Статья Создание комфортных условий для успешной адаптации детей в младшей группе . Автор: Замотина Наталья Александровна

Автор: Замотина Наталья Александровна
В методической разработке даются рекомендации по подбору и установке мебели, игрового оборудования с учетом санитарных и психолого-педагогических требований во второй младшей группе.  Гибкое и вариативное использование пространства, доступность предоставляет ребенку возможность найти удобное и комфортное место для занятий, а это в свою очередь помогает ему быть самостоятельным. 


Автор: Замотина Наталья Александровна
background image

 

МБДОУ «Детский сад №7 «Золотой ключик» 

городского округа город Шарья Костромской области 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор 

Замотина Н.А., заведующий  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Шарья 2019 г. 

 
 

background image

МБДОУ Детский сад №7 «Золотой ключик» 

городского округа город Шарья Костромской области 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание  развивающей  предметно  -  пространственной    среды  является 

для  ребенка  источником  познавательного  интереса,  активности, 
любознательности, которые обеспечивают эффективное развитие личности 
воспитанника.  Но  самое  главное  –  среда  должна  работать  на  развитие 
самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

В  методической  разработке  даются  рекомендации  по  подбору  и 

установке  мебели,  игрового  оборудования  с  учетом  санитарных  и 
психолого-педагогических требований во второй младшей группе.  Гибкое 
и  вариативное  использование  пространства,  доступность  предоставляет 
ребенку  возможность  найти  удобное  и  комфортное  место  для  занятий,  а 
это в свою очередь помогает ему быть самостоятельным.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

background image

 

Пояснительная записка 

Проблема  адаптации  детей  к  детскому  саду  занимает  в  дошкольной  педагогике 

ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и 
поступление  в  него  сопряжено  с  тяжелыми  переживаниями,  сопровождается 
изменением  поведенческих  реакций  ребенка.  Ведь  адаптация  -  это  сложный  процесс 
приспособления 

организма, 

который 

происходит 

на 

разных 

уровнях 

– 

физиологическом,  психологическом,  социальном.  Трудности,  возникшие  у  детей  в 
период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме  – дезадаптации, 
которая  проявляется  в  нарушениях  дисциплины,  игровой  деятельности  и 
взаимоотношений  со  сверстниками  и  воспитателями.  В  последнее  время  повышение 
возрастного  порога  начала  посещения  дошкольного  учреждения  с  1,5  лет  до  3  лет,  с 
одной  стороны,  и  усиление  образовательной  нагрузки,  с  другой  стороны,  делают 
проблему  привыкания   младшего  дошкольника  к  условиям  детского  сада  особенно 
актуальной. 

 

    В  процессе  адаптации  участвуют  все  системы  организма.  В  том  числе  снижаются  и 
защитные  силы  организма  -  что  может  привести  к  заболеванию  ребенка.  Анализ 
заболеваемости  показывает,  что  пик  приходится  на  первый  месяц  поступления  в 
детское 

дошкольное 

учреждение, 

то 

есть 

на 

период 

адаптации.  

    К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может 
отказаться  от  еды,  сна,  общения  со  сверстниками  и  взрослыми,  у  него  появляются 
нежелательные привычки. Сложность  приспособления организма к новым  условиям и 
новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые 
успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих 
адаптации  ребенка  к  дошкольному  учреждению  и,  наоборот,  замедляющих  ее, 
мешающих  адекватно  приспособиться.  Поэтому  необходимо  помочь  ребенку 
адаптироваться,  привыкнуть  к  новым  условиям  существования,  необходима  такая 
организация  жизни  ребенка  в  дошкольном  учреждении,  которая  приводила  бы  к 
наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, 
позволяла  бы  формировать  положительное  отношение  к  детскому  саду,  навыки 
общения, прежде всего со сверстниками. 

 

Актуальность

  

Проблема  социальной  адаптации  не  нова,  однако  до  сих    пор  остается  одной  из 

актуальных.  

Во-первых,   в  младшем  возрасте  ребенок  проживает  первый  опыт  адаптации,  от  

которого,  зачастую,  зависит  успешность  дальнейшего  вхождения  малыша  в  социум. 
Поэтому  предметно-развивающая  среда  ДОУ  должна  стать  для  ребенка  источником 
познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать 
эффективное развитие личности воспитанника. 

Во-вторых,   в  младшем  возрасте  у  ребенка  достаточно  тесно  связаны 

психологическое  и  физическое  состояния.  Причем  последнее  зависит  не,  только  от 
состояния  здоровья  ребенка,  но  и  от  средовых  воздействий,  таких  как  запахи,  цвета, 
звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не 
только  психологически  благоприятные  условия,  но  и  организовать   среду  таким 
образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно. 

В  то  же  время  в  дошкольном  образовании  достаточно  долго  существовали 

традиционные  способы  организации  предметно-развивающей  среды,  которые  в 

background image

большей  степени,  были  связаны  с  ориентацией  на  ребенка  как  на  объект 
педагогического воздействия. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 

(далее ФГОС ДО), предъявляемый требования к структуре основной  образовательной 
программы,  условиям  ее  реализации  и  результатам,  акцентируют  внимание  педагогов 
на:  

 

обеспечения интегративного подхода к предметно-развивающей среде; 

 

развития субъектности  дошкольника; 

 

создания  условий  не  для  обучения  ребенка,  а  для  проживания  им  в  ДОУ 

полноценной, насыщенной жизни. 
 В детском саду №7 «Золотой ключик» созданы условия для эффективной организации 
воспитательно-образовательного  процесса.  Исходя  из  современных  требований  к 
предметно - развивающей среде, мною были  разработаны  методические рекомендации 
для педагогов ДОУ по созданию комфортных условий для успешной адаптации детей.

 

 

Цель

:

  С

оздание   предметно-развивающей  среды  (далее  ПРС),  обеспечивающей 

максимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  группы,  учет  
индивидуальных потребностей и возможностей  воспитанников младшего возраста. 

 

Задачи

 

изучить инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды 

на  основе  федерального    государственного  образовательного  стандарта  дошкольного 
образования; 

 

разработать  рекомендаций  для  педагогов  по  совершенствованию  ПРС  для 

младшего  возраста  или  создание  модели  ПРС  для  детей  младшего  возраста, 
способствующей успешной адаптации ребенка. 

 

создать условий для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом 

его  возрастных  особенностей,  формирование  ведущих  интегративных  качеств: 
любознательный,  эмоционально  отзывчивый,  владеющий  коммуникативными 
навыками;  

 

 

создать  комфортных  условий,  способствующих  успешной  адаптации  детей  во 

второй младшей группе

 

 

Ожидаемый результат: 

 

Разработаны  рекомендации  для  педагогов  по  совершенствованию  ПРС  для 

младшего дошкольного возраста

 

 

Созданы комфортные условия в младших группах МБДОУ №7 способствующие    

охране и укреплению здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДОУ 
Для  того,  чтобы  организовать  развивающую  среду  в  группе  грамотно,  необходимо 
придерживаться  принципов  связанных  с  положениями  дошкольной  дидактики, 
являющейся составной частью педагогики развития. 

 
Принципы построения развивающей  среды

1.  

 Принцип  активности, самостоятельности, творчества. 

Основной  смысл  этого  принципа состоит  в  том, что  дети  и  взрослые  являются  

творцами  своего  предметного  окружения  в  ДОУ. 
     Для    того,  чтобы  это    стало  возможным,  окружающая    их    обстановка    должна  
давать  возможность  разнообразных изменений, легко  трансформироваться. При  этом  
воспитатель  должен  исходить  из  интересов  и  склонностей  своих  воспитанников, 
узнать  которые  можно  в  ходе  наблюдения  за деятельностью  детей, бесед  с  ними, 

background image

их  родителями. Важно, особенно для  малышей  соблюсти  некий  «баланс»: с  одной  
стороны, приблизить  обстановку  в  группе  к  домашней, а  с  другой  стороны  внести  
в  неѐ    такие  элементы,  с    которыми    ребѐнок  может    активно    действовать.  Такими  
привлекательными  для  ребѐнка элементами  могут  быть: 

 

Стены, на  которых  можно  рисовать. 

 

Ширмы-домики, шатры, которые  можно  использовать  для  сюжетно-ролевых  

игр, уединения, игр- драматизации. 

 

Крупный    строительный    материал  (кубы,  арки,  плоские  маты,  сделанные    из  

поролона,  обшитые    кожей),  из    которого  можно    строить  дома,  дворцы,  лабиринты, 
пещеры  и  т.д. 

 

Спортивный    комплекс,  который    при    изменении    может  превращаться  то    в 

сказочный  лес,  то  в    фантастическое  животное,  то    в  арену    цирка,  то    в    часть  
вселенной и т.п.  

 

Сцена (подиум), на  которой  можно  выступать.  

 

«Улицы»    с    множеством    дорог,  по    которым    могут    ездить  машины,  а    дети  

закреплять  правила  дорожного  движения. 

 

Оборудование  для  взрослой  деятельности (для приготовления  еды, стирке  и  

глажения    белья,  мытья    игрушек;  для    уборки    помещения;  участка    для    обработки  
огорода, клумб  и  т.д.). 

В  оборудовании  групповой  комнаты  должны  отражаться  не  только  интересы  и  

склонности    детей,  но    и    творчество    воспитателя,  так    как    дети    легко    будут  
участвовать    в    той    деятельности,  которую    предлагает    взрослый,  в    которой    он  – 
мастер. 

При    организации    пространства    в    группе    важно    подключать    к    этому    самих  

детей.  Каждое    из    предположений    детей    необходимо    выслушать    и    обсудить    в  
первую    очередь,  с    точки    зрения  того,  насколько    целесообразны    предполагаемые  
изменения, удобны  с  точки  зрения  каждого  члена  группы, безопасны  ли  они  для  
всех.  Если  предложения    ребѐнка    принимаются,  то    дальше  ведутся    совместные  
поиски    возможностей    и    способов    его  реализации.  Можно    привлекать    родителей, 
детей  других  групп, школьников  и  т.д. 

Кроме  того, принцип  активности, самостоятельности  и  творчества требует  такого  

расположения  предметов  в  пространстве, при  котором  дети  могут  самостоятельно  
пользоваться  ими – доставать  и  убирать  на  место (при  этом, безусловно, должны  
соблюдаться    требования    безопасности    жизни    и    здоровья    детей).  Можно  
организовать  экскурсии  в  другие  группы. Принимая  гостей, пришедших  к  ним  на  
экскурсию    на    экскурсию    по    групповой    комнате,  дети-экскурсоводы    должны  
объяснить,  где    что    находится    и    почему,  как    можно    использовать    то    или    иное  
оборудование. 

 
2.  

 Принцип  стабильности-динамичности  развивающей  среды.

 

В  соответствии    с    этим    принципом    стабильность,  неизменность    элементов  

окружающей  среды  сохраняется  в  той мере, в  какой  это  обеспечивает  надѐжность  
и  защищѐнность  детей от нежелательных  воздействий  внешнего  мира, гарантирует  
его устойчивость. 

Наряду    с  этим,  изменения    в    обстановке    -  более    или  менее    кардинальные  – 

происходят  достаточно  часто. Предметно-  материальная   среда  каждый  раз  так  или  
иначе    должна    преобразовываться    в  связи    с    изменением  темы  занятия.  Начиная  
изучение  новой  темы, в  окружающую  обстановку  должны  вносится  необходимые  
для    этого    предметы,  должно  убираться    всѐ    лишнее,  относящееся    к    изучению  
предыдущей  темы. 

background image

Ребѐнок    постоянно  меняется,  становится    другим,  и    к    этим    изменениям    он  

приспосабливает  окружающую  его  среду. В  противном  случае, он  перерастает  еѐ, 
она   становится  неинтересной. Для  того, чтобы  дети  могли  создавать  обстановку, 
которая  в  большей  степени  удобна  для  выполнения  выбранной  ими  деятельности, 
в  их  распоряжении  должны  быть  многофункциональные, легко  трансформируемые  
элементы, которые  легко  превращаются  в  «Дом  дружбы», «Театр», и  т.п.  

Кроме  того, взрослые  должны  с  определѐнной  периодичностью  организовывать  

неожиданные    и    приятные    сюрпризы    для    детей,  которые    заставляют    их    ждать  
следующего  прихода  в  ДОУ. 

 
3.   

Принцип  комплексирования  и  гибкого  зонирования.  

В соответствии с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ 

Детский  сад  №7  «Золотой  ключик»,  разработанной  с  учетом  примерной 
общеобразовательной  программой  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е. 
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

Пространство  в групповой  комнате  должно  быть  организованно  так, чтобы  дети  

имели  возможность  одновременно  заниматься  разными  видами  деятельности, при  
этом,    не    мешая    друг    другу.  Это    возможно    при    создании  центров,  специально  
оборудованных  и  приспособленных  для  полноценной детской  деятельности.  

 

Центр общения

Пространство, где  все  дети  группы  вместе  со  взрослыми  могут  сесть  в  круг  и  
вести  общие  разговоры, дискуссии, беседы. 

 

Центр  сюжетно-ролевой  игры  и  игры  драматизации

Здесь    должны    быть  собраны  все  атрибуты    для    сюжетно-ролевых    игр            (  цирк, 
зоопарк,  больница,  супермаркет,  ателье    и    т.п.)    и    всѐ    необходимое    для  
театрализованной    деятельности,  игр-    драматизации,  детские    костюмы,  куклы  - 
бибабо, пальчиковые  куклы, игрушки  и декорации  для  настольного  театра, театр  на  
фланелеграфе и т.д.  

 

Центр строительно-конструктивных  игр

Он    должен    соседствовать    с    предыдущим    центром,  с    тем,  чтобы    можно    было  
использовать  детские  постройки  в  сюжетных  играх  и  драматизациях. 

 

Центр изобразительного  искусства.  

Здесь  должны    быть    размещены    материалы    для    знакомства    детей    с    разными  
видами    изобразительного  и    декоративно  –  прикладного    искусство  –  с    живописью, 
графикой, скульптурой, предметами  народных  промыслов; кроме  того, здесь  должны  
находиться  материалы  и  оборудование, необходимые  для  детской  изобразительной  
деятель-ности, ручного  труда  и  художественного  конструирования. Здесь  особенно  
тщательно    надо    учитывать    требования    принципа    половых    различий    детей, 
предоставлять  материалы,  как  для девочек, так  и для  мальчиков. 

 

Центр «Наш  город». 

Должен  вплотную  примыкать  к  центру  искусства. (учитывать  надо  здесь  возраст). 
Этот    центр    позволит    детям  познакомиться    с    географическим  положением, 
культурой, архитектурой, бытом  родного  города – уяснить  различие  между  городом  
и  деревней, поможет  знать  символику   России. 

 

Логико-математический  центр. 

Здесь    должны    размещаться  логико-математические    игры,  головоломки,  задачи, 
рабочие  листы  и  тетради, книги  по  занимательной  математике. 

 

Центр  развития речи  и грамотности. 

background image

Включает    книжный    уголок  (различная    форма   детских   книг),  разного    рода    игры, 
иллюстрации,  фото    и    другое    оборудование,  предназна-ченные    для    развития    речи  
детей, детские  творческие  работы, как  самодельные книги, рассказы, стихи, сказки.  

 

Центр «Моя  семья». 

Здесь  размещаются  альбомы с  семейными  фотографиями  детей  группы, временные  
тематические    фотовыставки,  а    также  рисунки    детей,  связанные    с    темой    семьи, 
творческие  работы  разных  жанров, сделанные  членами  семьи. 

 

  Центр «Моя  группа». 

Может  располагаться  в приѐмной (визитка  группы, сменяющиеся  рубрики, детские  
высказывания  и т.п). 

 

Естественно-научный  центр. 

В    него    входит    уголок    природы,  оборудование    и    материалы    для      детского  
экспериментирование. 

 

Спортивный  центр. 

В  него  может  входить многофункциональный  спортивный  комплекс, оборудование, 
атрибутика  для  детских  спортивных  игр, подвижных  игр  и  занятий. 

 
4.  

 Принцип  учѐта  половых различий  детей. 

Знакомя  детей  с  книгами, следует  соблюдать  своего  рода баланс – показывать  с 

лучшей  стороны, как мужчин, так  и  женщин, как  девочек, так и  мальчиков.  

 
5.  

 Принцип  открытости-закрытости. 

Рассматривается  в  нескольких  аспектах: 

 

Открытость-закрытость  по  отношению  к  природе.

  

Это  проживание  вместе  с  детьми  домашних  питомцев (черепах, рыбок  и  т.п.), за 
которыми  ухаживают  дети. 

 

Открытость  культуре. 

Окружающая    среда    должна    содержать    лучшие    образцы  общечеловеческой  
культуры – музыка, скульптура  и  т.п. 

 

Открытость  обществу. 

Означает, что  в  жизни  группы  могут принимать  участие люди  разных  профессий  и  
интересов.  Специально    организуются    встречи    с    такими    людьми.  Также    этот  
принцип    предусматривает    общение    детей    разного    возраста  (соревнования, 
спортивные    игры,  совместные    праздники    и    развлечения).  Старшие    ребята    могут  
показать  для  младших  опыты, фокусы, организовать  театр, показать  концерт. 

 
6.  

 Принцип  дистанции, позиции   

при  взаимодействии  взрослых  с  детьми. 

Этот    принцип,  в    первую  очередь,  связан    с  необходимостью    установления  

контакта    между    педагогом    и    детьми.  Установлению    же    контакта  препятствуют  
принципиально разные  позиции. У  нас  почти  всегда  взрослый «сверху», а ребѐнок 
«снизу».  При    этом    подчиняется    ребѐнок    или    протестует  –  контакт    между    ними  
вряд    ли    возможен.  Хорошее    общение:  «глаза    в    глаза»    достигается    благодаря  
разноуровневой  мебели. 

 
7.  

 Принцип  эмоциогенности  среды. 

Он    предусматривает    такую    организацию    среды,  которая    побуждает    детей  

взаимодействовать    с    еѐ  различными    элементами,  повышая    функциональную  
активность  ребѐнка. Для  развития  детского  познания  важно  насытить  среду  такими  
мотивирующими  его  объектами, которые  помогут  расширить интересы  ребѐнка.     

background image

Среда    должна    быть    организована    так,  чтобы    ребѐнок    пережил    все    эмоции: 

удивление,  интереса    к    окружающему    миру,  удовольствия,  радости    от    самого  
процесса    познания    или    преобразования    мира    и    его    результатов;  эмоциональные  
комплексы    раздумья  (куда    можно    отнести    эмоциональный    комплекс    догадки, 
сомнения, уверенности). 

Так же следует отметить, что: 
Среда  должна  выполнять  образовательную,  развивающую,  воспитывающую, 

стимулирующую,  организованную,  коммуникативную  функции.  Но  самое  главное  – 
она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

Необходимо  подобрать  с  учетом  санитарных  и  психолого-педагогических 

требований  мебель  и  игровое  оборудование  в  каждой  группе  и  установить  так,  что 
ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий. 

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, доступность. Среда 

должна  служить  удовлетворению  потребностей  и  интересов  ребенка.  Используемые 
игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи 
взрослых.  Это  помогает  ему  быть  самостоятельным.  Все  в  наших  группах 
«принадлежит»  ребѐнку  –  игрушки,  дидактический  материал,  игры;  дети  прекрасно 
знают, где взять бумагу, краски, книги, мячи и т.д. Есть уголок уединения, где можно 
посмотреть  картинки  в  любимой  книжке,  рассмотреть  фотографии  своей  семьи  и 
просто посидеть и отдохнуть детского коллектива. 

Форма  и  дизайн  предметов 

ориентирована  на  безопасность  и  возраст  детей

.  В 

помещении исключены опасные предметы: острые, бьющиеся, тяжелые, углы закрыты. 
Среда,  окружающая  детей  в  детском  саду,  должна  обеспечивает  безопасность  их 
жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. 

Элементы декора в группе должны легко сменяемыми. 
В каждой группе необходимо предусмотрено место для детской экспериментальной 

деятельности. 

Организуя  предметную  среду  в  групповом  помещении  учитываем  закономерности 

психического  развития,  показатели  их  здоровья,  психофизиологические  и 
коммуникативные  особенности,  уровень  общего  и  речевого  развития,  а  также 
показатели эмоционально - потребностной сферы. 

Особое  внимание  в  учреждении  уделяется  эстетическому  оформлению  помещений, 

поскольку  среда  играет  большую  роль  в  формировании  личностных  качеств 
дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка 
должна  радовать  его,  способствовать  пробуждению  положительных  эмоций  и 
воспитанию  хорошего  вкуса.  Цветовая  палитра  должна  быть  представлена  теплыми, 
пастельными тонами. 

В  интерьере  всех  возрастных  групп  должна  быть  сделана  ставка  на 

"одомашнивание" предметной среды. 

При  создании  развивающего  пространства  в  групповом  помещении  мы  учитывали 

ведущую  роль  игровой  деятельности  в  развитии  дошкольников,  а  это  в  свою  очередь 
обеспечивает  эмоциональное  благополучие  каждого  ребенка,  развитие  его 
положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, 
к  себе,  включение  в  различные  формы  сотрудничества,  что  и  является  основными 
целями дошкольного обучения и образования. 

Наша  предметно-развивающая  среда  построена  с  учетом  гендерных  особенностей 

детей:  предусмотрены  уголки  для  мальчиков  и  девочек.  Для  развития  творческого 
замысла  в  игре  девочкам  предлагаем  предметы  женской  одежды,  украшения, 
кружевные  накидки,  банты,  сумочки,  зонтики  и  т.п.;  мальчикам  -  детали  военной 

background image

формы,  предметы  обмундирования  и  вооружения  рыцарей,  русских  богатырей, 
разнообразные технические игрушки. 

Предметно-развивающая  среда  группы  меняется  в  зависимости  от  возрастных 

особенностей детей, периода обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет 
из  осенних  цветов  и  листьев,  на  подносе  –  собранный  урожай,  поделки  из  овощей; 
зимой  в  группе  снежинки  на  окнах,  украшенная  елка,  силуэты  сказочных  героев, 
сделанных из бумаги педагогами и детьми. 

 

План развития предметно-развивающей среды  

в группах младшего возраста

 

№ 

Центр активности 

Совершенствование ПРС 

1. 

Центр сюжетно-ролевой 
игры 

Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в 
зависимости от гендерных предпочтений («Поезд», «На 
строительной площадке», «Шоферы», «День рождения 
куклы») 
Формирование коллекций игрового материала «Что на 
что похоже» (предметы-заместители) 

2. 

Центр эмоционально-
коммуникативного 
развития 

Создание центра песка и воды 
Создание уголков уединения 
Пальчиковый театр «Учимся играть вместе» 
Стенд с фотографиями детей, датами их дней рождения 
Стенд «Мое настроение» 
Кричалки, мирилки, стаканчики гнева, коврики злости 
Альбомы «Моя семья» 
Альбомы «Книга  про меня»  

3. 

Центр сенсорики 

Проект «Моя первая коллекция», игры-самоделки, 
изготовленные совместно с родителями,  «Мой 
любимый цвет», «На что это похоже»  

4. 

Центр искусства 

Настенное панно «Создай сказку»  

5. 

Книжный уголок 

Проект «Книжки маминого детства» 
Проект «Книжки-малышки про меня»  

6. 

Центр конструирования  Приобретение дополнительных современных наборов 

конструкторов из разных материалов и разнообразных 
по содержанию  

7. 

Центр театра 

Совместный детско-родительский проект «Делаем 
театр вместе»  

8. 

Музыкальный центр 

Картотека музыкальных произведений с обозначением 
названия в виде символа.  

9. 

Центр науки 

Введение знаковой символики и алгоритмов для 
обозначения предметов, качеств, свойств, способов 
действий, их последовательности. 
Предметы для игр-экспериментов и игр-путешествий 
(Циклы «Про воду», «Тонет-не тонет», «Я одеваюсь 
сам» и др.)  

10.  Центр двигательной 

активности 

Картотека подвижных игр  в виде схем, доступных и 
понятных детям. 
Цикл игр «Разноцветные минутки» (игры в сухом 
бассейне)  

 

 

background image

Направления дальнейшей организации предметно-развивающей среды в 

группах младшего возраста:

 

1.

 

Обеспечение  свободного  доступа  детей  к  средствам  всех  видов  деятельности: 

игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др. 

2.

 

Формирование позиции субъекта деятельности. 

3.

 

Развитие целостной картины мира через введение тематических дней и недель. 

 

План методической работы по повышению профессиональной компетентности 

педагогов по теме «Организация предметно-развивающей среды  ДОУ в рамках 

ФГОС ДО (младший возраст)».

 

№ 

Мероприятие 

Цель 

Срок 

Предполагаемый 
результат 

1. 
  
  
  
  

1.2. 

 1.3. 
 1.4. 
  

Анкетирование 
«Организация 
предметно-развивающей 
среды в группах 
младшего возраста с 
учетом требований 
ФГОС ДО», 
анализ и обсуждение 
результатов 
анкетирования; 
корректировка планов 
самообразования, 
подготовка 
рекомендаций  для 
педагогов  

Выявление системы 
представлений 
педагогов о роли, 
функциях, принципах 
и специфике 
организации ПРС. 

Август 

Выявление «узких 
мест»  в  
ориентировке 
педагогов по 
проблеме, 
организация работы 
по повышению их 
компетентности 

2. 

Выставка методической 
литературы по теме 
«Создание и развитие 
предметно-развивающей 
среды в группах 
младшего возраста»  

Активизация 
потребности 
педагогов в 
самообразовании 

Сентябрь  Расширение и 

углубление системы 
знаний по теме 

3. 

Семинар-практикум 
«Организация 
предметно-развивающей 
среды в группах 
младшего возраста с 
учетом ФГОС ДО»  

Формирование 
стратегии и тактики 
модернизации ПРС в 
ДОУ 

Октябрь, 
ноябрь, 
декабрь 

Модель предметно-
развивающей среды 
групп младшего 
возраста, на основе 
 ФГОС 

4. 

Мини-педсовет 
«Стратегия и тактика 
организации 
воспитательно-
образовательного 
процесса в младших 
группах»  

Анализ актуального 
развития, 
индивидуальных 
потребностей каждого 
воспитанника. 

Октябрь, 
ноябрь 

Индивидуальный 
образовательный 
маршрут  каждого 
воспитанника 

5. 

Подготовка 
рекомендаций для 
педагогов по специфике 

Создание 
информационной 
базы по проблеме 

Ноябрь 

Инструктивно-
методический 
материал по 

background image

организации ПРС в 
группах младшего 
возраста. 

созданию ПРС в 
возрастной группе с 
учетом 
индивидуальных 
особенностей 
воспитанников и 
основных видов 
детской деятельности 

6. 

Организация смотра-
конкурса «Содержание и 
организация предметно-
развивающей среды в 
младшем возрасте»  

Активизация 
деятельности 
педагогов по 
модернизации ПРС 

Декабрь, 
январь, 
февраль, 
март 

Создание ПРС, 
отвечающей 
современным 
требованиям 

7. 

Консультации для 
педагогов по подготовке 
и проведению 
родительских собраний  
по теме «Ребенок и 
предметная среда: 
правила 
взаимодействия». 
Подготовка 
рекомендаций для 
родителей «Выбираем 
игрушки. Как?», « 10 
вещей, которые 
обязательно должны 
быть у ребенка в 
комнате»  

Повышение 
компетентности 
родителей по теме 

Март 

Единство требований  
семьи и  детского 
сада к предметно-
развивающей среде 

8. 

Итоговый мониторинг  Анализ результатов 

работы 

Май 

8.1. Развитие на 
высоком уровне 
познавательного 
интереса творческой 
активности 
воспитанников 
8.2. Повышение 
профессиональной 
компетентности 
педагогов 

  

Насыщенная  предметно-развивающая  и  образовательная  среда  становится  основой 

для  организации  увлекательной,  содержательной  жизни  и  разностороннего  развития 
каждого  ребенка.  Развивающая  предметная  среда  является  основным  средством 
формирования  личности  ребенка  и  является  источником  его  знаний  и  социального 
опыта. 

Практика  работы  в  детском  саду  доказывает,  что  правильно  организованная 

развивающая  среда  позволяет  каждому  малышу  найти  занятие  по  душе,  поверить  в 
свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, 
понимать  и  оценивать  их  чувства  и  поступки,  а  ведь  именно  это  и  лежит  в  основе 
развивающего  общения.  Свободная  деятельность  детей  в  развивающих  центрах 

background image

помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, 
а  не  получать  готовые  знания  от  педагога.  Это  все  способствует  более  быстрой  и 
легкой адаптации детей. 

 

Заключение:  

Таким образом, мы создали благоприятные психологические условия для вхождения 

в  мир  детского  сада.  Тот  эмоциональный  настрой,  в  котором  находится  ребенок  с 
первых дней в детском саду,   иметь огромное значение.  

Созданы  комфортные  условия  в  младшей  группе  способствующие        охране  и 

укреплению  здоровья  детей,  облегчения  успешного  периода  адаптации  к  условиям 
ДОУ.  

В результате успешной адаптации у детей

1.

 

Повысилась детская активность, инициативность  и любознательность; 

2.

 

Формирование у ребенка созидательной, творческой позиции; 

3.

 

Ребенок принимает роль субъекта деятельности; 

4.

 

Ребенок  испытывает  удовольствие  от  процесса  познания,  воспринимая  его  как 

процесс решения загадок и осуществления открытий; 

5.

 

Ребенок вовлечен  в эмоционально насыщенные виды деятельности. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x