Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современные формы и методы помощи семье, воспитывающей ребёнка с интеллектуальными нарушениями | Пономарчук Яна Альбертовна. Работа №250761

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пономарчук Яна Альбертовна
В статье  описаны не только основные трудности семей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточнью, но и формы работы педагогов с родителями

Современные формы и методы помощи семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей.
Психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, более глубока, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений .
Рождение ребенка с интеллектуальным дефектом дестабилизирует психологическое состояние родителей потому, что в бытовом сознании этот факт воспринимается как признак чужеродности: "Он не такой, как все. Он не похож на нас, значит - он чужой". Окружающие начинают выискивать отклонения от нормы у родителей, воспринимать их как психически больных либо как алкоголиков, наркоманов и т.д. Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, используя все возможности для его изменения на другой, более приемлемый. Умственно отсталый ребенок воспринимается как близкими, так и в обществе негативно, с насмешкой, брезгливостью, избирательной жалостью. Даже в среде специалистов термины "умственная отсталость", "олигофрения", "дебильность" используются для негативных, унизительных характеристик детей и их близких.
Трудности, которые испытывает семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, значительно отличаются от повседневных забот семьи, воспитывающей нормально развивающегося ребенка. Практически все функции семьи, за небольшим исключением, не реализуются, или реализуются не в полной мере.
После рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты семьи с окружающим социумом искажаются, что связано с психологическими особенностями больного ребенка и с эмоциональной нагрузкой на членов его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в такой ситуации оказываются беспомощными, их положение можно определить как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Отклонения в психофизическом развитии детей раннего возраста не только являются возможным следствием органических и функциональных нарушений, но имеют и вторичный характер, обусловленный дефицитом общения и отсутствием адекватных способов сотрудничества родителей с детьми. В поведении родителей, воспитывающих проблемных детей раннего возраста, выделяется ряд особенностей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку и неадекватный стиль воспитания, недостаточная потребность в общении с ребенком .
Работа ссемьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений всистеме медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями вразвитии.
Важное значение впостроении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей сотклонениями вразвитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л.С.Выготского о единстве аффекта и интеллекта, на концепции С.Л.Рубинштейна (1957, 1973) о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Подтверждается, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма вцелом (П.К.Анохин, 1975). В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. Сдругой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют вслучае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы.
В качествецелей психологической помощисемьям, воспитывающим детей сотклонениями вразвитии, рассматриваются:
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка спсихофизическими недостатками всемье;
- оптимизацию самосознания родителей;
- формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку сотклонениями вразвитии.
Психологическая помощь семье является важным направлением всистеме медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей сотклонениями вразвитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и ее трансформацию вкоррекционную, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.
Каждая семья, воспитывающая ребенка сотклонениями вразвитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционные мероприятия.
Основной целью впсихокоррекционной работе сродителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения сребенком, повысить собственную самооценку. Это, всвою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и вперспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Направления психологической помощи семьям:
Все содержание психологической работы ссемьями, воспитывающими детей сотклонениями вразвитии, может быть представлено втрех направлениях:
психологическом изучениипроблем, возникающих у разных членов семьи всвязи своспитанием вней ребенка (лица) снарушениями развития;
психологическом консультировании семей;
психолого-педагогической и психокоррекционной работесдетьми и их родителями
Современными формами работы с родителями, имеющими детей с легкой степенью умственной отсталостью являются:
Информационно-аналитические
анкетирование;
опрос;
"почтовый ящик".
Наглядно-информационные
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды ОКНО – очень короткие новости;
выпуск газеты ЖЗД – жизнь замечательных детей.
Познавательные
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
Досуговые
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик.Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.В группе с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталость создается родительские клуб, заседания которого проходят 4 раза в год. Руководствуясь результатами анкетирования создаются темы, которые обсуждаются в клубе. Мероприятия должны проходить интересно и увлекательно. Примеры встреч: "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка". Кроме того, необходимо, чтобы дети приняли участие в заседании, включается практическая часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд ОКНО – очень короткие новости.В ОКНЕ отражаются наиболее важные события–праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: Что такое безопасность?, Еще раз о правах ребенка и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работыс семьей остается родительское собрание. Однако, известно, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно. Поэтому необходимо изменить формы и методы проведения собрания. Необходимо построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат становится ощутимее. Собрания проводятся в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Педагоги могут использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Таким образом, можно повысить процент посещения собраний родителями.
Самая популярная форма работы – досуговая.Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Ежегодно нужно проводить оздоровительные мероприятия, не зависящих от времени года. Например, поход На природу, цель которого сотрудничество с семьёй, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно совместно с детьми родители могут принимать активное участие в спортивных праздниках Курс молодого бойца, Все на лыжню. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьями, воспитывающих особых детей. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Роль психолога в работе с родителями всравнении со значением деятельности других специалистов являетсяпервостепенной.Привлекая родителей к работе с ребенком, психолог дает им возможность испытать радость успеха, закрепить стенические эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста— это продемонстрировать родителям возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации ее собственной деятельности.
Только деятельность (С.Л.Рубинштейн, 1957, 1999) и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести родителей из состояния тревоги, отчаяния и позволят им обрести новые жизненные ориентиры. В итоге воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×