Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе ☼
Автор: Плотникова Ирина Николаевна
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
По новым стандартам ФГОС теперь в начальной школе ребёнка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и раньше вполне успешно учили, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать функционально грамотную личность. Поэтому, педагогическая деятельность учителя должна быть направлена не только на развитие УУД, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Но и на формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Определяющим условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся. Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными.
Для достижения данной цели я использую в своей деятельности:
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Ведущее место среди современных педагогических технологий принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно продумать способ действия, который поможет решить поставленную задачу;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя или родителей;
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать в группе с товарищами;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение презентовать свою работу;
Проектная деятельность - модель обучения, в центре внимания которой стоят интересы ученика. Освоение знаний и навыков осуществляется через выполнение задач, поощряющих исследовательскую деятельность, а обучение выражается в конкретных результатах. Метод проектов определяется направляющими обучение вопросами, которые связывают образовательные стандарты, навыки высокого мышления с реальным содержанием окружающего мира.
Использование метода проектов позволяет мне включить в учебный процесс каждого ученика, независимо от его индивидуального учебного стиля.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Раньше часто задумывалась, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер, проектор и другие средства информационно-коммуникационных технологий.
Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.
С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:
- усиливаю интенсивность урока;
- повышаю мотивацию учащихся;
- провожу мониторинг их достижений.
Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Использование ИКТ на уроке направлено на формирование следующих компетенций:
Учебно-познавательные компетенции:
§ учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом;
§ развивать умение использовать источники информации;
§ оценивать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
§ обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Социальные компетенции:
§ владеть навыками сотрудничества;
§ владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях.
Коммуникативные компетенции:
§ уметь представить себя;
§ владеть способами совместной деятельности в группе.
Информационные компетенции:
§ владеть навыками работы с различными источниками информации.
В педагогической деятельности использую различные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы использую преимущественно при усвоении новых знаний (Уроки тётушки Совы).
2. Программы-тренажёры использую для формирования и закрепления умений и навыков учащихся (Матрешка).
3. Контролирующие программы использую для контроля определенного уровня знаний и умений.
4. Демонстрирующие программы использую для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся при проведении уроков использую здоровьесберегающие технологии, которые позволяют решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- демократический стиль общения на уроке;
- дифференцированное обучение;
- игровые технологии;
- динамические минутки и паузы.
Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время на уроках.
Ещё Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но, как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам, нам это не удается, так как сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных технологий.