавательная активность ребёнка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребёнка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и её достижения.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые воспитанниками самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым знакомим детей, экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. Из этого можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся дошкольником самостоятельно, как результат постановки опыта.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый воспитателем, безопасен для детей и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимости их учёта в собственной жизнедеятельности. Также эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчётливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Как показывает опыт работы, организация самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении воспитателем двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Постановка цели и задач эксперимента, совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определённым эталонам и образцам.
Как показывает практика, экспериментально-познавательная деятельность в детском саду очень актуальна и эффективна. Сотрудничество детей и взрослых в ходе экспериментирования закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе экспериментальной деятельности знания воспитанников, их наблюдения, на личный опыт детей, создаём в группе атмосферу сотворчества.
Ведь только заинтересовав ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Это даёт возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес, применять полученные знания в той или иной деятельности.
Очевидно, что каждый ребёнок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, педагогам, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение экспериментально-познавательной деятельности.
Литература:
1. Т.Б. Баландина. Организация работы по экспериментированию в ДОУ.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.
3. Т.М.Семёнова. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников.
4. А.В. Хаярова. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.