Современные формы работы по подготовке детей к школе согласно ФГОС

Автор Николаева Светлана Валентиновна

ДОКЛАД НА ТЕМУ:
"Современные формы работы по подготовке детей к школе согласно ФГОС"
К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые "неорганизованные" дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.
Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, "отрицает самоценность проживания эпохи детства". С этим трудно согласится. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ребёнка. Основной идеей этого подхода является построение образовательной деятельности через решение познавательных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Оно организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ребёнка нет заранее готового ответа, этот ответ он ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от детей активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и явлений и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических действий, продуктивной, поисковой и опытно-исследовательской деятельности. Проблемное задание дает указания, которые предлагаются детям для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности и направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается педагогом с помощью определенных приемов, методов и средств. Проблемное обучение отличается от традиционного тем, что педагог специально создаёт ситуации, которые вызывают у детей интеллектуальное затруднение, если они не могут объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами. Следовательно, ребёнок должен найти новый способ познания. У него возникает потребность активно мыслить, искать, выяснять, ставить цели, находить пути их достижения, добиваться результата. А главное, ответить на вопрос: почему?, где?, как?, зачем? и т.д. Потребность, как известно, рождает мотив, побуждающий человека, в данном случае ребёнка, думать и действовать. При этом с дидактическими, решаются задачи нравственно-волевого содержания в развитии самостоятельности, целеустремлённости, доброжелательности, общительности и пр. Метод проектов. Похожая статья: Дошкольное образование в России Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников с привлечением социальных партнёров и родителей, для взаимодействия с окружающей средой. Это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, которая завершается в реальном материале - продукте проекта. Метод проектов или обучение в сотрудничестве находит все большее распространение в системе образования, т.к. позволяет: передавать детям сумму тех или иных знаний, научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; приобретать коммуникативные навыки и умения, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.); расширять человеческие контакты, знакомить с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; развивать умение пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения, так называемая Модель трёх вопросов. Что вы знаете? - основополагающий вопрос, имеющий несколько вариантов ответов, который отсылает детей к большим идеям и основополагающим концепциям. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин. Что хотите узнать? - проблемный вопрос, который непосредственно связан с темой проекта и поддерживает исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько дети понимают базовые концепции проекта. Что надо сделать, чтобы узнать? - учебный вопрос, который связан с конкретными знаниями, целями и стандартами. Любой проект должен быть связан с реальной жизнью детей и их окружением и завершаться демонстрацией продуктов деятельности подходящей аудитории (друзьям, сверстникам, педагогам, родителям, социальным партнёрам). Конечный продукт позволяет самовыразиться и почувствовать ответственность за свою работу, идёт развитие познавательных умений и навыков, таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка информации. Совместная деятельность в работе над проектом даёт возможность гармонично соединить и реализовать задачи нравственного, духовного и интеллектуального развития каждого ребёнка в процессе поиска всеми детьми общей цели, возможных путей осуществления этой цели и реализации намеченного проекта для получения результата. В совместной деятельности, дети постепенно приобретают опыт вместе думать, с удовольствием, целенаправленно общаться и помогать друг другу. Похожая статья: Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование Именно в совместной деятельности у детей формируются представления о нормах и правилах поведения в среде сверстников при выполнении общей задачи, т.е. происходит социализация, развиваются нравственные, волевые, коммуникативные навыки и многое другое. С помощью создания игровой ситуации, которая будет интегрировать в себя разные виды деятельности, в соответствии с поставленной задачей, интересами и уровнем возможностей детей данной группы, можно так построить работу с детьми, чтобы максимально заинтересовать и включить их в деятельность. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как Физическая культура, Познание, Социализация, Труд. Игры являются также одной из форм реализации содержания областей Здоровье, Безопасность, Коммуникация, Музыка, Литература. А самое главное, ребёнок имеет возможность прожить игровую ситуацию в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Может свободно передвигаться и общаться с одним или несколькими членами игрового события. У него есть выбор – принять участие в игре, или понаблюдать за ней со стороны; включиться или выйти из игровой ситуации в любой удобный для него момент, по своему собственному желанию. В итоге совместное планирование и проектная работа приводят к следующим результатам: формирование активной жизненной позиции; самоопределение в деятельности; самостоятельность действий и ответственность за выполнение поставленной цели; принятие различных способов достижения поставленной цели; понимание разности интересов и потребностей у разных людей; независимость от опёки взрослых; развитие интересов и потребностей, склонностей к определённому виду деятельности; возможность развития в том направлении и темпе, который свойствен данному ребёнку; возможность самоопределения и самовыражения в наиболее успешной области; осознание результативности собственной деятельности как части общего дела Свободная деятельность детей. Свободная деятельность активизирует возможности ребёнка применять и самостоятельно накапливать социальный опыт, полученный в ходе реализации проекта. Этому способствует специально организованное образовательное пространство с оборудованными зонами, наполненными различными материальными объектами, побуждающими ребёнка не только попробовать свои силы, но и самостоятельно организовать свою деятельность. При создании развивающей среды реализуются принципы рациональности размещения, прозрачности, вхождения в зону и прочими требованиями. В условиях такой организации среды ребёнок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела, свободного перемещения в любое пространство группового помещения. Он сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов её решения; прилагает волевые усилия для реализации задуманного; приобретает новый опыт целенаправленного взаимодействия с предметной средой, партнёрами; учится управлять собой. Он начинает открывать собственные возможности: я могу, я выбираю, я творю, я оцениваю, я свободен, что является стимулом к его личностному развитию. При правильной организации жизнедеятельности детей в детском саду: Сохраняется и улучшается психологическое и физическое здоровье ребёнка; Развивается эмоциональная, нравственно-волевая и интеллектуальная сфера; Активизируется возможность накапливать и применять социальный опыт; Происходит личностный рост через познание самого себя: я могу, я выбираю, я творю, я оцениваю, я свободен; Развивается творческий потенциал; Развивается любознательность, формируя познавательный интерес; Формируются элементы учебной деятельности.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут отличными помощниками в диагностики развития детей: - Развитие внимания - Памяти Похожая статья: Дошкольное образование. Новые формы работы - Мышления - Речи - Личности - Навыки учебной деятельности Приобщение к информационной культуре — это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. и создание проектов в графических, программных средах.
Это мой взгляд на то, как должна строиться работа в ДОУ с учётом новых требований ФГТ и ФГОС. На сегодняшний день целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Использованная литература:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
/http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html/ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008/ Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я.-2007.-№5.-с.129-139.Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе.-2007.-№2.-с.13-20.Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x