Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Современный урок в условиях реализации ФГОС ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Пузикова Марина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Кировский Кировского района Приморского края»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный урок в условиях организации ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  Пузикова Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

пгт. Кировский 2016

 

 «Современный урок в условиях организации ФГОС»

 

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.»                                                                                                       Л.Толстой

 

 

 

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

 

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Приведу несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта.»  Они гласят так:

§  учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

§  разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

§  гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

Я считаю, именно это является опорой современного урока.

 

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, являются поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и процессы глобализации. Эти требования связаны с тем, что меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций  и социальных ролей. Следствием этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся  социально-экономических условиях.

 

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в информационной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы.

 

Каким бы современным не был наш урок, не стоит забывать, что важным его элементом является учебник. На смену прежним, традиционным  учебникам приходит учебно-методический комплект, включающий учебники, рабочие тетради, электронные приложения, средства методической поддержки, интернет-поддержку образовательного процесса и многое другое. Развитие информационных и  коммуникационных технологий позволяет утверждать, что ЭОР (электронные образовательные ресурсы) займут своё достойное место. Поэтому от учителя зависит, насколько выбор учебных изданий будет педагогически обоснованным.

Мы приходим с вами к выводу о том, что дидактические принципы построения урока в информационной образовательной среде являются важным педагогическим инструментом в подготовке учителем такого современного урока, и особенно они важны для анализа планируемых образовательных результатов.

 

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того чтобы целенаправленно и методически обоснованно их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Следует учитывать тот факт, что ЭОР обладают такой важной дидактической характеристикой, как интерактивность, которая в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

Применение средств ИКТ на уроке позволяет:

§  усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся;

§  обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению;

§  повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса;

§  усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;

§  расширить круг учебных задач, используемых в обучении;

§  включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ;

§  создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.);

§  повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучающихся;

§  погрузиться обучающимся в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

 

Таким образом, подготовка современного урока представляет собой целенаправленное сочетание следующих элементов, направленных на достижение планируемых  образовательных результатов:

§  педагогическая ситуация;

 

§  содержание обучения;

§  техническое оснащение;

§  программное обеспечение;

§  организация обучения в информационно-образовательной среде урока.

При этом каждый современный урок конструируется учителем с учётом как общих, так и индивидуальных особенностей школьников, исходя из условий и специфики данного образовательного учреждения, в котором будет происходить процесс обучения.

 

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным  становится вопрос о том, как можно и нужно развивать УУД (универсальные учебные действия). И где же их развивать, как не на уроке?

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие  универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

Новым смыслом  урока является   решение проблем  самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

 

Многие учителя, понимая важность умения учиться и разделяя идеи концепции развития УУД, всё же испытывают большие сомнения в возможности достижения поставленных задач. И одна из основных причин – недостаток знаний и умений в области применения таких психолого-педагогических технологий, с помощью которых становится возможным достижение новых образовательных результатов.

Как же ребёнок познаёт мир? Очевидно, что любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы, предшествующее постановке мыслительной задачи, имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении. Именно данный этап мышления и познавательной активности ребёнка связан с порождением проблем, вопросов, формулированием новых задач, что имеет прямое отношение к процессам продуктивного и творческого мышления.

К сожалению, в наиболее распространённой практике обучения детей это важнейшее звено мышления и познавательной активности ребёнка выпадает из учебного процесса. Мышление ученика, как правило, начинается с задачи, данной учителем, и завершается её решением.

Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты,  сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными приёмами. Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что стихийное исследовательское поведение ребёнка, его индуктивные и дедуктивные  рассуждения необходимо включить в специально организованные исследования, которые позволяют овладеть приёмами и методами, заимствованными из науки и научного мышления, превратить процесс познания окружающей действительности в творческий процесс, способствующий развитию мышления и творческой активности человека.

 

Давайте сравним, из каких этапов состоит урок?

 

Традиционный урок

Современный урок

 

Организационный момент.

 

Самоопределение к деятельности.

Актуализация опорных знаний.

 

Актуализация опорных знаний.

 

Объяснение нового материала.

 

Создание проблемной ситуации.

Закрепление.

 

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу.

 

Итог урока.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Включение знаний в систему знаний.

Рефлексия.

Домашнее задание.

 

 

На примере данной таблицы видны изменения в структуре урока.

Следует отметить, что современный урок отличается тем, что представляет собой урок-систему. Каждый последующий урок является продолжением предыдущего урока. И если учитель не выработает систему, то результаты будут плачевными.

 

Отличительной чертой современного урока является его цельность.  Цельность урока, его подчинённость одной идее обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением. Если обобщение – это содержательно-смысловой стержень урока, т.е. то, «ради чего» проводится урок, то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, - это динамический стержень урока, т.е. то, «из-за чего» проводится урок. Благодаря обобщению обеспечивается содержательная цельность, или единство урока, а благодаря мотивации – его психологическая цельность, обусловливающая психологическую связанность  и необходимость всех этапов, предотвращение распада урока на отдельные составные части. Всё это становится тем более понятным, если мы вспомним, что идея методики исследования заключается в моделировании естественного процесса открытия. Для того чтобы это открытие состоялось, чтобы получение нового знания психологически переживалось как открытие, урок и должен обладать особыми характеристиками, которые мы обозначили через определение урока как системы.

 

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом необычные (нестандартные) уроки.

В необычных уроках личностно-развивающей  парадигмы  иным становится и смысл урока и его содержание, и его оформление.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок - маскарад
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Ключевые моменты урока.

Необычный личностно развивающий урок – это не просто создание учителем благоприятной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыт к их собственной жизнедеятельности. Вся деятельность должна опираться на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, раскрытие его субъектного опыта. Учитывается не только социальный статус ребёнка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании. При такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и учителем, и психологом! Но ведь именно такая работа даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, в конечном счёте, позволяет повышать эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом.

 

Необычный личностно-развивающий урок – это не просто создание учителем благожелательной атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Урок приобретает качественно иное значение, он превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая каждый аспект пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности. По этой причине возникает необходимость отхода от традиционных внешних взглядов на структуру урока и определение внутренней, инвариантной структуры, имеющей отношение как к обучению, так и к воспитательным процессам. И это очень важно, особенно, когда мы, учителя начальных классов, работаем с малышами, т.е. с начальным звеном.

 

Цели деятельности учителя направлены, прежде всего, на развитие личности ученика и включают:

§  развитие позитивных индивидуальных свойств ученика – способностей, интересов, склонностей;

§  развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;

§  развитие личностно смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

§  развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.

 

Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.

 

Именно в данных уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к более глубинному основанию знаний. Процесс проникновения в глубину способствует возникновению личностного

 

смысла знаний. Он становится возможным тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.

 

Структура уроков

 Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

 

Урок изучения нового материала:

 • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

 • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

 • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

 • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

 • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

 • контроль результатов первичного запоминания;

 • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

 • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

 • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 Структура уроков совершенствования знаний, умений и навыков:

 

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

 • сообщение учащимся цели предстоящей работы;

 • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

 • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

 • проверка выполненных работ;

 • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

 • задание на дом (если это необходимо).

 

Урок формирования умений и навыков:

 • постановка цели урока;

 • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

 • проведение проверочных упражнений;

 • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

 • упражнения на их освоение;

 • упражнения на их закрепление;

 • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

 • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

 • упражнения творческого характера;

 • итог урока;

 • задание на дом.

 

Урок применения знаний, умений и навыков:

 • организация начала урока (психологический настрой учащихся);

 • сообщение темы урока и его задач;

 • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

 • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

 • упражнения в применении знаний и умений а измененных условиях;

 • творческое применение знаний и умений;

 • упражнение по отработке навыков;

 • домашнее задание;

 • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 Структура уроков обобщения и систематизации знаний:

 

Урок повторения:

 • организация начала урока;

 • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

 • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знании, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

 • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

 • задание на дом.

 

Повторительно-обобщающий урок:

 • организационный момент;

 • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

 • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

 • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

 • формулирование выводов по изученному материалу;

 • оценка результатов урока;

 • подведение итогов;

 • задание на дом (не всегда).

 

Урок контроля и коррекции:

 • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

 • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

 • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

 • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

 • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

 • организация начала урока;

 • проверка домашнего задания, постановка цели урока;

 • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

 • изучение нового материала, в том числе и объяснение;

 • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

 • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

 • подведение итогов и результатов урока;

 • задание на дом;

 • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Рекомендации к проведению современного урока:

§  использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

§  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

§  стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

§  поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

§  применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

§  создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

§  обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

§  при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

§  при задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

 

И в заключении своего доклада мне хотелось бы порекомендовать всем моим коллегам-учителям памятку. Возможно, кто-то из вас захочет её использовать в своей работе.

 

Памятка для учителя.

   С самого начала учебного процесса демонстрируйте детям своё полное к ним доверие.

  

   Помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребёнком в отдельности.

  

   Исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

  

   Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

  

   Активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

 

Эти моменты являются основными для работы в группах, а  необычный личностно-развивающий урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности учащихся, дальнейшее развитие субъект-субъектных отношений на уроке. На уроке не должно быть никакой официальности, царствует атмосфера непринуждённости.

Никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учениками. Должна быть создана такая атмосфера, которая позволяет детям высказываться о своих знаниях, сомнениях, задавать вопросы, просто рождает желание поделиться друг с другом.

Решающее в данном обучении – добиться, чтобы у ребёнка возникла потребность в познании. Особое значение приобретает формирование духовной жизни школьника на уроке.

 

В рамках заданной программой обучения общей цели, современные уроки преследуют собственную цель: поднять интерес  учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения.

 

Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя это возможность для самореализации, творческого подхода к своей работе, осуществления собственных идей.

 

Все проблемы нашего удивительного российского общества сошлись сегодня в одной критической точке – современной школе и, естественно, уроки наши тоже должны быть современными. От неё (школы) всё ещё зависит, куда повернёт наше медленно запрягающее, но быстро идущее будущее. Именно здесь, на уроке, идёт подготовка сознания:  либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Поэтому мы, учителя, не имеем права сидеть на месте, мы обязаны идти в ногу со временем.

Всё это – обычные уроки нашей повседневной жизни. Ведь урок – это не только «основная форма организации учебного процесса». Это ещё и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни.

Главным на уроке остаётся:

Ø  не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся;

Ø  на уроке учащиеся должны для себя сделать какое-то открытие – увидеть что-то новое;

Ø  каким бы не был урок, он должен соответствовать структуре именно урока, а не внеклассного мероприятия; решать обучающие, развивающие, воспитывающие задачи.

 

В последние годы существенно изменились приоритеты образования, особенно начального, т.к. все начальные классы перешли работать по новым ФГОС. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении к учебной деятельности, нравственной рефлексии.

Исключительное значение для ребёнка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель не теряет своей руководящей, организующей роли, но в то же время становится участником коллективного процесса познания. В его работе исчезнут те нотки «командования», которые обычно звучат от учителя, особенно учителя начальных классов.

 

 

 

 

Говорить о современном уроке можно много и долго. Но самое главное, по-моему, это способность самого учителя учиться, осваивать что-то новое, желание изучать и внедрять в свою практику инновации, умение зажечь жаждой познания своих учеников.

Пожалуйста, подождите.
x
×