Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Создание программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС». | Пудовкина Наталья Михайловна. Работа №206775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пудовкина Наталья Михайловна
Осуществлению этой важной задачи призван решить данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую различные направления деятельности: качество организации образовательной деятельности, качество результатов и качество условий обеспечения образовательной деятельности.

+«Создание программы управления качеством образования с

учетом требований ФГОС».

Осуществлению этой важной задачи призван решить данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования как систему, включающую различные направления деятельности: качество организации образовательной деятельности, качество результатов и качество условий обеспечения образовательной деятельности.

Качество процесса: технологии, деятельность учащихся, способы работы и т.д.

Качество результатов: качество знаний: академические, компетентностные, возрастные;

социальная активность; здоровье; ориентация на внешних пользователей.

Условия: МТБ, кадры, социальное окружение, стандарты, программы и т.д.

Любая система, в том числе и система оценки качества образования, нуждается в объективной картине ее состояния и динамики изменения. В связи с чем, во внутришкольном контроле необходимо использовать мониторинг, целью которого является создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования (объекта), о качественных и количественных изменениях в ней.

Таким образом, при создании системы оценки качества внутришкольного образования, наряду с оценкой знаний школьников, включается весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Оценивается степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывается влияние школы на здоровье детей и их социализацию; необходимо говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей с разными возможностями и способностями.

В связи с этим первостепенное значение приобретает создание внутришкольной системы оценки качества образования.

Принципы создания системы оценки качества образования:

более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые компетентности (познавательные – способность непрерывного обучения, социальные и политические, информационные; межкультурные, коммуникативные);

удовлетворенность образованием, степень участия в образовательной деятельности (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, исследовательская и проектная деятельность, количество пропусков занятий и т.д.);

открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур оценки;

принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в ОУ;

соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

 

Основанием для разработки данного проекта в условиях проведенного в школе анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования явилась выявленная основная проблема:

необходимость изменения системного подхода к пониманию «качество образования» и управлению им в образовательной организации.

Настоящий проект разработан в соответствии с документами, определяющими государственную политику в области образования, в которых определена стратегия, основные принципы, задачи и направления развития образования.

Цель проекта:

Формирование новых подходов к системе оценки качества образования в соответствии с определяющими положениями государственной политики в области образования.

Задачи:

Выстроить систему работы по формированию основных направлений оценки качества образовательной деятельности в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы в условиях жизни в высокотехнологичном обществе.

Оценить степень эффективности реализации основных направлений работы школы, направленных на повышение качества образовательных услуг и удовлетворенность учащихся и их родителей полученными результатами.

 

Сроки и этапы реализации проекта

 

Организационно-педагогический – 2016 г.

Внедренческий – 2017 – 2019 гг.

Обобщающе-аналитический – 2020 г.

 

Направления

Ожидаемые результаты

Создание нормативно-правовой базы в рамках новой модели оценки качества образования

 

Локальные акты школы

 

Создание модели мониторинга качества образования, совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования

Система критериев, показателей, индикаторов; механизмов устойчивого развития мониторинга качества.

 

Внедрение ФГОС НОО и ООО

Основная образовательная программа НОО, основная образовательная программа ООО, учебные планы, рабочие программы, УМК

 

Повышение качества образовательных результатов

Уменьшение доли неуспевающих на 50%

Развитие творческой, научно-исследовательской активности учащихся

 

Увеличение доли обучающихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, до 50%

Широкое использование современных образовательных технологий

 

На последнем этапе каждый учитель использует современные образовательные технологии

Реализация мер по поддержке детей с ОВЗ

 

 

 

Разработаны АОП, имеются программы внеурочной деятельности, обеспечивающие коррекцию развития (в том числе, не менее 5 часов в НОО)

Создание моделей, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию образования

Открыты классы коррекции в НОО

Созданы группы и классы профильного обучения

Реализуется проект «Проект Будущего» (совместно с ТГУ)

Организованы совместные проекты с организациями среднего профессионального образования

Разработка здоровьесберегающей модели организации образовательной деятельности

 

Положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающее учебное расписание.

Рациональный режим питания, охват учащихся горячим питанием, 100%.

Комплексное профилактическое обследование состояния здоровья обучающихся.

Отработка оптимальных технологий воспитания толерантного сознания школьников

Улучшение психологического комфорта, уменьшение риска межнациональных конфликтов

Создание новых моделей сопровождения профессионального развития учителей.

 

Повышение профессионального уровня педагогических работников.

Повышение внутренней и внешней мотивации учителей.

 

Повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы педагогов

 

В систему управления качеством образования включена оценка качества следующих составляющих образовательной деятельности школы:

содержание образования;

материально-техническая база и научно-методическое обеспечение;

физическое и психическое здоровье учащихся и педагогов;

уровень профессиональной подготовленности педагогического коллектива;

развитие личности обучающегося.

 

 

 

Внутришкольная система управления качеством образования

 

 

Анализ качества образования (предметные, метапредметные, личностные) результатыПроцессы по управлению качеством

 

 

Система повышения профессиональных компетентностей педагогических кадровРеализация политики качества:планирование качества организации образовательной деятельности. Разработка корректирующих мероприятий Информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования

 

 

 

 

 

 

Материальная и учебная поддержка образовательной деятельности

 

 

 

 

Проведение мониторинговых мероприятий качества образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на основе ресурсного и компетентностно-деятельностного подходов

(уровень созданных условий реализации основной образовательной программы общего образования, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических,

информационно-методических, материально-технических и иных условий)

 

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Качество обучающей предметной деятельности

Качество планирования и организации уроков по предмету

Мониторинг

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков

Заместитель директора по УВР, НМР, руководители МО, учителя-предметники

 

 

Микроиссле-дования

Разработанная для каждого микроисследования критериальная система оценки качества

 

 

Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД)

Мониторинг

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков

 

 

Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья
обучающихся в учебном процессе

 

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков.

Изучение психологического состояния ученика, степени удовлетворения его познавательных потребностей

 

 

Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ

 

Единая система оценки, принятая на педагогическом совете, с уровневыми дескрипторами качества уроков

 

 

Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся

 

 

 

 

Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе

 

Критериальная система оценивания предметных внутришкольных событий

 

 

Качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.

 

Критериальная система оценивания внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.

 

 

Качество реализации требований ФГОС и САНПиН к организации деятельности по обучению детей с ОВЗ

 

Критериальная система оценивания качества условий обучения детей с ОВЗ

Заместители директора по УВР, НМР и ВР, медицинский работник, педагоги-психологи

 

Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы

Мониторинг, микроиссле-дования

Критериальная система оценивания качества предметного кабинета и образовательного пространства школы

Заместители директора по УВР, НМР, ВР, руководители

МО,

 

Качество деятельности педагогического коллектива по организации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»

Мониторинг, тематические микроиссле-дования

Критериальная система оценивания качества внеурочной деятельности

Заместители директора по, руководители МО, члены Управляющего Совета

Качество реализации системы воспитательной работы

Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни)

Микроиссле-дования

Периодическое сопоставление сетевого графика и/или «дорожной карты» программы воспитательной работы с реальным ходом выполнения программы с целью коррекции

Заместитель директора по ВР, руководители МО, члены Управляющего Совета

 

Качество реализации программы воспитательной работы

Мониторинг

Критериальная система оценивания событий, объектов воспитательной программы

Заместитель директора по ВР

 

Качество работы с родителями

Микроиссле-дования

Критериальная система оценивания совместной деятельности школы и родителей по реализации образовательной программы

Заместители директора по УВР и ВР, члены Управляющего Совета

Качество научно-методической системы школы

Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя

Мониторинг

Критериальная система оценивания уровня компетентности учителя для определения направления профессионального развития

Заместители директора по УВР, НМРуководители МО, методисты, члены Управляющего Совета

 

Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе

 

Критериальная система оценки наличия профессионального выгорания

 

 

Качество методической деятельности МО, предметных кафедр

 

Критериальная система оценки качества методической деятельности МО, кафедр

 

 

Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы

 

Критериальная система оценки процесса и результатов деятельности подразделений школы

 

 

Качество деятельности социально-психологической службы

 

 

 

 

 

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ

на основе компетентностно-деятельностного подхода 

(уровень реализации требований к результатам освоения  основной образовательной программы общего образования)

 

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Здоровье обучающихся

Уровень здоровья обучающихся

Мониторинг

Включенное наблюдение, анкетирование, специальные обследования

Медицинские работники, педагоги-психологи, заместитель директора по УВР, классные руководители

Личностные образовательные
результаты

Уровень социализированности и уровень воспитанности

 

Включенное наблюдение, анкетирование

Заместители директора по УВР и ВР, НМР, классные руководители

 

Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный)

 

Включенное наблюдение, анкетирование

Заместитель директора по УВР, НМР, руководители МО

 

Уровень сформированности ценностей ЗОЖ

Микроиссле-дования

Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование

Социолог, педагог-психолог, учителя биологии

Метапредметные образовательные результаты

Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления)

Мониторинг

Специальные контрольно-методические срезы (КМС)

Заместитель директора по УВР, НМР, руководители МО

 

Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения)

 

Специальные КМС

 

 

Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь)

 

Специальные КМС, включенное наблюдение

 

 

Уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета)

 

Специальные КМС, эффективность использования ИКТ

 

Предметные образовательные
результаты

Качество и динамика обученности

Мониторинг

Итоговые контрольные работы, оценки за полугодие, год

Заместитель директора по УВР, руководители

МО

 

Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки

В соответствии с режимом внешнего мониторинга

КМС внешней экспертизы

 

 

Уровень обучаемости

Мониторинг

Специальные КМС

Заместитель директора по УВР, председатели МО, учителя-предметники

 

Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах

По факту

Портфолио ученика

 

 

 

 

 

 

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

(реализация требований к структуре основной 

образовательной программы общего образования)

 

Критерий

Показатель

Формат

Методы, технологии

Субъекты реализации ВШК

Качество образовательной программы школы

Структура программы, содержание
и механизмы ее реализации

Мониторинг

Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции

Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, НМР

Качество управления образовательнойдеятельностью

Состав и структура ВШК

Микроисследования

Критериальная система оценивания состава и структуры ВШК

Заместитель директора по УВР, члены НМС

 

Качество процесса реализации ВШК
как ресурса управления

 

Критериальная система оценивания качества ВШК как ресурса управления

 

Качество управления реализацией требований государственных документов

Выполнение СанПиН, ГОСТ и т. д.

Мониторинг

Оценка отклонений от нормы с целью коррекции

Заместители директора по УВР, по безопасности, по АХЧ, медицинские работники

Качество соблюдения Положения о документообо-роте ОУ

Полнота, своевремен-ность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса

 

 

Заместитель директора по УВР

Качество управления материально-технической базой образовательно-го процесса

Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы

Микроисследования

Оценка объема и качества выполнения программы развития школы по данному разделу

Заместители директора по УВР и АХЧ, руководители МО

Качество управления профессиональным ростом педагогов школы

Наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты

Микроисследования в режиме выплат стимулирующей части зарплаты

Оценка соответствия и коррекция состава показателей в зависимости от целей
и задач школы

Директор, руководитель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР,
члены МС

Компетентность субъектов управления

Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения

Мониторинг

Критериальная система оценивания (мониторинг профессиональной компетентности субъектов управления качеством ОП)

 

 

 

 

 

 

Мероприятия по реализации проекта

Организационно-педагогический – 2016 г.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Приведение нормативно-правовой базы в соответствие с современными требованиями:

разработка и утверждение локальных актов;

внесение изменений и

дополнений в должностные характеристики педагогических и руководящих работников;

внесение изменений и дополнений в Устав школы и пр. в соответствии с требованиями ФГОС

сентябрь 2016 года

 

Администрация школы

2. Определение целей, задач, объектов, критериев оценки качества образования

октябрь 2016 года

Администрация, методический совет

3. Определение ответственных и их обязанностей   по проблемам управления качеством образования

 

Администрация школы, методический совет

4. Диагностика текущей результативности учебно-воспитательного процесса (по предметам и классам)

Январь, февраль 2017 года

Администрация школы, методический совет

4. 5. Разработка пакета контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования в школе.

Апрель-май 2017 года

Методический совет, администрация школы

6. Осуществление системы мероприятий по направлению внутришкольной оценки качества образования

2016-2017 уч. год

Администрация

Внедренческий – 2017 – 2018 гг.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.Апробация и внедрение контрольно-измерительных материалов для оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

2017-2018учебный год

Администрация школы, методический совет

2. Апробация и внедрение программ обработки результатов тестирования и их хранения

2017-2018 учебный год

Администрация школы, методический совет

3. Апробация и внедрение информационно-экспертной системы для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований.

2017-2018 учебный год

Администрация школы, методический совет

4. Обеспечение систематического проведения в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

2017-2018 учебный год

Администрация школы, методический совет

5. Реализация и обновление программы развития школы через систему оценки качества образования.

2017-2018 учебный год

Администрация школы

6. Анализ результатов оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

2017-2018 учебный год д

Администрация школы, методический совет

7. Реализация информационной поддержки системы оценки качества образования в школе.

2017-2018 учебный год

Администрация,

Администратор школьного сайта

 

Обобщающе-аналитический – 2020 г.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Отбор, наиболее эффективных оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательной организации.

Сентябрь 2020года

Администрация школы

2. Предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни.

2020г.

Администрация школы

3. Анализ достижение качества образования обучающихся образовательной организации, удовлетворяющее социальным запросам.

2020г.

Администрация школы

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам, требованиям ФГОС

2. Реализуется и обновляется программа развития школы, через создание системы оценки качества образования.

3. Обеспечивается систематизация проведения в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Осуществляется сбор, обработка, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализируются результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации.

5. Обеспечивается предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни.

6. Реализуется информационная поддержка системы оценки качества образования в школе.

7. Формируется нормативная база документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении.

8. Принимаются управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы.

Критерии эффективности результатов

1. Результаты образовательной деятельности: повышение успеваемости, повышение качества.

2. Количество учащихся, у которых сформированы информационные, исследовательские, проектные и другие компетентности.

3. Количество учащихся, выполняющих задания на творческом уровне, участвующих в региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

4. Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы).

5. Количество педагогов, повысивших квалификацию в аспекте преподавания на компетентностном уровне и по новым стандартам.

6. Количество, качество и эффективность уроков и мероприятий, проводимых на компетентностном уровне.

7. Количество руководителей, обученных методам и механизмам оценивания качества образования на компетентностной основе.

8. Количество родителей, принявших сущность нового качества образования.

9. Количество родителей, участвующих в управлении и оценке качества образования.

 

2.3. Возможные риски и их минимизация

Возможные риски

Способы преодоления

Непонимание педагогическим коллективом школы, родительской общественностью концепции нового качества образования приведет к формальному использованию ВСОКО без существенных перемен в оценке качества образования.

Планомерная и последовательная работа с педагогами, родителями над изменением традиционного сознания и формированием понимания сущности нового качества образования.

Повышение квалификации и переподготовка кадров по новым стандартам общего образования.

Традиционная «знаниевая» парадигма обучения школьников, преобладающая в ОУ, не может адекватно поддаваться оценке компетентностными измерителями.

Обучение руководящих и педагогических кадров ОУ методам и механизмам оценивания качества образования на компетентностной основе.

Большинство учителей не владеют компетентностным подходом и не могут преподавать и оценивать школьников на компетентностном уровне.

Переподготовка педагогических кадров в аспекте преподавания на компетентностном уровне.

Основные критерии традиционного оценивания - результаты итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) по- прежнему занимают лидирующие позиции в системе оценки качества образования и являются основным критерием для управления ОУ и в ОУ.

Изменение масштаба и ценности критериев оценивания качества образования и результатов деятельности ОУ на региональном и муниципальном уровне.

Недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса снижает качество предоставляемых образовательных услуг.

Обновление материально-технической базы школы.

 

 

Администрация школы:

- формирует концептуальные подходы к оценке качества образования;

- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;

- координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования;

- разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития школы, с учетом сопоставимости системы показателей и индикаторов с муниципальными, региональными и федеральными;

- обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- обеспечивает представление достоверной информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;

- принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне школы;

- ежегодно составляет и публикует на сайте школы публичный доклад о состоянии и перспективах развития школы в соответствии с установленной формой и сроками;

- разрабатывает и реализует программу развития школы, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;

- обеспечивает своевременную информированность родительского сообщества о результатах мониторинговых исследований в рамках ШСОКО;

- осуществляет ведение баз данных «портфолио» обучающихся и педагогических работников;

- обеспечивает Управляющий совет необходимой информацией для распределения фонда стимулирования профессиональной деятельности работников школы.

Управляющий Совет школы:

- осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения (в том числе в процедуре ЕГЭ, ОГЭ), общественной экспертизы, участия в работе экспертных групп;

- привлекается для экспертизы;

- участвует в обсуждении модели ШСОКО;

- заслушивает руководителей школы по реализации ШСОКО;

- дает оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации ФГОС, программы развития школы.

Педагогический совет:

- утверждает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса;

- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;

- разрабатывает и реализует программу развития школы, включая развитие ШСОКО;

- содействует проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формирует предложения по их совершенствованию.

Предметные методические объединения:

- изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития ШСОКО;

- участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой работы школы;

- обеспечивают помощь педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания;

- проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых учителями.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×