Советы родителям, воспитывающим детей с детским церебральным параличом. | Курочкина Ольга Васильевна. Работа №207385
Автор: Курочкина Ольга Васильевна
Советы родителям, воспитывающим детей с детским церебральным параличом.
Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Санкт-петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5»
Доклад на тему:
«Советы родителям, воспитывающим детей с детским церебральным параличом»
Подготовил педагог
дополнительного образования:
Курочкина О.В.
Май 2018 г.
г. Пушкин
Советы родителям, воспитывающим детей с детским церебральным параличом.
Общие сведения о детском церебральном параличе.
Понятие и причины детского церебрального паралича
ДЦП – это патология, которая характеризуется нарушением двигательной деятельности, вследствие поражения головного мозга – происходит поражение коры, ствола и капсулы мозга. Причин патологического воздействия на жизненно-важный орган – множество.
Существуют 3 группы причин: беременность, роды и послеродовая деятельность ребенка.
Характеристика форм ДЦП:
Спастическая
диплегия
– форма, при которой поражение
двигательные
проявляются больше в нижних конечностях. Тонические рефлексы у таких детей задерживаются на значительные сроки, в
связи
с чем установочные рефлексы формируются с опозданием и различными отклонениями. При этой форме мышечный тонус повышен по спастическому типу и характеризуется непостоянным напряжением, которое при
специальном
воздействие
может быть снижен или на некоторое время исчезнуть.
Двойная гемиплегия – это форма, при которой двигательные расстройства проявляются тяжелым поражением рук больше, чем ног. Тонические рефлексы не развиты. Мышечный тонус повышен по типу ригидности
, который
плохо поддается расслаблению.
Гиперкинетическая
форма – состояние, при котором двигательные расстройства проявляются в виде насильственных движений, плохо поддаются управлению и контролю в конечностях, на туловище и в речевой мускулатуре. Тонические рефлексы при этой форме могут задерживаться до 3 и более лет.
Атонически-астатическая
форма
- это состояние, при котором двигател
ьные расстройства проявляются паре
зами на фоне низкого мышечного тонуса,
наступающим
в результате поражения мозжечка и его путей. Для этой формы характерны нарушение координации,
равновесия, особенности при движении. Слабо развита мышечная система.
Гемипаретическая
форма
- состояние, при котором двигательные расстройства проявляются поражением руки и ноги на одной стороне тела ребенка. Чаще всего эта форма выявляется уже с периода новорожденности
. При этом двигательные нарушения выражены более в кистях рук, предплечья и
голеностопе
.
Течение заболевания делится на 4 периода:
Острый
– 2 недели.
Ранний
– 2 месяца.
Поздний – до 2 лет.
Резидуальный
(
это остаточные явления) – после 2 лет.
Задача врачей и родителей как можно раньше выявлять симптомы заболевания. Для выявления симптомов существуют специальные пробы, которые должен делать врач, но также это будет полезно узнать и родителям.
Пробы:
Ребенок находится в положении на спине; врач располагает руку над головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку.
Врач берет малыша за руки и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть, а при ДЦП голова отбрасывается назад.
Руки ребенка поднимают вверх, параллельно голове, отводят в стороны. При ДЦП ребенок сопротивляется этим движениям.
Врач разгибает ноги малыша, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу.
При ДЦП определяется сопротивлением
.
Положение на животе.
Врач захватывает кисти и руки ребенка, пытается расположить руки по обе стороны головы, выводит руки из-под грудной клетки. При ДЦП определяется сопротивлением.
Врач кладет руки под подбородок и пытается поднять ему голову. При ДЦП подбородок давит на руку врача. В норме ребенок с 5 месяцев самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.
Пробы для определения правильного поясничного лордоза.
Исходной положение – ребенок лежит на спине: подтянуты колени ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, то это свидетельство того, что мышцы – сгибатели бедра укорочены.
Исходное положение – лежа на животе привести пятку р
ебенка к ягодице.
При
укороченной
прямой мышцы
бедра, это
сделать не удается.
Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого ребенок начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие. Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов ( одного или более ) из-за чего походка меняется: появляются колебательные движения при ходьбе из стороны в сторону или вперед-назад.
В остром периоде назначается медикаментозное лечение, а также массаж, лечебно-физические упражнения, адаптивные физические упражнения.
Задачи АФК для детей с ДЦП.
Обучение правильному дыханию
Тренировка системы равновесия и координации движения
Восстановление двигательной активности
Тренировка сердечнососудистой системы
Нормализация мышечного тонуса
Развитие мелкой и крупной моторики
Улучшение подвижности суставов
Советы родителям, воспитывающих детей с ДЦП.
Не смотря на всю сложность и тяжелые испытания, которые выпали на долю родителей и родственников, надо помогать малышу верить в свои силы.
Каждый день должен начинаться с тренировки физической и умственной тренировки.
Ставить цели,
задачи и достигать их.
Стимулировать,
поощрять активность и самостоятельность ребенка.
Чаще разго
варивать с ребенком. Компьютер,
игрушки не заменят ему Вас и Ваше общение.
Постоянно разв
ивайтесь, учитесь, знакомьтесь и изучайте педагогическую,
художественную литературу.
Развивайте в
ребенке нравственность и
эмоциональность.
Помните, что самое главное - это Ваша любовь и внимание.
Литература:
«Инновационные технологии АФК, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения» - под общей редакцией д.п.н профессора Евсеева С.П., Санкт-Петербург, 2011 г. НГУ им. П.Ф.Лесгафта.
«Технология планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях» С.В.Никольская, О.Н. Титорова, Санкт-Петербург, 2006 г., НГУ им. П.Ф.Лесгафта.