"Современные практики организации духовно-нравственного воспитания дошкольников: условия, содержание, перспективы" | Стенькина Юлия Борисовна. Работа №376008
Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения – является духовно-нравственное воспитание дошкольников, эта работа очень важна в ф
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25
Ворошиловского района Волгограда»
Современные практики организации духовно-нравственного воспитания дошкольников: условия, содержание, перспективы.
Авторы:
Луцик Оксана Александровна
Заведующий
Хутницкая Мариам Вачеевна
Воспитатель
Сегодня мы хотим вас познакомить с формами организации в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников (проектная деятельность, семейные фестивали и гостиные, социальные акции и т.д.), моделированием РППС и опытом социального партнерства.
Одним из основных направлений работы нашего дошкольного учреждения – является духовно-нравственное воспитание дошкольников, эта работа очень важна в формировании будущего гражданина и социально активной личности.
Цель: Духовно-нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
Организовывая нашу работу, мы учитываем целевые ориентиры нашей образовательной программы и решаем следующие задачи.
Задачи:
развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
воспитание любви и уважения к своей Родине и национальным традициям.
Задача духовно-нравственного воспитания детей не может и не должна быть исключительно задачей деятельности педагогического коллектива дошкольной организации. Это вопрос, в котором должны объединиться усилия родителей и педагогов.
Взаимодействие с семьей мы рассматриваем как «Территорию согласия» между ДО и семьей, потому что именно в семье закладываются основные нравственные нормы. Духовно-нравственное воспитание будет наиболее полным, успешным, эффективным и результативным, если мы будем использовать образовательный, воспитательный потенциал наших социальных партнеров.
Современная система образования и, в частности, дошкольная ее ступень предлагает нам различные модели образовательной деятельности, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей.
Мы в нашем дошкольном образовательном учреждении используем такие образовательные практики как: проектная деятельность, семейные гостиные, семейные фестивали, социальные акции, семейные конкурсы.
В 2020 году наш детский сад стал участником регионального рождественского семейного фестиваля «Чудный миг», что явилось первым шагом в осуществлении работы по духовно-нравственному воспитанию и формированию необходимых профессиональных компетенций.
В рамках подготовки и проведения фестиваля мы использовали следующие образовательные ситуации:
- образовательные часы; (час – условная единица временного периода общения детей с тем или иным содержанием)
- музыкальные часы;
- литературные часы;
- часы рукотворчества;
- часы игры и кино.
Функции этих ситуаций заключаются в следующем «через открытие к сопереживанию». В данной ситуации взаимодействуют педагог – дети.
- семейные гостиные;
- семейный праздник.
Функции этих ситуаций заключаются в следующем «от сопереживания к открытию», взаимодействуют педагоги – дети – родители.
Остановимся на одной из форм работы - семейная гостиная.
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ «Рождественский миг»
Участники: воспитанники группы старшего дошкольного возраста, их родители, заведующий детским садом, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель: становление традиций творческого взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание ребенка.
Задачи:
- приобщение детей и их родителей к ценностям православной культуры, национальным традициям, российским духовно-нравственным и семейным ценностям;
- обретение ребёнком опыта самоопределения в мире ценностей и традиций российского общества на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности;
- поддержка готовности родителей ребенка к выстраиванию совместной с педагогами детского сада системной работы по становлению духовно-нравственных основ жизни детей.
Приемы и методы:
Беседа, театрализация, групповая творческая деятельность, рефлексия.
Организация предметно-пространственной среды:
Музыкальный зал дошкольного учреждения, предназначенный для организации встречи детей, их родителей и педагогов учреждения; экранная среда для обеспечения визуальной поддержки праздничной встречи; столы для коллективного совместного творчества детей и родителей.
Предварительная работа:
- воспитатели: беседа с детьми на тему «Православные традиции моей семьи»; создание рисунков по мотивам произведений русских живописцев на тему «Зима»;
- родители: семейное посещение православного храма - знакомство с внутренним устройством и образным рядом храма.
Семейная гостиная «Рождественский миг» входит в программу годового круга образовательных событий духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в МДОУ «Детский сад № 25 Ворошиловского района Волгограда» с января по декабрь 2024 года, в соответствии с Указом Президента РФ от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи».
Календарь программы:
ЗИМА
Встречи с произведением ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства
И.И. Шишкин «Зима в лесу», И.И. Шишкин «На Севере диком», И. Грабарь «Февральская лазурь»
ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА
Семейная гостиная «Рождественский миг»
ВЕСНА
ВСТРЕЧИ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Б.М. Кустодиев «Масленица», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Большая вода»
ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА
Семейная гостиная «Праздник Светлой Пасхи»
Лето
Встречи с произведением ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин «Рожь», А. И. Куинджи «Березовая роща»
ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА
Семейная гостиная «День Святых Петра и Февронии Муромских»
ОСЕНЬ
ВСТРЕЧИ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Б.М. Кустодиев «Деревенский праздник», И.И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень»
ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНОГО ПРАЗДНИКА
Семейная гостиная «Покров Пресвятой Богородицы»
Духовные наставления и поддержку детскому саду в организации и проведении семейных гостиных оказывают настоятель Крестовоздвиженского храма - иерей Владимир Аврамов, настоятель Казанского храма Волгограда - протоиерей Алексий Кузнецов.
Цикл семейных гостиных – форма организации просветительского направления в работе с родителями – совместный проект педагогов, воспитанников и их родителей, направленный на популяризацию сохранения традиционных православных и семейных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, воспитанников и семьи, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственной и базовых национальных ценностей.