Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание гибкой системы образовательных услуг как условие вариативности дошкольного образования. | Иванова Марина Васильевна. Работа №239947

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Иванова Марина Васильевна
В статье раскрываются вопросы создания гибкой системы образовательных услуг как условие вариативности дошкольного образования.

Ивановой Марины Васильевны ,

Создание гибкой системы образовательных услуг как условие вариативности дошкольного образования.

 

Аннотация. В статье раскрываются вопросы создания гибкой системы образовательных услуг как условие вариативности дошкольного образования.

Ключевые слова: Вариативность образования, дошкольное образование, стандарт образования, вариативные программы, развития и воспитания  ребенка, всестороннее развитие ребенка, доступность дошкольного образования, вариативные формы.

В нашей системе дошкольного образования произошли существенные изменения стратегии и тактики образовательной  деятельности, которые направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы и обеспечивают конституционное право каждого ребёнка России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Но ещё , современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, которые должны построить образовательный процесс на основе удовлетворения  интересов детей,  с учетом  их возможностей  и социальной ситуации  развития.

С этой целью были разработанные Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

ФГОС ДО перед педагогами поставили новые задачи, это- обеспечение доступности и вариативности образовательных  услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех  участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (см. Приказ  Минобрнауки  России  «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования»  от 30 января 2013 г., Решение  Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам  от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 01.01.2001 г.  «Об утверждении ФГОС ДО»).

С помощью этих ориентиров и требований  ФГОС ДО позволяют рассматривать процесс  дошкольного образования не только как средство развития и воспитания  ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, ведь многие родители не имеют определённых знаний в области воспитания и развития ребенка.

Так что же такое вариативность образования?

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Вариативность образования - один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования.

Исходя из всего выше сказанного, мы понимаем, что основной задачей современного дошкольного образования является создание именно таких образовательных услуг, где дети с раннего возраста могли бы активно развиваться по своим желаниям, способностям. Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н.В. Немовой и Т.П. Афанасьевой, являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для школьников вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора школьниками одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся) [73].

Вариативность образования нацелена на индивидуализацию образования. Можно сказать, что вариативный образовательный процесс, это взаимосвязанная деятельность участников образовательного процесса (педагог и воспитанник) при реализации целей образования (в рамках государственных стандартов). А так же под вариативностью нами понимаются не только используемые вариативные программы, разные по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расширенный уровни), но и программы, различающиеся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учитывает его потребности, возможности, запросы.

В 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Так как, произошли изменения в нормативно-правовой базе возникла необходимость в разработке новых образовательных программ, которые можно было бы предложить практикам. И тут сам процесс разработки вариативных программ стал набирать темп, стали публиковаться различные вариативные разработки. Следует подчеркнуть, что многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы. С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

Сейчас, в настоящее время, создано и опубликовано большое количество программ и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Многие программы – это результат многолетней и кропотливой работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. И именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Выводы. Использование вариативных программ способствует обеспечению индивидуализации и личностно-ориентированного воспитания. В настоящее время педагогам в современном дошкольном образовании предоставляется большая возможность для творчества и импровизации. Каждый воспитатель и узкий специалист, работая по основной комплексной программе, может параллельно вести углубленную работу по интересующей его теме, которая ориентирована на развитие ребенка. Основной составляющей углубленной работы является разработка авторских учебных рабочих программ, которые способствуют оригинальности подходов к построению педагогического процесса и разнообразию взглядов на ребенка и его развитие. Именно в такой углубленной работе педагог импровизирует, варьирует содержание, формы и методы взаимодействия с детьми. 

Список литературы:

1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / под ред. Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. 73с.

2.«Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция / под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой. — М.: 1995. — 201 с.

3.Ткачук Н. Ю. Вариативно-образовательный процесс в современном дошкольном образовательном учреждении // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 14-18.

4.Приказ  Министерства образования науки  России  № 57 от 30 января 2013 г «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования»

6.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6.Цирюльников, А. М. Управление вариативными образовательными системами / А. М. Цирюльников, В. Н. Аверкин. — В.Новгород, 1999.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×