Советы логопеда для родителей | Фаткуллина Земфира Фаниловна. Работа №209113
Автор: Фаткуллина Земфира Фаниловна
Логопедические советы родителям для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей, закрепление полученных навыков дома
Советы логопеда для родителей
Развитие правильных речевых навыков
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:
· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (
например
: это мяч, это шапка и т. д.);
· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (
например
: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня зелёное яблоко, а что у те6я…», желтое яблоко,
синяя машина
, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.
Что делать по дороге в гости?
Дети будут помнить вас не за те материальные блага, которыми вы их обеспечили, а за ощущение того, что вы о них заботились.
Ричард Л. Эванс
Вы идёте в гости, к бабушке, на праздник.
Почему бы по дороге Вам не поиграть?
Итак, вы вышли из дома …
1. Лексические и логические упражнения.
а) Беседа.
– Куда мы идем?
б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?
– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)
– А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)
– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.)
Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.
в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.
– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.
2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.
а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
– Кто ещё к ней придёт?
– Кто где сядет за столом?
– Что же приготовит нам бабушка?
– Сколько тарелок будет стоять на столе?
– Какая посуда есть у бабушки?
– Что тебе у неё дома нравится?
б) Лексические игры.
– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.
в) Закончи предложение:
На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной… Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…
После гостей
1. Упражнение на развитие памяти и речи.
– Назови людей, которые сидели за столом.
– Опиши одежду тёти.
– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…
2. Упражнение на воображение.
– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?
– Как бы ты закончил праздник?
Советы для четкой артикуляции
«Самое важное в искусстве речи – это,
во – первых, произнесение,
во – вторых, произнесение,
и, в – третьих, произнесение».
Демосфен.
Русский язык по артикуляции (то есть, по произношению) – один из красивейших языков мира. Русский язык – чёткий, чистый, звучный. И главное, удобный для произношения.
Насколько удобен и красив наш язык в произношении, настолько же глубок и богат оттенками, переливами, смысловыми значениями.
Конечно, «звуков – то много – тридцать один!» - сказал всем известный логопед из фильма. Но звуки сильно различаются по значению для речи человека.
Все основные звуки русского языка сосредоточены на кончике языка или в его передней части. Нет межзубных звуков, звуков, уходящих в глубину рта, нет горловых звуков.
Дефектные звуки портят внешность, тембр голоса:
- Искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно.
- А при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса.
Поэтому у человека избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] , тембр голоса становится красивее и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений – ведь оно полностью свободно.
Так вот, плохие (дефектные) звуки [ Р ] и [ Л ] – наиболее искажают речь, а правильные, украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной.
Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках.
- Неверные шипящие [ Ш, Ж, Ч, Щ ] или свистящие [ С, З, Ц ] звуки делают речь похожей на детскую и мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малоприятным, да ёще очень портят внешность человека.
- Человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть бормочет.
Представляете, насколько человек с плохой дикцией проигрывает в глазах окружающих из – за всего перечисленного! Но, главное – с древности известен ещё и психологический фактор: Ваш собеседник уже на подсознательном уровне плохо воспринимает речь с дефектным звуком.
Представляете? Ещё толком не расслышал, а уже оттолкнул! Просто пропустил мимо ушей…
И я уже не говорю об эстетическом восприятии речи с плохим звуком или звуками. Внешность этого человека теряет слишком много.
Пусть Ваша речь будет чёткой, яркой и убедительной!