Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Создание индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР | Шенец Лариса Николаевна. Работа №343489

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи). Описаны этапы и методы разработки программы, которая учитывает особенности речевого и психоэмоционального развития ребёнка. Приведены примеры подходов, направленных на коррекцию речевых нарушений, а также на развитие коммуникативных и когнитивных способностей с учётом индивидуальных потребностей детей.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, ТНР, речевые нарушения, коррекционная работа, индивидуальный подход, дошкольное образование.

СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

 

Трачук Инна Александровна, воспитатель

ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида Г.О. Горловка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи). Описаны этапы и методы разработки программы, которая учитывает особенности речевого и психоэмоционального развития ребёнка. Приведены примеры подходов, направленных на коррекцию речевых нарушений, а также на развитие коммуникативных и когнитивных способностей с учётом индивидуальных потребностей детей.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, ТНР, речевые нарушения, коррекционная работа, индивидуальный подход, дошкольное образование.

 

Создание индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) — это важный и комплексный процесс, направленный на коррекцию речевых нарушений, а также на гармоничное развитие ребёнка в соответствии с его способностями и возможностями. ИОМ позволяет учитывать особенности каждого ребёнка, предлагая адаптированные методы и задания, которые помогают эффективно развивать речевые, когнитивные и коммуникативные навыки. В условиях дошкольного образования особенно важно, чтобы маршрут был гибким и включал разнообразные подходы к обучению и коррекции.

Первым этапом создания ИОМ является диагностика речевых и когнитивных способностей ребёнка. На этом этапе проводится комплексное обследование, включающее анализ речевых нарушений, уровня развития мелкой и крупной моторики, когнитивных способностей и эмоционально-волевой сферы. Диагностика может проводиться совместно с логопедом, дефектологом и психологом, что помогает получить полную картину особенностей развития ребёнка и определить его сильные и слабые стороны. Это является основой для разработки дальнейших коррекционных мероприятий.

На основе результатов диагностики создаётся индивидуальная программа, которая включает целевые направления работы с учётом особенностей речевого развития. Например, для ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием будет акцентироваться внимание на коррекции звукового произношения и развитии фонематического слуха, а для детей с общим недоразвитием речи — на формировании грамматических структур и расширении словарного запаса. Важно, чтобы программа была реалистичной и адаптировалась под возможности ребёнка, что позволит добиться максимальных результатов в его речевом развитии.

Одним из ключевых элементов ИОМ является индивидуализация учебных заданий. В зависимости от уровня речевых нарушений ребёнку предлагаются задания разной сложности, которые помогают ему постепенно осваивать новые речевые навыки, не испытывая при этом стресс или перегрузку. Например, для детей с более выраженными нарушениями речи задания могут включать простые упражнения на произношение звуков, слогов и слов, а для детей с менее выраженными нарушениями — упражнения на построение предложений и диалогов. Индивидуализация помогает ребёнку чувствовать себя успешным и мотивированным к дальнейшему обучению.

Кроме того, ИОМ включает работу с родителями, так как их участие играет важную роль в процессе коррекции речи. Родителям предоставляются рекомендации по организации домашних занятий, которые дополняют работу, проводимую в детском саду. Например, воспитатель может предложить родителям проводить с ребёнком игры на развитие фонематического слуха, упражняться в произношении трудных звуков или читать вместе с ребёнком книги, которые помогают расширять его словарный запас. Важно, чтобы родители были активными участниками коррекционного процесса, так как это помогает ребёнку быстрее достигать успехов в развитии речи.

Мультимодальные подходы, включающие различные формы работы с ребёнком, также играют важную роль в ИОМ. Для детей с ТНР важно использовать не только традиционные речевые упражнения, но и методы, которые задействуют разные сенсорные системы. Например, можно использовать игры на развитие мелкой моторики, так как работа с руками помогает активизировать речевые центры мозга. В дополнение к этому могут быть использованы дыхательные упражнения, музыкальные занятия, пальчиковые игры и арт-терапия. Такой подход делает процесс обучения более разнообразным и увлекательным для ребёнка.

Постоянная оценка и корректировка ИОМ является необходимым элементом успешной коррекционной работы. Важно регулярно проводить мониторинг достижений ребёнка и при необходимости корректировать программу в зависимости от его прогресса. Это может включать как изменение заданий, так и добавление новых методов работы. Например, если ребёнок успешно осваивает один этап работы с фонемами, программа может быть дополнена упражнениями на развитие связной речи и построение предложений.

Подводя итог, можно сказать, что создание индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР позволяет учитывать их особенности и возможности, предлагая адаптированные методы обучения и коррекции. Важно, чтобы программа включала разнообразные формы работы, способствовала развитию речевых и когнитивных навыков, а также вовлекала родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает создать благоприятные условия для успешного речевого и личностного развития ребёнка.

Список литературы

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина// Психологическая наука и образование. Т. 21, №1, 2016. - С. 136-145.

2. Нищева, Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ ДЕТСТВО – ПРЕСС, С-Петербург, 2016. - 330с.

3. Соротокина Е.В., Леханова О.Л., Самофал Р.А. Научная статья "Проектирование индивидуальных маршрутов формирования мотивов социального поведения у детей с общим недоразвитием речи" Вестник Череповецкого государственного университета, № 5 (58), 2014 – С. 107-112.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×