Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса.

Автор: Листишенкова Светлана Вячеславовна

Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса.

 

Листишенкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов.

 

          Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается,  здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно - воспитательного процесса.

         Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей,  и участвуют в ее реализации.

         Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций, в том числе и образовательные технологии. Изменилась структура общения современных детей и подростков. В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками.

         В связи с этим назрела необходимость модернизировать воспитательно-образовательную систему.
         Модернизация – введение усовершенствований, отвечающих современным требованиям.
         Новые принципы обучения нашли отражение в программах и учебниках по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру и т.д.
         Кроме этого, в настоящее время разработаны и внедрены в практику различные воспитательные технологии.
        Однако, очевидно, что ни одна даже самая совершенная образовательная и воспитательная технология не сможет дать положительного результата без участия педагога, обладающего высокой психолого-педагогической культурой.
        Вместе с тем я понимаю, что в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
        Обучение по новым стандартам совершенно невозможно без помощи родителей.  Начиная с первого класса родители включились в проектную деятельность (новую не только для ребенка, но и для родителей). Если  сначала эта работа шла тяжело, выполнение каждого  проекта нужно было подробно объяснять индивидуально каждому родителю, то потом родители включились в проектную деятельность, многие раскрыли в себе таланты, о которых и не подозревали.  Каждый проект – это шедевр, и ни один не похож на другой. Родители находят стихи, подбирают фотографии, волнуются, в этом году стали уже осваивать презентации на компьютере. Причем темы проектов родители просят давать сразу, чтобы было больше времени на его подготовку.

           Не остаются в стороне родители и при проведении районных конкурсов – стараются рисуют, сочиняют, изготавливают поделки. И, что, конечно, меня радует это то, что родители не остаются в стороне от жизни детей в школе. Не проходит ни одного дня, чтобы мне не позвонил кто-нибудь из родителей, которые интересуются успехами детей, расспрашивают о проблемах в учебе, консультируются, как лучше поступить, если вдруг возникают проблемы.

          Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных, деловых отношений.

          Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет .                            Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи.. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

         У нас начиная с первого класса ведется работа по сбору материала на тему «Моя родословная». И вот в этом году у каждой семьи должен родиться проект, который будут представлять дети.

         Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.  Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием,  жить дружно, весело, увлеченно.

          Конечно, неотъемлемой формой работы с семьей являются родительские собрания, которые я провожу нетрадиционно: час общения, вечер вопросов и ответов, "круглый стол", собрание-консультация, собрание-рекомендация,  собрание-совет. торжественные собрания,  индивидуальные консультации;   беседы;  обучающие тренинги;  конференции; обмен мнениями; обучающие семинары;   устные журналы;   семинары – практикумы;

         Планирую включить в свою работу:

    совместные праздники;

    походы, экскурсии в природу;

    игры-соревнования.

         Тематика собраний также разнообразна. Мы говорим об особенностях развития младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом воспитании. На собраниях я никогда резко не высказываюсь в адрес учеников и их родителей, а говорю о том, в каком направлении нам надо работать. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь.
        Двери нашего класса всегда открыты для родителей.
        Считаю главной своей целью – сплотить учеников и их родителей, школу в большую дружную семью через индивидуальный подход к каждому ребенку.
         В заключении хотелось бы перечислить принципы, которых я придерживаюсь в своей работе.

   Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.

   Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.

   Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.

   Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.

    Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.

    Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.

   Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

 

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями

 

1.     Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

2.     Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

3.     Умейте расположить родителей к себе.

4.     Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником. Умейте слышать и слушать.

5.     Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

6.     Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

 

План работы с родителями

 

1.     Лекторий для родителей (в разной форме: конференции, подведение итогов года, конкретно по какой-то теме и т.д.)

2.     Тематические консультации с родителями учащихся, имеющими затруднения в учебе.

3.     Проведение совместных праздников, походов, экскурсий и т.д.

4.     4.   Работа с родительским комитетом:   рейды в семьи;

5.     Использование телефонной связи в общении с родителями согласно общепринятому этикету

 

Правила этики во взаимодействии с родителями

 

1.     Всегда быть тактичным, доброжелательным, внимательным.

2.     В присутствии посторонних не говорить о ребенке.

3.     Начинать беседу с родителями с положительных качеств ребенка, тактично обратить внимание на негативные поступки.

4.     Сначала выслушать родителей, его мнение о данном поступке ребенка.

5.     Ознакомить родителей с Уставом школы, Правилами и Обязанностями учащихся и родителей.

6.     Учитывать личные интересы.

7.     Вести беседы с родителями не «на бегу».

 

Рекомендации родителям, которые я даю на классных собраниях.

1.     Индивидуальная работа с учителями

2.     Систематический контроль за успеваемостью и посещаемостью учащегося.

3.     Принимать активное участие в проведении классных часов, праздников.

4.     Больше времени проводить с ребенком, быть в курсе его дел, проблем.

5.     Проводить свободное время с ребенком (обсуждать книги, фильмы, говорить о будущем).

6.     Вести профориентационную работу (посвящать в свою профессию)

7.     Быть логичным, последовательным в воспитании ребенка.

8.     Любить своих детей.

         Особенно эффективны в работе с родителями нестандартные формы, которые дают возможность родителям «попрактиковаться в воспитании», проиграть всевозможные ситуации, исправить педагогические ошибки в воспитании в ненавязчивой форме, в процессе совместного решения.
        Творческие встречи педагогов и родителей — позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса, выявления и развития творческих способностей родителей и педагогов.
Возможные темы встреч:
—Учитель глазами родителей, родитель глазами учителя.
—Наша школа, какой мы ее хотим видеть.
—Вместе дружная семья.
—Друзья мои, прекрасен наш союз!
—Что мы можем вместе?
         «Круглый стол», педагогический треугольник, родительский ринг — подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в школе, в семье. На обсуждение могут быть представлены проблемные ситуации, складывающиеся в семье, ситуации, которые складываются в самом классном коллективе. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги, родители и учащиеся. Затем изучаются и анализируются различные точки зрения. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
            В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы в проведении одного родительского собрания. Главное, чтобы они затронули пап и мам, заставили их еще раз пересмотреть свои точки зрения на воспитание своих детей, сравнить и стать своему ребенку помощником и другом.
           Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный; характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций — ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравнивать родителей и детей друг с другом, проводить ее в доброжелательной атмосфере, должна быть направленность на положительную перспективу.
           Возможные варианты тематических консультаций:
— Одаренный ребенок. Как ему помочь?
— Почему ребенок не учится?
— Как развить внимание (память, воображение) у ребенка?
— Единственный ребенок. Пути преодоления трудностей в семье.
          Итак, цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей - помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
          Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах:
— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
— в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он  себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
— в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы.
Важным моментом является включение игровых приемов и ролевых игр в структуру родительского собрания. Игра принесет пользу, если она будет интересна взрослым, создаст атмосферу взаимопонимания, предварительной договоренности о «праве» на ошибку и «обязанности» слышать и видеть окружающих.
          Игра может проводиться как в начале собрания, так и в конце его. Важно помнить, что она является не самоцелью, а средством повышения коммуникативной культуры и взаимопонимания участников.
И закончить свое выступление хотела рецептом счастья.

Рецепт счастья:
            Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте  на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x