Совершенствование методов и форм подготовки учащихся к ЕГЭ по химии и биологии | Ларева Тамара Эдуардовна. Работа №359769
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методы и формы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по химии и биологии. Проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются школьники, а также предложены эффективные стратегии обучения, направленные на повышение успеваемости и уровня подготовки. Особое внимание уделяется применению цифровых технологий, интерактивных методов обучения и индивидуализированного подхода.
Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ, химия, биология, цифровые технологии, интерактивное обучение, индивидуальный подход.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ
Ларева Тамара Эдуардовна, учитель
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Нягани «Общеобразовательная средняя школа №3»
Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методы и формы подготовки учащихся к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по химии и биологии. Проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются школьники, а также предложены эффективные стратегии обучения, направленные на повышение успеваемости и уровня подготовки. Особое внимание уделяется применению цифровых технологий, интерактивных методов обучения и индивидуализированного подхода.
Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ, химия, биология, цифровые технологии, интерактивное обучение, индивидуальный подход.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по химии и биологии является важным этапом в образовательной системе России, определяющим возможности поступления учащихся в высшие учебные заведения. В связи с этим совершенствование методов подготовки к экзамену становится актуальной задачей для педагогов.
Процесс подготовки к ЕГЭ по химии и биологии сопряжен с рядом сложностей, среди которых можно выделить:
большой объем теоретического материала, требующего запоминания;
необходимость владения практическими навыками решения задач и проведения экспериментов;
ограниченность времени для подготовки;
высокий уровень тревожности у учащихся.
Рассмотрение данных проблем позволяет сформулировать основные направления совершенствования подготовки к экзамену. Одним из ключевых аспектов успешности является систематизация знаний. Для этого учащимся рекомендуется:
использовать конспекты и схемы
для структурирования информации;
создавать интеллек
т-карты для взаимосвязанных тем;
вести тематические карточки с определениями и формулами.
Цифровые ресурсы, такие как онлайн-платформы (Stepik, Фоксфорд, Учи.ру), видеолекции, тестовые системы, помогают учащимся осваивать материал в удобном темпе. Применение интерактивных симуляторов и виртуальных лабораторий позволяет улучшить понимание сложных биохимических процессов.
Использование игровых методик (квестов, химических викторин, биологических кейсов) способствует повышению мотивации учащихся. Групповые занятия и дискуссии развивают аналитические способности и помогают глубже освоить материал.
Персонализация обучения позволяет учитывать уровень подготовки каждого ученика. Индивидуальные образовательные траектории, работа с репетиторами, регулярное тестирование и анализ ошибок помогают скорректировать процесс подготовки.
Выполнение пробных вариантов экзамена позволяет оценить уровень подготовки, развить навык работы с разными типами заданий, улучшить тайм-менеджмент. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) публикует примеры заданий, которые соответствуют формату ЕГЭ. Регулярное выполнение таких заданий позволяет учащимся адаптироваться к структуре экзамена, определить наиболее сложные темы, научиться правильно распределять время и избегать распространенных ошибок.
Целесообразно использовать учебники и дополнительные источники: официальные учебники, рекомендованные ФИПИ, дополнительные пособия с углубленным разбором тем, видеоуроки и онлайн-курсы.
Для успешной сдачи ЕГЭ по химии важно уметь проводить расчёты, а также интерпретировать результаты лабораторных экспериментов. Для этого рекомендуется выполнять домашние опыты по химии с безопасными реактивами, анализировать процессы и явления, связанные с биологией, на примерах из окружающей среды.
ЕГЭ включает задания повышенной сложности, требующие логического мышления. Для их выполнения полезно разбирать сложные задачи с объяснением шагов, анализировать ошибки в выполненных заданиях, практиковать сравнение и классификацию биологических и химических процессов.
Важно составить чёткий график подготовки, учитывающий регулярные занятия и повторение материала, чередование тем для лучшего усвоения информации, временные интервалы для отдыха.
Экзаменационное волнение может негативно сказаться на результатах, поэтому важно использовать дыхательные упражнения, применять техники расслабления (медитация, физическая активность), создавать позитивный настрой перед экзаменом.
Для повышения эффективности подготовки учащихся к ЕГЭ по химии и биологии учителю рекомендуется:
р
егулярно использовать элементы цифровых технологий;
о
рганизовывать комбинированные занятия с элементами теории и практики;
п
оощрять самостоятельное изучение материала и развитие критического мышления;
п
рименять психологические техники снижения тревожности перед экзаменом.
Совершенствование методов подготовки учащихся к ЕГЭ по химии и биологии является ключевым фактором успешной сдачи экзамена. Комплексный подход, включающий цифровые технологии, интерактивные методы и индивидуальный подход, способствует более качественному усвоению знаний и повышению уверенности школьников. Внедрение новых методик обучения позволит улучшить результаты экзамена и подготовить учащихся к успешному поступлению в вузы.
Список литературы
Богачева, М. Н. Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ // Молодой ученый. — 2023.
Ларина Н.П., Чистякова Н.С. Совершенствование методов и форм подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии // Вестник Бурятского государственного университета. Биология. География. 2017. №2.— № 7 (454). — С. 237-239.
Пономаренко В. А.
Системный подход при подготовке к ЕГЭ по биологии
// Вестник науки. 2023. №6 (63).