"Современные педагогические технологии, формы методы при организации учебной деятельности на уроках физической культуры"

. Автор Фазлетдинова Венера Ильдусовна

Современные педагогические технологии, формы, методы при организации учебной деятельности на уроках физической культуры
Считаю наиболее эффективным методом в физическом воспитании соревновательно-игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной активности на уроке физкультуры за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно-игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.
Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру и возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задания предлагаются проще, чем позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оценивается двигательная активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.
Как я это применяю на уроке? В этом мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательно-игрового двигательного действия.
Каждый урок начинается с подготовительной части, т.е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям). Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок). Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителя обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следует соревнование на лучшее исполнение. Для этого используются следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек напротив мальчиков. Дети визуально следят за выполнением упражнений друг друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е.подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагаются задания: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока ребятам нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.
В основной части урока идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязателен (особенно если урок ведется в начальном и среднем звене). В старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения учителем. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапного обучения от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.
В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагаю детям соревнования в теоретических знаниях, например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке.
Итак, я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идет переход к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнения в совершенстве.
Главныетребования современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. В этом направлении в своей работе использую технологию дифференцированного физкультурного образования (ТДФО).
Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
ТДФО предполагает:
выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности);
деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;
деление содержания программы.
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. Надо дать шанс ребенку поверить в себя, свои возможности. Каждую четверть я принимаю тесты на выявление физических качеств (челночный бег, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лежа, прыжки через скакалку и т.п.). Первые результаты беру за так называемую точку отсчета, а уже в дальнейшем наблюдаю за динамикой результатов. Если отмечается прирост результата, при оценивании теста это учитывается.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет создавать собственные презентации к урокам в качестве наглядности, активно добывать необходимую информацию, участвовать в дистанционных олимпиадах, конференциях; дает возможность общаться с коллегами и обмениваться опытом в сетевых сообществах.
Основными направлениями здоровьесберегающей технологии на уроках физкультуры являются: знакомство с результатами медицинских осмотров детей и их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе, здорового психологического климата на уроках, ситуации успеха для каждого ученика; учет возраста, пола учащихся при проведении занятий физической подготовки, состояния здоровья, уровня развития и подготовленности учащихся; соблюдение необходимых условий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим) на уроках физкультуры.
Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельностный подход в обучении, основа организации любого современного учебного занятия. Такое направление в работе помогает мне обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Наличие на уроке мотивационного, операциального и рефлексивного-оценочного этапов; участие обучающихся в целеполагании, планировании урока, самоконтроля и самооценки являются параметрами системно-деятельностного подхода.
Как это выглядит на уроке физкультуры?
1-й урок – учебно-познавательный. Вхождение в новый раздел Баскетбол.
Мотивационно-целевой этап (видео).
Предлагаю просмотр видеофрагмента баскетбольных матчей, реализации амплуа игроков, дриблинги, финты известных спортсменов.
Операционально-содержательный этап.
Учащиеся выполняют учебные задания, построенные в виде последовательности алгоритма учебных действий.
Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия, контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) нацеливаю на будущие результаты и эффекты, которые дают занятия этим видом спорта, диагностика первоначальных умений по баскетболу.
2-й урок- учебно-обучающий. Освоение техники приемов и передач мяча, перемещений игроков в баскетболе.
Мотивационно-целевой этап (видео). Просматриваются фрагменты выполнения техники приемов и передач мяча по фазам, перемещений игроков с использованием доски. Изображаем схематично.
Операционально-содержательный этап.
Учебные задания, построенные в виде последовательности алгоритма учебных действий.
Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия, контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) нацеливаются на технику выполнения заданий, допущенные ошибки, возникшие трудности.
3-й урок – учебно-тренировочный. Учебная игра в баскетбол.
Мотивационно-целевой этап (видео).
Просматриваются фрагменты изученных приемов и передач мяча, перемещений и взаимодействий игроков.
Операционально-содержательный этап. Учебные задания, построенные в виде последовательности алгоритма учебных действий.
Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия, контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) нацеливаются на результаты учебной игры, преимущества и (или) погрешности во взаимодействии игроков. выполнения заданий, допущенные ошибки, возникшие трудности.
Таким образом, обучающиеся поэтапно находят, знакомятся, преобразовывают информацию (познавательные УУД), планируют свою и выполняют работу, в том числе и в группе (регулятивные УУД), контролируют и представляют свои результаты в определенном виде спорта (коммуникативные УУД.
Фазлетдинова В.И.,
учитель физической культуры, ТСОШ №3,
Муйский район, Республика Бурятия
Преподаватель
Учащиеся
Задание- ознакомление, показ, организация двигательного действия
Восприятие задания и подготовка к его выполнению
Анализ с выявлениями ошибок и путь их устранения
Осмысление и распределение последовательности выполнения задания учащимся
Выполнение соревновательно-игрового задания
Оценка
Правильно
Совершенствование предыдущего или получение нового задания
Неправильно
Обращение за помощью
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x