Статья Советы логопеда для родителей. Автор: Фаткуллина Земфира Фаниловна

Автор: Фаткуллина Земфира Фаниловна
Логопедические советы родителям для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей, закрепление полученных навыков дома

 


Автор: Фаткуллина Земфира Фаниловна

Советы логопеда для родителей

 

Развитие правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:

· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (

например

: это мяч, это шапка и т. д.);

· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (

например

: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);

· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);

· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);

· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня зелёное яблоко, а что у те6я…», желтое яблоко,

синяя  машина

, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.

Что делать по дороге в гости?

Дети будут помнить вас не за те материальные блага, которыми вы их обеспечили, а за ощущение того, что вы о них заботились.

Ричард Л. Эванс

 

 Вы идёте в гости, к бабушке, на праздник.

Почему бы по дороге Вам не поиграть?

Итак, вы вышли из дома …

1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа.

– Куда мы идем?

б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?

– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

– А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)

– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто ещё к ней придёт?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

– Что тебе у неё дома нравится?

б) Лексические игры.

– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово:  чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.

в) Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной…  Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…

После гостей

1. Упражнение на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Опиши одежду тёти.

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…

2. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?

 

Советы для четкой артикуляции

 

                   «Самое важное в искусстве речи – это,

во – первых, произнесение,

во – вторых, произнесение,

     и, в – третьих, произнесение».

                                Демосфен.

Русский язык по артикуляции (то есть, по произношению) – один из красивейших языков мира. Русский язык – чёткий, чистый, звучный. И главное, удобный для произношения.

Насколько удобен и красив наш язык в произношении, настолько же глубок и богат оттенками, переливами, смысловыми значениями.

Конечно, «звуков – то много – тридцать один!» - сказал всем известный логопед из фильма. Но звуки сильно различаются по значению для речи  человека.

Все основные звуки русского языка сосредоточены на кончике языка или в его передней части. Нет межзубных звуков, звуков, уходящих в глубину рта, нет горловых звуков.

Дефектные звуки портят внешность, тембр голоса:

- Искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно.

- А при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса.

Поэтому у человека избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] , тембр голоса становится красивее и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений – ведь оно полностью свободно.

Так вот, плохие (дефектные) звуки  [ Р ] и [ Л ] – наиболее искажают речь, а правильные, украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной.

Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках.

- Неверные шипящие [  Ш, Ж, Ч, Щ ] или свистящие [ С, З, Ц ] звуки делают речь похожей на детскую и мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малоприятным, да ёще очень портят внешность человека.

- Человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть бормочет.

Представляете, насколько человек с плохой дикцией проигрывает в глазах окружающих из – за всего перечисленного! Но, главное – с древности известен ещё и психологический фактор: Ваш собеседник уже на подсознательном уровне плохо воспринимает речь с дефектным звуком.

Представляете? Ещё толком не расслышал, а уже оттолкнул! Просто пропустил мимо ушей…

И я уже не говорю об эстетическом восприятии речи с плохим звуком или звуками. Внешность этого человека теряет слишком много. 

Пусть Ваша речь будет чёткой, яркой и убедительной!

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x