Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников | Медведева Елена Владимировна. Работа №240471
Автор: Медведева Елена Владимировна
Аннотация: как зародить в детских сердцах любовь и уважение к своей Родине.
Cовременный подход к патриотическому воспитанию дошкольников.
Медведева Елена Владимировна
воспитатель
МБДОУ №212 «Городок»
г. Красноярск, Россия
Аннотация: как зародить в детских сердцах любовь и уважение к своей Родине.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине, это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней ее счастливых и несчастных дней (А.Н. Толстой).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость?
Это мы, как педагоги, и должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, так как это период по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать нашу страну, в которой живут люди разных национальностей; знать, что у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; что каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружающим. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к Родине, Отчизне.
Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. И для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей должна быть в нем интересной, насыщенной, запоминающейся.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи, шоферы и т. д.);
- везде соблюдаются традиции – Родина помнит героев, защищающих ее от врагов;
- во всех городах и селах живут люди разных национальностей, совместно трудятся,
помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом РФ.
Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (П.И. Чайковский, С. Прокофьев); поэзии (А.Блок, С.Есенин); художественная литература (сказки, былины, рассказы), театр, изобразительное искусство (Левитан, Шишкин).
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны, родного города, тех людях, которые прославили нашу Родину. Также необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с характером российского народа (находчивость, терпимость, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и т.д.).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бег раскручивает духовно-нравственную работу души, а уж в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Известно, что среди всех видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Я имею в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и т.д.). Особенностью русских народных игр, а также любых народных игр, является то, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.
Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей. И еще – народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
Для осуществления задач по нравственно-патриотическому воспитанию мною был оформлен центр по данной теме: «Наш дом – Россия».
Проведена предварительная работа с родителями по сбору материала по теме: «Они защищали Родину».
С особым интересом дети и взрослые приступили к работе по изучению военных историй своих родных - собирали фотографии, статьи, награды, оформляли портреты для бессмертного полка. С помощью детей, родителей, бабушек, дедушек был создан мини-музей «Уголок славы»; оформлены альбомы: «Любимый город», «По местам боевой славы», «Будем помнить», «Столбы-наша гордость»; записана музыкальная копилка «Песни военных лет»; ежегодно мы с детьми ездим на экскурсии в мемориал «Военной Славы»; были в театре кукол, на фабрике игрушек; проводим праздники: «День Защитника Отечества», «День Космонавтики», «День Победы»; организовываем выставки детских работ «Мой любимый город», «Моя семья», «День Победы»; участвуем в различных конкурсах: «Военная техника», «Космос», конкурс чтецов «Мир на всей планете» и т.д.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература:
Никонова И.Е. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. М.
,
1991г.
Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания. М.
,
1998г.