Социализация воспитанников с ОНР

Автор: Литвиненко Татьяна Александровна

Социализация воспитанников с ОНР

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Федеральный государственный образовательный стандарт в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования также включает «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников. Реализуя требования ФГОС ДО, мы  создаем условия для  полноценного социального развития детей:  предоставляем ребенку возможность, проявляя социальную мотивацию,  способность самостоятельно  выбирать адекватный ситуации    стиль     поведения,     совершенствовать     личные    отношения с окружающими.

Детей с общим недоразвитием речи  отличает, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта. Социальный интеллект - это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.

Социальный интеллект  включает в себя: базовые навыки и навыки общения со сверстниками:

К базовым навыкам относятся:

Умение слушать,

умение обращаться за помощью,

умение выражать благодарность,

умение следовать полученной инструкции,

умение доводить работу до конца,

умение сосредотачиваться,

умение вступать в обсуждение,

умение исправить недостатки  в работе

В навыках общения со сверстниками отмечаются:

Умение знакомиться,

 умение начать разговор,

 умение присоединиться к играющим детям,

 умение играть по правилам игры,

умение просить об одолжении,

умение предлагать помощь сверстнику,

умение выражать симпатию,

умение принимать комплименты,

 умение проявлять инициативу,

 умение делиться, умение извиняться.

К развитию социального интеллекта мы можем отнести такие технологии как: непосредственно программы развития коммуникативных навыков; опосредовано, через развитие личностных качеств, организацию образовательного процесса в группе (ЧХЛ, музыка и т.д.).

         Программы развития с использованием арт-терапии: Кряжева Н.Л. «Радуемся вместе, развитие социальной мотивации детей»

         Тренинг совместной деятельности .Е.Д. Файзуллаева.

         Коммуникативные игры. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996; Чистякова М.И. Психогимнастика

         Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Большую роль в развитии социального интеллекта у  детей  играет обыгрывание сказочных сюжетов, коротких рассказов, бытовых сценок.

На базе нашего ОУ функционирует театральная студия «Лукоморье», где одной из ведущих задач является формирование у детей способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;   следовать социальным нормам поведения; адекватно проявлять свои чувства, способности договариваться, учитывая интересы и чувства других. У ребят, посещающих данную студию, совершенствуется умение выбора партнера для совместной деятельности, умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения; воспитанники знакомятся с явлениями общественной жизни, дающие возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Совершенствуется умение слышать и понимать партнера во взаимодействии.

Наряду с деятельностью театральной студии, мы активно применяем в своей практике комплексную систему инновационных здоровьесберегающих технологий, направленную на коррекцию речевого нарушения, а также личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. “Storytelling”, или “Кубики  историй” – вариант неформального общения воспитанников с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. Каждый из участников игры, вытягивая свой кубик с картинкой,  рассматривает его и в итоге по очереди рассказывают свою часть рассказа.  Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанников в процесс взаимодействия со сверстниками, легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого "страха говорения". Наиболее комфортная и естественная деятельность для такого общения – игра. Именно в игре мы реализуем здоровьесберегающие технологии. Важное значение имеют условия организации игры:

– Расположение участников игры по кругу (такая форма объединяет);
– Эмоциональное и сенсорное наполнение среды (в том числе и тактильное воздействие);
– Эмоциональное единение детей и взрослых;
– Обязательная ритмическая организация – стихотворный, музыкальный, двигательный ритм.

Семья и  дошкольное учреждение  –  важные институты социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Именно поэтому, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы МОУ ШДС №1 г Черемхово является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Семья первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста – возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности.     Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками  речи.      Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие  формы деятельности, как:

·        Мастер-классы;

·        Родительские собрания

·        Конференции

·        Консультации

·        Беседы

·        Вечера для родителей

·        Кружки для родителей

·        Тематические выставки

·        Игровой тренинг     

Одной из нестандартных форм деятельности нашей образовательной организации  является игровой тренинг, который  представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов.  Последовательность упражнений тренинга предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы. В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.

 

Таким образом, эффективность процесса социализации дошкольников, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений.  

По  результатам  проведённой нами работы мы  отмечаем важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x