Современный урок: от планирования к проектируемой деятельности ☼ ☼
Автор: Нечаева Марина Юрьевна
Несмотря на то, что меняются цели и содержание образования, появляются новые технические средства и технологии обучения, урок продолжает оставаться главной и единственной формой учебного процесса. Вместе с тем, на фоне новой парадигмы образования урок не может не меняться [5, с.3].
В федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования в осуществлении образовательного процесса ставятся новые цели, ориентирующие учащихся на формирование универсальных учебных действий, на овладение ключевыми компетенциями и т. п. Все эти нововведения должен реализовывать учитель в рамках урочной деятельности.
Несмотря на то, что структура современного урока отличается от традиционной, в неё включены привычные традиционные этапы: организационный момент, проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новой темы, постановка цели занятия, организация восприятия и осмысления новой информации, домашнее задание, подведение итогов урока.
Кроме вышеперечисленных этапов, современный урок включает и новые структурные компоненты: организацию усвоения и освоения способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Это переносит акцент с преподавательской активности учителя на учебную деятельность самих учеников.
Первоочередной задачей такого урока становится результат. Он должен быть виден не в передаче учащимся знаний, умений и навыков, а в овладении универсальными учебными действиями, компетенциями, на формирование которых направлен образовательный процесс [5, с.3].
Надо учитывать, что очень важным аспектом в достижений качественных результатов обучения становится методическая готовность учителя к нововведениям.
Методическая готовность определяется как сложное и целостное психологическое явление, которое мотивирует учителя на задачу — не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться [2, c.12]. Современные научные данные свидетельствуют о том, что сегодня эта задача может быть решена посредством технологии развития критического мышления, развития интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно [3, с.11-13].
Для того, чтобы эта задача стала осуществимой, возникла необходимость поиска новых подходов к технологии построения нового урока. И сегодня на смену методическим материалам, традиционно сопровождающим урок, приходит технологическая карта, как совершенно новая методическая форма представления материалов современного урока.
Сам термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. В них технологическая карта характеризуется как форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструменты, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.[4, с.12].
В дидактическом контексте, термин «технологическая карта» рассматривается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС[2, с.10].
Если обратиться к истории методических материалов урока, то нельзя не вспомнить планы, конспекты уроков, методические разработки, которые активно использовались и всё ещё продолжают использоваться учителями в работе.
План — это текст, который компактно отражает последовательность изложения материала и более подробно передаёт содержание его частей, это заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Что касается конспекта, то в самом общем виде, это понятие определяется как подробное изложение содержания материала и деятельности как учителя, так и учащихся на каждом этапе урока. Это акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге [1, с.136-137].
План урока | Ход урока | ||
Этапы | Приемы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
|
|
|
Методическая разработка определяется как логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия или мероприятия. К ней предъявляются следующие требования: её содержание должно четко соответствовать теме и цели; материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и ясно; она должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции , тесты и т. д.).
В целом, традиционные методические материалы представляют собой систему деятельности педагога в виде кратко изложенных текстов. Они помогают педагогу в подготовке и проведении урока, избавляя его от необходимости удерживать в памяти все его детали и их смысловую и хронологическую последовательность.
В условиях расширения новых педагогических технологий, традиционные методические формы, хотя и продолжают сохраняться, но при новых целях и задачах современного урока, которые сегодня ставятся образованием, требуют пересмотра и переосмысления.
Технологическая карта урока в своей современной форме планирования стала проектом учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.
В отличие от плана-конспекта, который включает текстовое описание урока, технологическая карта представляет собой способ графической таблицы, позволяющей структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Это модель построения урока, посредством которой учитель проектирует формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и т. п. Она не просто помогают педагогу организовать педагогическую деятельность. Её обязательным свойством является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся, которая проходит все ступени и приводит к намеченному результату[2, с.11].
В структуре технологической карты урока выделяются следующие преимущественные черты: тщательно спланирован каждый этап деятельности; максимально полно отражена последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; скоординированы и синхронизированы действия субъектов педагогической деятельности.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. [4, c. 21-23].
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
На сегодняшний день, устоявшейся формы технологической карты урока пока не существует. И в тоже время, предложенные разработки рекомендуемых технологических карт помогают творчески работающему учителю, с учетом собственного видения: самостоятельно осмыслить и спроектировать учебный процесс, последовательность работы; отразить тот или иной инновационный педагогический подход; гибко используя эффективные приёмы и методы в процессе обучения, организовать самостоятельную деятельность учащихся; осуществить интегративный контроль результатов учебной деятельности, обеспечивая повышение качества образования[4, с. 13].
Таким образом, можно сделать вывод, что технологическая карта как новая дидактическая форма представления материалов даёт возможность планировать учителем каждый этап деятельности; максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Примечание:
·Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005.
·Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова.- Волгоград: Учитель, 2014.- 99с.
·Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.- Спб.: КАРО,2013.- 144с.
·Логинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой, 2011.- №12.- с.12-18.
·Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок / А.В. Пашкевич.- Волгоград: Учитель,2014.- 207с.