Современные образовательные технологии и их роль в повышении качества образования. ☼
Автор: Михайлова Регина Рафисовна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Современные образовательные технологии и их роль в повышении качества образования.
Михайлова Регина Рафисовна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия им. И.Ш. Муксинова г. Янаул
Существует множество разных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
«Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве» ("Толковый словарь русского языка").
«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев).
«Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
«Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И. П. Волков).
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).
«Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М. В. Кларин).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, я использую следующие современные образовательные технологии:
1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
1) Урок русского языка.
На доске написаны слова «электровоз» и «паровоз». Нужно выделить в словах корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа учащиеся приходят к новому способу выделения корня. Делают вывод, что в этих словах 2 корня и они образованы из двух слов.
2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил задания: «К 3 прибавь 2 и помножь на 3». И другое: «К 3 прибавь 2, помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
3 + 2 * 3 = 15
3 + 2 * 3 = 9
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий дети приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать лучше этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, это задание принимает вид:
(3+2) * 3 = 15
3 + 2 * 3 = 9
2.Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
Например, на урок окружающего мира на тему «Растения» задаю дополнительное задание сравнить растения степи и леса.
3. Здоровьесберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке (упражнения на глаза, физические упражнения), динамических пауз (40минут после 4 урока), участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», « Витамины для глаз», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию бесплатного горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием: например, математика.
Решите задачу: Маша на празднике съела 10 мандаринов, а Петя на 6 меньше. Сколько мандаринов съели ребята? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи).
– Можно съедать так много мандаринов? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 4 человека. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Например, на уроке труда работа с пластилином, тема “Осень в лесу”. Сначала каждый делает свои элементы (дерево, гриб), а потом коллективно оформляют картину. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова.
5. Игровые технологии
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и другие
Эти уроки время от времени повторяются, успешно используются при изучении других тем в следующем классе. Детям они не надоедают.
Каждый раз, отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.
На таких уроках не навязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
И главное — огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка полученные знания.
Представлю вам некоторые из игр и игровых упражнений, которые использую на уроке:
- на уроках русского языка: «Умозаключение», «Пятый лишний», «Назови одним словом», анаграммы;
- на уроках математики: «Вычисли сумму», «Интеллектуальная разминка», «Кто быстрее», «Найди ошибку»;
- на уроках чтения: на примере отрывка стихотворения можно поиграть в игру «Поймай звук [и]»;
- на уроках ознакомления с окружающим миром: отгадывание загадок, уроки путешествия.
Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.
Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
Таким образом благодаря применению современных образовательных технологий в учебном процессе, повышается качество образования и интерес к урокам.
Литература
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец. / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М. : Ростов н/Д: Март, 2006. – 333 с.
4. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
5. Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
6. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.