Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сотрудничество: школа - родители - учитель | Ковалева Ирина Ивановна. Работа №209050

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ковалева Ирина Ивановна
В статье поднимается вопрос сотрудничества школы, родителей и учителя. Сегодня в обществе наблюдается потребность в развитии образования родителей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье, она - главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и учителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. 

Сотрудничество: школа - родители учитель

И.И. Ковалева

МБОУ «СОШ № 5» учитель начальных классов

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский

Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Во всех испытаниях и бедах родной дом, семья – это убежище для души».  (Из дневника императрицы Александры Фёдоровны Романовой)


Всё начинается с… семьи.

Когда появилось слово «семья»? 
Когда-то о нём не слыхала Земля… 
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: 
Сейчас я тебе семь вопросов задам- 
Кто деток родит мне, богиня моя? 
И Ева тихонько ответила: «Я». 
Кто их воспитает, царица моя? 
И Ева покорно ответила: «Я». 
Кто платье сошьёт, постирает бельё, 
Меня приласкает, украсит жильё? 
«Я, я - тихо молвила Ева, - я, я»,- 
Сказала она чудесных семь «Я». 
Вот так на земле появилась - Семья. 

Семья – почва, на которой вырастает..,, а что?

Как писал великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа... Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их знаний, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

Сегодня в обществе наблюдается потребность в развитии образования родителей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, но и, конечно, принадлежит семье, она - главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и учителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть.  И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Часто причиной негативных эмоциональных состояний, которые испытывают родители по отношению к детям, является их воспитательная и образовательная неуверенность, комплексы, которые они, в свою очередь, забрали у своих родителей. Таким образом, воспитание и образование родителей на сегодняшний день – одна из важнейших задач в работе, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения;

инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

 Оказать помощь и защиту детям взрослые смогут, владея необходимыми психологическими, педагогическими знаниями. Если раньше эти знания передавались от поколения к поколению, то сегодня все реже приходится наблюдать совместно проживающие семьи. При этом образ жизни поколений имеет существенные различия и опыт одного малоприемлем для жизни другого. Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется, изменились базовые ценности и идеалы. Возвращение школы к родительскому ликбезу – это один из способов исправления сложной ситуации с воспитанием детей. Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающихся людей, как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Слова А.С. Макаренко, обращенные к родителям, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой за будущее, в своей работе уделял огромное внимание вопросам семейного образования. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание: «Родители должны помнить всегда, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед обществом»

Советский педагог В.А. Сухомлинский говорил о необходимости взаимодействия семьи и школы как о важном элементе в образовании: «Высокая педагогическая культура семьи – школа и семья, где два воспитателя - они являются единомышленниками в решении всех вопросов…»

Образование родителей - это способность реализовывать функцию воспитания и развития ребенка. Какого образования требует овладение ролью родителя? Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний, повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности. Образование родителей является образовательным процессом, направленным на овладение родителями и детьми основ семейной культуры. Родительское образование - это не только профилактика социального сиротства, но и способ воспитать духовно-нравственную личность. И самое главное – образованные родители способны формировать основы духовно-нравственной личности своего ребёнка, что в итоге обеспечит нравственные устои общества и безопасность страны.

Задача учителя в образовании родителей – влиять на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Мы выступаем посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом. В работе с семьей у нас три основные роли: советчик – информируем семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказываем о развитии ребенка; даем педагогические советы по воспитанию детей; консультант – консультируем по вопросам семейного воспитания; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информируем о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняем родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защитник – защищаем права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.  Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Родители прошлого столетия и родители сегодня — это очень разные люди, несмотря на то, что сложности и проблемы одинаковы: ребенок непослушен, дерзок со взрослыми, не хочет учиться и пр. Как следует вести себя, чтобы, не нанося ребенку вреда, исправить его поведение? Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями. Сегодня наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Каждый из нас мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком. Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе.

93% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 49% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы: теория и практика. Школа и родители должны строить свои взаимоотношения на основе полного взаимопонимания.   Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей. Основываясь на научные знания, опыт, мудрость, мы  обязаны помочь семье каждого ребенка в полной мере реализовать свой потенциал.

Важно чтобы в семье были создыны благоприятные условия. Чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием. Чтобы не было противостояния семьи и школы, от которого страдает ученик и его развитие. Сотрудничество семьи и школы сейчас очень актуально. Важно, чтобы родители и педагоги относились друг к другу с взаимным уважением. Достижение взаимопонимания между учителем и родителями – процесс сложный. Общение это выгодно обеим сторонам. Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что  родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

 Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.  Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями мы должны следовать трём основным направлениям:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

родительские лектории;

конференции;

индивидуальные или тематические консультации;

родительские собрания.

  Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел

.

  Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Перед нами ставится ряд задач по организации взаимодействия семьи и школы в данном направлении: 

обеспечить единство процесса воспитания в школе и семье с целью

;

всестороннего раз

вития личности каждого ребёнка;

изучить воспитательные возможности семей для дальне

йшей дифференцированной работы;

повышат

ь педагогическую культуру семей;

 

организовать совместную работу учителей и родителей по созданию гуманной педагогической среды для каждого ребёнка, отводя ведущую роль школе в данном вопр

осе;

координировать усилия семьи и школы в вопросах воспитания. 

Основными принципами моей деятельности являются: 

доверие

сотрудничество

позиция соучастия

понимание

диалог как основа общения

конфиденциальность

Профессионализм педагога и доверие к нему родителей - МОСТ в создании долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему.

Уважаемые коллеги, мы - люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только Мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому крепко держите штурвал, чётко знайте, маршрут, помогайте своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Помогите экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учитесь и учите других, не бойтесь признавать и исправлять свои ошибки, шагайте только вперед!

«Мы знаем: без сомнения,
Продлится много дней
Союз детей, родителей -
И - нас, учителей!»

 

 

Литература.

1. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагога, учащихся и родителей- Ярославль 2012г.

2. .Быкова М.П. Воспитание человека // Нач.шк.1997г.-№5.

3. Давлетшина А.А. Работа с родителями учащихся / методические рекомендации для учителя начальной школы- Ульяновск :УИПКПРО 2015г.

4. Диалоги о воспитании: Книга для родителей// Под ред. В.Н.Столетова, сост. О.Г.Свердлова – М. Педагогика 1985г.

5. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями-М.1990г.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика / -М. 1999г.

7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика –изб. соч. в5т.-т.3 М.Просвещение,1981г.

8. Макаренко А.С. Книга для родителей - изб. пед. пр. М.Просвещение,1981г

9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. –М. Новая школа 1998г.

10.Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982

11.Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985

12..Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×