Современные технологии формирования ЗОЖ у детей с ОВЗ | Николаева Елена Владимировна. Работа №289864
Автор: Николаева Елена Владимировна
В статье раскрываются основные современные технологии формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья. Даны понятия здорового образа жизни, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая направленность педагогического процесса, является ведущей в организации обучения для данного контингента обучающихся. Подбор и использование физкультурно-оздоровительных технологий, гигиенических и природных факторов, определение и создание средовых, санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николаева Елена Владимировна
высшая квалификационная категория
учитель адаптивной физической культуры
государственное учреждение образования
«Вспомогательная школа № 24 г.Орши»
Орша, Республика Беларусь
Аннотация. Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования, так как реализация права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию является важным фактором устойчивого развития общества. Образование – это право каждого человека, в том числе тех, у кого имеются определенные психофизические особенности развития. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Ключевые слова. Инклюзивное образование, здоровый образ жизни, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями является приоритетным направлением развития государственного учреждения образования «Вспомогательная школа № 24 г.Орши».
В практику работы школы широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни обучающихся. Различные методы и средства физического воспитания, расширение двигательной активности оказывают весьма широкий спектр воздействия на ребенка.
Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая направленность педагогического процесса, является ведущей в организации обучения для данного контингента обучающихся. Подбор и использование физкультурно-оздоровительных технологий, гигиенических и природных факторов, определение и создание средовых, санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий способствуют сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Создание здоровьесберегающих условий, оптимальное сочетание медико-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы, взаимодействие с семьей в укреплении здоровья детей положительно влияют на развитие и здоровье детей с ограниченными возможностями [2, с. 16].
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в условиях инклюзивного образования, выделяют несколько групп, в основе которых – разный подход к охране здоровья, а. соответственно, и разные методы и формы работы.
Планируются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа к другому для своевременного обнаружения наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности, «взрыва», принимаются необходимые меры к активному отдыху и восстановлению [1, с. 5]. Для снятия психоэмоционального и статистического напряжения активно используются физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Используются медико-гигиенические приемы сохранения функции зрения, методика активации мышечного тонуса.
Цель физкультурно-оздоровительных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Физкультурно-оздоровительные технологии выполняют следующие функции: развитие сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы организма; профилактика различных заболеваний; развитие физических качеств; восстановление после учебной деятельности, снятие напряжение и расслабление.
В нашей школе обучение направлено на развитие, становление, сохранение, использование оставшихся в наличии функций организма, коррекцию и компенсацию отклонений у детей с ограниченными возможностями, на поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами и позволяет решать следующие основные задачи: способствовать развитию широкого круга основных и специальных двигательных способностей ребенка, жизненно необходимых двигательных умений и специальных знаний; повышать функциональные возможности различных органов и систем; вырабатывать уверенность в своих силах, готовность к преодолению физических нагрузок, к разнообразным жизненным важным действиям [3, с. 21].
В работе с обучающимися педагоги нашей школы исходят из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности.
Список литературы
Алехина С.
В. Принципы инклюзии в практике
образования//Аут
изм
и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С.1-6
Гамаюнова
А.Н. Формирование ценностей
здоровья и
здорового
образа жизни как направление образования учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида / А.Н. Гамаюнова, А.Н., М.А. Якунчев // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2007. № 6. С. 15-21.
Инклюзивное образование: Стратегии ОДВ для всех детей /
Петерс
Сьюзен Дж. ; под ред. Т. В. Марченко, В. В. Митрофаненко, В. С. Ткаченко; пер. с англ. Ю. В. Мельник. - Ставрополь : ГОУВПО «СевКавГТУ», 2010. - 124 с.