Социализация воспитанников с ОНР ☼
Автор: Литвиненко Татьяна Александровна
Социализация воспитанников с ОНР
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Федеральный государственный образовательный стандарт в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования также включает «социализацию» как область, ориентированную на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольников. Реализуя требования ФГОС ДО, мы создаем условия для полноценного социального развития детей: предоставляем ребенку возможность, проявляя социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Детей с общим недоразвитием речи отличает, что практически у всех воспитанников существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность, а это ведет к недоразвитию социального интеллекта. Социальный интеллект - это способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях, а также уметь распознать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным качествам.
Социальный интеллект включает в себя: базовые навыки и навыки общения со сверстниками:
К базовым навыкам относятся:
Умение слушать,
умение обращаться за помощью,
умение выражать благодарность,
умение следовать полученной инструкции,
умение доводить работу до конца,
умение сосредотачиваться,
умение вступать в обсуждение,
умение исправить недостатки в работе
В навыках общения со сверстниками отмечаются:
Умение знакомиться,
умение начать разговор,
умение присоединиться к играющим детям,
умение играть по правилам игры,
умение просить об одолжении,
умение предлагать помощь сверстнику,
умение выражать симпатию,
умение принимать комплименты,
умение проявлять инициативу,
умение делиться, умение извиняться.
К развитию социального интеллекта мы можем отнести такие технологии как: непосредственно программы развития коммуникативных навыков; опосредовано, через развитие личностных качеств, организацию образовательного процесса в группе (ЧХЛ, музыка и т.д.).
• Программы развития с использованием арт-терапии: Кряжева Н.Л. «Радуемся вместе, развитие социальной мотивации детей»
• Тренинг совместной деятельности .Е.Д. Файзуллаева.
• Коммуникативные игры. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996; Чистякова М.И. Психогимнастика
• Крюкова С.В., Слободяник Н.П.
Большую роль в развитии социального интеллекта у детей играет обыгрывание сказочных сюжетов, коротких рассказов, бытовых сценок.
На базе нашего ОУ функционирует театральная студия «Лукоморье», где одной из ведущих задач является формирование у детей способности выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; следовать социальным нормам поведения; адекватно проявлять свои чувства, способности договариваться, учитывая интересы и чувства других. У ребят, посещающих данную студию, совершенствуется умение выбора партнера для совместной деятельности, умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения; воспитанники знакомятся с явлениями общественной жизни, дающие возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Совершенствуется умение слышать и понимать партнера во взаимодействии.
Наряду с деятельностью театральной студии, мы активно применяем в своей практике комплексную систему инновационных здоровьесберегающих технологий, направленную на коррекцию речевого нарушения, а также личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. “Storytelling”, или “Кубики историй” – вариант неформального общения воспитанников с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. Каждый из участников игры, вытягивая свой кубик с картинкой, рассматривает его и в итоге по очереди рассказывают свою часть рассказа. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанников в процесс взаимодействия со сверстниками, легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого "страха говорения". Наиболее комфортная и естественная деятельность для такого общения – игра. Именно в игре мы реализуем здоровьесберегающие технологии. Важное значение имеют условия организации игры:
– Расположение участников игры по кругу (такая форма объединяет);
– Эмоциональное и сенсорное наполнение среды (в том числе и тактильное воздействие);
– Эмоциональное единение детей и взрослых;
– Обязательная ритмическая организация – стихотворный, музыкальный, двигательный ритм.
Семья и дошкольное учреждение – важные институты социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Именно поэтому, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы МОУ ШДС №1 г Черемхово является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Семья первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста – возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи. Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогают такие формы деятельности, как:
· Мастер-классы;
· Родительские собрания
· Конференции
· Консультации
· Беседы
· Вечера для родителей
· Кружки для родителей
· Тематические выставки
· Игровой тренинг
Одной из нестандартных форм деятельности нашей образовательной организации является игровой тренинг, который представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов. Последовательность упражнений тренинга предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы. В ходе выполнения этих упражнений родители и дети получают обратную связь друг от друга, обогащают представления о себе, учатся понимать другого, выражать свои чувства, свою любовь и нежность. Но главное в этих играх — общий язык. Родители невольно и незаметно передают ребенку свое представление о ценностях. Кроме того, ребенку важно, что родители заинтересованы его мнением, что принадлежат в эти минуты ему, и только ему.
Таким образом, эффективность процесса социализации дошкольников, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений.
По результатам проведённой нами работы мы отмечаем важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей с недоразвитием речи, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи.