Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию в ДОУ" | Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна. Работа №209435

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна
Доклад на тему: «Современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию в ДОУ» был представлен педагогам на педагогическом совете.

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

 

В данном докладе описаны методические рекомендации по организации проведению НОД по развитию речи в разных возрастных группах.

 

«Современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию в ДОУ»

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию тему: «Современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию в ДОУ»

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно, в процессе его роста и развития. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми, сверстниками).

Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и другими выдающимися педагогами.

Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей.

Ведущими являются образовательные ситуации, специальные занятия, ситуации общения.

Большое внимание уделяем правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживается игровыми моментами.

Для организации и проведения занятий по речевому развитию:

используем

непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;

во

время проведения занятия деятельность детей чередуем:

за столами, полукругом

, на

«

ковре

- самолете»

,

«корабле

», по

группам, в парах и так далее.

четко

определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие)

задачи с учетом интеграции непрерывно образовательной деятельности

;

формулируя

задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создава

ть условия», «развивать» и так далее.

 

На занятиях по речевому развитию включаем следующие задачи:

Развитие словаря.

Формирование грамматической стороны речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование разговорной (диалогической) речи.

Обучению рассказыванию (монологической речи).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

При планировании занятия определяются нами разнообразные по степени сложности методы и приёмы работы с детьми:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение и рассказывание художественных произведений, рассказывание без опоры на наглядный материал, заучивание наизусть, объяснение значения пословицы и поговорок.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника), картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.

Практические:

Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические), логические упражнения для развития речи (Т.А. Ткаченко.), игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры, хороводные игры и другое.

- Выбираем приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).

Используя различные методические приемы, создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.

Подготавливаем соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.

- Для проведения ярких и эмоциональных занятий применяем обязательно наглядность (картины – настенные, настольные, мелкие и раздаточные.

В своей работе используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, ауди аппаратуру для показа познавательных фильмов, сказок и презентаций, дивиди и сиди диски, CD, которые дети с удовольствием смотрят и слушают.

Разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации непрерывно образовательной деятельности).

Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:

- вводная (мотивационный этап);

- основная (содержательный этап);

- заключительная (рефлексивный этап).

Вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).

Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

- На первом этапе занятия должна создаваться нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

В ходе основной части используются различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

- После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.

В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.

На протяжении всего занятия обязательно побуждаем детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом». Также стараемся обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Еще контролируем собственную речь и выстраиваем речевые фразы от третьего лица. Например, отходим от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

На занятии по речевому развитию используем современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.); здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика).

Также используются эффективные технологии речевого развития детей:

-технология обучения детей составлению сравнений

-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

- В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В 3-4 года продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому подбираем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и другое.

- Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях, а также во всех видах детской деятельности.

Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).

Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия). К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.

И так, главной особенностью организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.

Таким образом, при использовании подходов к организации и проведению занятий по речевому развитию, познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×