"Советы логопеда молодым родителям" | Мергасова Ольга Владимировна. Работа №359481
Представлен материал родительского собрания для молодыхродителей. Собрание проходит с участием детей младшего дошкольного возраста.
Советы логопеда молодым родителям!!!
Составитель:
учитель – логопед
Мергасова О.В.
Одна из актуальных проблем в современной дошкольной логопедии – это невнимательное отношение родителей к речи своих детей. «Когда же следует обращаться к логопеду?» - вопрос, волнующий членов семьи каждого дошкольника. В качестве примера одной из нестандартных форм работы логопеда с семьями воспитанников можно привести конспект занятия – собрания с родителями неговорящих или плохоговорящих детей на тему «Советы молодым родителям».
Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Но существуют так же как и в физическом становлении, определенные сроки появления речи (гуление, лепет, фраза). Если у ребенка раньше или на данный момент наблюдается отставание в речевом развитии, то это должно служить для родителей «звонком»: либо внимательно наблюдать за дальнейшим развитием т решать задачи, какие шаги предпринимать, либо же сразу обращаться за консультацией к специалистам – неврологу, детскому психологу, нейропсихологу, логопеду.
В последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами: ЗРР, ОНР, СНР, заиканием, дизартрией.
До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. В раннем же периоде можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речевому развитию является возраст от 1,5 до 3 лет.
Поэтому мне бы хотелось дать несколько советов по поводу того, как можно предупредить, ослабить, а в некоторых случаях и избежать речевого дефекта. С этой целью в условиях нашего детского сада в начале учебного года (примерно в ноябре, когда дети немного адаптируются к детскому саду) проводится собрание с родителями вновь поступивших детей. Оно не совсем обычное, в нем участвуют дошкольники.
Основная задача логопеда на этом собрании призвать родителей неговорящих или плохоговорящих детей стать активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. В связи сэтим перед ним стоят следующие задачи:
- создать эмоциональный контакт между родителями и детьми;
- уточнять и расширять пассивный предметной словарь детей по теме «Игрушки»;
- познакомить дошкольников с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);
- научить определять соответствующую форму предметов;
- тренировать в умении определять размер предметов (большой и маленький);
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие;
- совершенствовать общую и мелкую моторику.
Для проведения собрания потребуется следующее оборудование: игрушки – мишка, зайка, машинка, мячик, кукла, юла, маленькая пирамидка, кукла Таня, большая пирамидка, шаблоны – круги, квадраты и треугольники (по количеству детей); снаряды – конусы, кочки, туннель, доска, коврик набитый крупой или песком; материал для продуктивной деятельности – шаблоны пирамидок (на каждого ребенка); пластилин, краски, кисточки, пшено, клей с кисточкой, вырезанные зеленые кружки.
Организационный момент. (Родители сидят в полукруге – дети перед ними)
Логопед: Здравствуйте! Сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Предлагаю с ней поздороваться. (Каждый ребенок здоровается и называет свое имя. Если ребенок затрудняется, то ему обязательно помогает взрослый).
Логопед: Таня почему-то расстроена (Обращается к кукле). Что у тебя случилось, Таня? Оказывается от нее спрятались все игрушки. Давайте поможем Тане найти их. Миша, ты найди машинку, Аня ты найди юлу и т.д. (Ребенок подходит и берет игрушки)
Логопед: Молодец! Посмотрите, как Таня радуется!
Танины загадки.
Логопед: Ребята, наша Таня хочет поиграть с вами. Она будет рассказывать о какой-то своей игрушке, а вы попробуете отгадать, о чем идет речь. Посмотри, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, может прыгать и катиться.
Дети: Мяч.
Логопед: Правильно. Следующая загадка. Он белый, пушистый, у него длинные уши и маленький хвостик.
Дети: Это зайчик.
Логопед. Она разноцветная и состоит из нескольких колечек.
Дети: Пирамидка.
Логопед: Молодцы. Вы были очень внимательными. А теперь покажите, какие вы ловкие и быстрые. Нас ждет полоса препятствий.
Полоса препятствий. (В зале по кругу расположены различные снаряды. Дети вместе со взрослым выполняют следующие задания: пройти по кочкам, пройти змейкой через конусы, стоящие на полу (ребенок встает позади взрослого и держится за него двумя руками), пройти по дощечке, а в конце препятствия спрыгнуть на коврик, набитый крупой, проползти на четвереньках по туннелю.
Развитие тактильных ощущений. После выполнения предыдущих заданий взрослые по очереди опускают руки в волшебный мешочек, трогают лежащие там колечки пирамидки и на ладошках своих детей «рисуют» соответствующую фигуру. Дошкольники должны назвать и показать ее. (Логопед держит перед ними три фигуры – руг, квадрат, треугольник). Затем взрослые, подтверждая правильность ответов, достают из мешочка колечки пирамидки и раздают их детям.
Большой и маленький. (Дети становятся в один ряд – дети за ними).
Логопед: Посмотрите на свои колечки. У кого красное колечко? Поднимите его. А у кого желтое? А у кого колечко синего цвета? А у кого зеленого? Давайте соберем колечки в пирамидку. Как вы думаете, из таких крупных колечек пирамидка будет большой или маленькой?
Дети: Большой.
Логопед: Правильно. Надевать колечки будем на стержень. Берем сначала самое большое. Какого оно цвета? Теперь какого цвета нужно взять колечко?
(Логопед достает маленькую пирамидку). Посмотрите, что это
Дети: Тоже пирамидка.
Логопед: Внимательно посмотрите и скажите, пирамидки одинаковые?
Дети: нет разные.
Логопед: Правильно. Эта пирамидка большая (побуждает неговорящих детей показать соответствующий жест), а эта пирамидка маленькая (показывает соответствующий жест).
А давайте сами сделаем себе пирамидки. Садитесь за столы.
Продуктивная деятельность. Детям раздаются шаблоны пирамидок. Каждое колечко раскрашивается разными способами: по нижнему – размазывается синий пластилин, на следующее взрослый наносит клей, а ребенок сыплет пшено, на третье – наносятся тычки красной краской, на верхушку наклеиваются заранее подготовленные зеленые кружки. Взрослые помогают дошкольникам выполнять задания, комментируя действия словами.
Логопед: Ребята, что же у вас получилось?
Дети: Пирамидки.
Итог. Ребята, скажите пожалуйста, а что мы сегодня помогали Тане отыскать?
Дети: Игрушки.
Логопед: Вы сегодня такие молодцы! Вы были и внимательными и ловкими! Возьмите, пожалуйста, домой свои пирамидки и дома с ними поиграйте.
В конце собрания – занятия родители могут задать вопросы. Каждому взрослому раздаются памятки – советы.
Советы молодым родителям.
- Самый главный совет – больше разговаривайте с ребенком. Ему необходимо ежеминутное общение, с ним нужно заниматься. Заниматься – не значит, сесть за стол и выполнять действия в строгой последовательности. Заниматься – значит, проводить совместные игры, читать книги, беседовать во время прогулки. Занятия с ребенком уже можно начинать, когда он находится еще в утробе матери.
- С самых первых дней наблюдайте за ребенком, его развитием. При каких-то сомнениях, подозрениях нужно обращаться к специалистам, не ждать, когда «само пройдет». Не слушайте шаблонные фразы: «У моего точно такое же было. Теперь все наладилось». Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его исправить. Задуматься о неправильном речевом развитии нужно не тогда, когда к двум годам ребенок не говорит, а когда запаздывает развитие гуления и лепета. Так же родителей должно насторожить поздние сроки проявления параметров физического развития (умение держать голову, сидеть, стоять, ходить).
- Важным этапом в развитии ребенка является ползание. Пропускать этот этап не желательно. Если маленький ребенок по каким – либо причинам не ползал, создайте условия для искусственного появления этой функции (организуйте такие игры, как ползание в туннеле, соревнования на четвереньках. При ползании активизируются межполушарные связи.
- Во время прохождения диспансеризации обращайте внимание на заключение врачей, иногда доктор может записать, но не озвучить свой диагноз.
- Обязательно посетите отоларинголога – проверьте слух малыша.
- Говорите неторопливо, плавно, правильно и отчетливо. Ни в коем случае не повторяйте неправильных слов за ребенком.
- Побуждайте ребенка «оречевлять» все свои действия (на прогулке, в игре),больше говорить. Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.
- Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
- Не перегружайте ребенка информацией. Не стоит читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные каналы.
- Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, не опережайте его развитие.
- Не читайте на ночь страшные сказки, не запугивайте ребенка Бабой Ягой, Бармалеем и другими страшными сказочными персонажами.
- Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не оставляйте его в темноте.
- Развивайте мелкую моторику: пазлы, разрезные картинки, лепка из пластилина, кубики, мозаика, рисование, нанизывание бусин на нить и др.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Верещагина Н.В. Если ребенок отстает в развитии. СПб., 2012г.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? М., 2004г.
3. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. М., 2008.