Специфические особенности русской избы

Автор: Шевцов Евгений Васильевич

Что такое – дом? Это теплое, уютное, любимое место, куда мы возвращаемся после долгого (или не очень) отсутствия, и приходит совершенно необычное ощущение – кажется, что ЗДЕСЬ нам рады даже стены! И здесь мы можем сказать себе с уверенностью: «Мне здесь хорошо! Меня здесь ждут!» Дом относиться к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании. Эквивалент славянского слова «дом» обозначало широкий круг понятий: кров, семью, жилище, строение, некое определенное место, а также явления связанные с культурной организацией жизни: хозяйство, быт семьи или народа, наследство, иерархию, порядок. Понятие дома связывалось с нравственностью, правом, памятью и верностью заветам.

      В мифопоэтических представлениях древних славян дому отводилось чрезвычайно важное место. Он осмыслялся как “мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им самим”. Жилище было по преимуществу носителем признака “внутренний”, оно оберегало человека от невзгод внешнего мира, создавало атмосферу безопасности, определенности, организованности, противостоящей внешнему хаосу. Дом сравнивался с матерью, которая кормит и охраняет дитя, а также с материнским чревом, с наседкой, защищающей цыплят. Закрытое, обжитое пространство, где главенствовали атрибуты дома, как постель, печь, тепло, издавна осмыслялось как женское, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина — землепроходец, строитель, завоеватель. Постоянно подчеркивались такие признаки дома, как прочность, одушевленность. Человеку нужен был дом, соединяющий небо и землю. Он крепко стоит на земле и является для его жителя центром потустороннего, горизонтального мира. С другой стороны, он возвышается над землей, стремится к небу; “он выпускает человека вовне и в этом смысле связан с внешним миром и с верхом”. Поэтому возникла необходимость создания в доме некоего сакрального пространства, напоминавшего о связи домашней организации и защищенности с божественным миропорядком и защитой от потусторонних сил.

        В традиционном русском сознании понятие дома связано с семейными ценностями, домашним очагом и уютом. Всем известно такое выражение как «ввести в свой дом». Оно подразумевает знакомство чужого человека с ценностями, традициями и внутренней жизнью дома. «Ввести невесту в дом» - значит сделать ее членом новой семьи. Дом - это уникальный показатель культурной принадлежности человека, его культурной самобытности и порядка. Изба - колыбель предков, дедов, отцов.

        Во многих исследованиях отмечается, что для русского человека дом связан именно с теплом, домашним (семейным) уютом.

        В краеведческом музее нашей школы собран богатый материал об истории нашего села, быте, его жителях. Работая в поисково-исследовательской группе, меня заинтересовал вопросы: как наши предки строили свои дома, почему у нас в селе было много меловых построек, что представлял собой интерьер русской избы (хаты). Мне показалось, что это будет интересно и полезно другим. Целью моей работы является осмысление и раскрытие таких понятий как «русская изба», «русский дом», какое духовное значение играл дом в жизни человека. При написании работы были использованы различные методы исследования. Работал с архивными материалами школьного музея, встречался со старожилами села, беседовал со своей бабушкой. Их рассказы были записаны. Пособием при составлении работы были разнообразные издания и исследования ведущих специалистов и этнографов, использовал интернет-ресурсы.



 

 

 

 

 

 

 

Русские этнокультурные особенности южнорусского населения

        Южнорусская историко-культурная зона выделяется по «акающему» диалекту и так называемым южнорусским чертам культуры, которые свойственны населению региона, простирающегося с севера на юг от реки Оки до Хопра и среднего Дона и с запада на восток от Десны до Суры (территория бывших Тульской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, большей части Рязанской, Калужской, частично Пензенской губерний, согласно административному делению XIX - начала ХХ в.). Значительную часть  этого обширного пространства географы и демографы определяют как Центрально-Черноземный (или Центрально-Земледельческий) регион.

        Хозяйственному освоению Южнорусского региона способствовало выгодное географическое положение в пределах Восточно-Европейской равнины. Богатейшая водная система (бассейны Оки, Дона, левобережных притоков Днепра), плодородные черноземы, умеренный климат – всё это создавало благоприятные условия для заселения края, развития земледелия и путей сообщения. С XI в. на территории расселения древних славян, известных здесь ещё с 1 тыс.н.э., возникли русские княжества – Черниговское, Рязанское, Новгород-Северское и др. Золотоордынское нашествие ХIII в. опустошило значительную часть Центрально-Черноземной зоны. С образованием Русского централизованного государства  на его рубежах создается сложная система оборонительных укреплений, благодаря чему в ХVIVIII вв. происходит активное заселение и хозяйственное освоение обширных пространств лесостепи южнее Оки. Сюда поступательно смещалось население из более плотно заселенных северных и западных районов. Особенностью хозяйственного освоения южной окраины России в ХVIVII вв. было сочетание вольной народной  при одновременной монастырской, помещичьей и правительственной колонизации. Вокруг новых городов-крепостей возникали села и деревни. В заселении южных земель  историки отмечают большую роль низших служилых людей, известных позднее под названием «однодворцев». Южные и западные районы Воронежской и Курской губерний в ХVIIVIII вв. интенсивно осваивали переселенцы с Украины, в результате к концу XIX в. они составляли около 30% всего

сельского населения этих губерний.

        Этнокультурные особенности в жизни населения этой зоны ярче проявились в его традиционной материальной культуре. В лесостепной и степной полосе со сравнительно теплым климатом, в условиях развитого земледельческого хозяйства с распространенной барщинной системой феодализма преобладали крупные многодворные поселения, расположенные в речных долинах, по балкам и оврагам, в районах с пересеченно-холмистым рельефом местности. В пореформенную эпоху возрастает удельный вес водораздельных поселений. В ХIX- начале ХХ в. здесь строили небольшие рубленые (нередко кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. На юго-западе в районах смешанного русско-украинского расселения стены дома обмазывали глиной и белили. Как и на Украине, такие дома называли хатой. В отличие от более северных районов, в южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной, вход в сени был с улицы. Свои  особенности имела и внутренняя планировка дома: русская печь была расположена в дальнем от входа углу, по диагонали от печи(т.е. рядом с дверью) находился передний (святой, красный) угол, где стоял обеденный стол и висели иконы. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, этнографы выделили восточный (в Тамбовской, Воронежской, частично в Рязанской и Пензенской губерниях) и западный (в Тульской, Калужской, Орловской, Курской губерниях) план избы (хаты).

        Распространен открытый тип двора: значительная площадь двора была не занята постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав хозяйственных построек, варьировавшие в разных районах региона, зависели от достатка крестьянской  семьи. Амбар, кладовую, погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы или на огороде, на гумне. Баня, типичная для северных и некоторых среднерусских губерний, на юге Черноземья встречалась не везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на речке.

         

Особенности географического положения и застройка с. Девица

        Село Девица расположено на правом берегу Дона и на правом берегу речки с аналогичным названием Девица. Название село получило по имени реки. Ученые считают, что так названа река давным-давно, еще во времена Киевской Руси, когда на берегах Дона в этих местах существовали древнерусские укрепленные поселения.

        Впервые о селе упоминается в 1655 году. Исходя из того, что Девица была населена служащими людьми города Коротояк (основан в 1647 г.) появление и основание этого села можно отнести к периоду с 1648 по 1655 годы. Это предположение подтверждает документ, который был составлен из речей служащих людей. В нем сказано, что за свою службу люди Коротоякского уезда вместо денежного жалования получали пашенную землю в селах Девица, Оськино,  Сторожевое. В своей работе об однодворцах Воронежской губернии краевед Г.Германов писал: «Девица в трех верстах от Голдаевки населена около 1650 года»

        Первые поселенцы Фроловы поселились на берегу реки Девица в Пылевке и Фроловке (местное название улиц). Эти улицы протянулись вдоль реки, повторяя ее изгибы. Другие улицы села расположены параллельно первым. Они соединяются более короткими улицами или переулками. Переулком в селе называют улицу без жилых построек, старожилы говорят «проулок». За жилыми постройками располагалось гумно. На гумне каждая семья имела участок земли, размер которого зависел от количества мужчин в семье. После жатвы снопы пшеницы, ржи привозили на свой участок и укладывали в круг. Получалось подобие скирда, который местные жители называли «адонья». Адоньи накрывали сверху кугой, заготовленной заранее, чтобы не намокали.

        Планировка села утверждалась на «сходне» (диалектное). На сходню собирались «сотни» (диалектное). Сотни – представители, как правило мужчины, от 30 – 35 дворов, расположенных рядом.

        Можно сделать вывод, что при выборе места и устройстве нашего села, первопоселенцы руководствовались общепринятыми нормами по застройке в России на тот период времени.  

Русская изба (дом)

        Русское жилище  как и жилище любого народа имеет много разных типов. Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и разных времен. Прежде всего русское жилище  - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши, сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает само слово,   было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название повалуши  характерно для восточных губерний, и значило кладовую, обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним жилым помещением.

        Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека  представлял собой территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы и множество изб людских  и служебных, многие из которых были соединены крытыми переходами.

        У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский мужик ... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками, посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или поземными, и белые  с трубами, и горницы на нижних этажах”.

 

        Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек, обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной жизни отделить одни  от других  весьма затруднительно. Следовательно, историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий труда.

        Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Все  постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,  были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть населения предпочитала отапливать жилища  “по-черному”, т.е. печи в избах ставились без печных труб.  Этот консерватизм  прослеживается и в организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

        Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,  мшанник и др. зависело от  уровня развития хозяйства. В понятие “крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались,  включая огород, гуменник и т.п.

 

 

 

 

 

 

Особенности русской избы (хаты) села Девица

        Какие избы строили первые поселенцы села, установить не удалось. Предположительно это были небольшие, саманные, низкие дома с глинобитным полом под камышовой четырехскатной крышей. Дома обмазывали глиной и белили. В то время часто случались пожары, сразу сгорало большое количество домов.  В  XIX – начале XX веков в нашем селе преобладали меловые дома, так как при пожарах в таких домах сгорала только крыша, а сама постройка оставалась целой. Устройство мелового дома сохранило все традиции строительства и обустройства деревянной избы. В доме было одно жилое помещение больших размеров, потому что под одной крышей проживало несколько поколений, как правило, это были семьи в 30 – 40 человек.

        Чтобы построить избу из мела, зимой собирались сотней и возили большие куски мела из Коротояка. Местные или приглашенные мастера вытачивали из мела ровные прямоугольные блоки. Строили дома в теплое время года. Ровняли площадку под дом, в больших кадушках разводили глину, которой скрепляли меловые блоки. Как правило, была одна большая комната и сени. В XVIII веке к жилой избе обязательно пристраивались сени, хотя в крестьянском обиходе они были более известны под именем «мост». По-видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом («сенью»). В меловых избах сени строили под одной крышей  с жилым помещением, но они не имели потолка. Роль сеней была разнообразной. Это и защитный тамбур, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение. Местные жители их чаще называли и называют «сенцы». В сенцах отгораживали небольшое помещение для хранения одежды, утвари, продовольствия и называли его «чулан». Окна по размерам были небольшие в одну раму. В таком помещении воздух был тяжелый, зимой натопить было трудно. Топили дровами, камышом, соломой. Крышу покрывали камышом, сверху набрасывали солому, чтобы не протекала.

        Второй тип постройки жилых домов – это «саманки». Стены в таких домах плели из хвороста, обмазывали глиной, белили. Крышу делали по принципу меловой избы. Саманки были холоднее меловых изб.

        Деревянных изб в селе было очень мало. Построить такую избу было очень дорого. Как правило, они были у тех. кто на заработки уезжал в город. В начале XX века стали строить кирпичные дома, которые также покрывали камышом. В настоящее время в нашем селе сохранилось четыре кирпичных дома – постройки начала  XX века.

        После Октябрьской революции 1917 года  в селе чаще стали строить деревянные дома. Это объяснялось тем, что лес стал государственным и разрешалось вырубать деревья для строительства.

        Моя бабушка, Волкова Анна Петровна (1933 г.рождения), рассказала мне, как мазали дома в 50 – 70 годы прошлого века. Вначале готовили глину. Делается большой круг, куда слоями складывается глина и песок, в центр наливается вода сверху кидается солома. Солому у нас использовали из пшеницы, чем толще стебель, тем считалось лучше. Дальше начинают месить глину. Глину топтали ногами и использовали лошадей. Промес начинают от центра кучи к краю, понемногу добавляя воду или солому по мере необходимости. Сразу много соломы кидать нельзя, потом не промешаешь. С краев глину подбирали вилами и кидали в центр. Часто добавляли свежий конский или коровий навоз. В результате замеса получалась однородная масса больше похожая на тесто, самое главное она не должна быть жидкая. Обычно переставали бросать солому, когда ее трудно было промешать с глиной.

        Затем деревянные стены слегка смачивали водой веником, глину нагружали вилами в ведра или тележки, подвозили к дому. Брали хороший кусок глины и с размаху бросали на стену, чтобы глина сразу превращалась в блин, но не стекала со стены. Потом неровности размазывали руками, слегка закрывая набитую дранку или прутья. При размазывании по стене, руки регулярно смачивали в воде, получался слой глины в несколько сантиметров толщиной. Точно также покрывался потолок. Самое главное во время мазки, чтобы глина прилипла в стене.       После высыхания "толстой глины", обычно через несколько дней на ней появляются трещины. Для замазывания использовалась "тонкая глина" Это глина с песком с добавлением жидкого навоза. Этот состав больше похож на сметану, которая тонким слоем замазывает трещины.  

        После высыхания глины стены белились мелом или известью.
        Чтобы обмазать дом собирали человек 50 – 60. Работали с самого утра и вечера. Смесь глины, песка соломы толкли накануне вечером. Работа очень тяжелая и долгая. В благодарность, хозяева накрывали стол. Обед заканчивался поздно песнями и плясками под гармошку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерьер русской избы

        Отсутствие лишних элементов и строгая привязанность одной вещи к месту - вот главные признаки интерьера русской избы.

        Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи, который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку.  В ней же пекли хлебы, сушили на зиму ягоды, подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в  течение всего  года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство  духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи  оказала решающее  влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно строгим, хотя и неписаным законам. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. В избах также встречались переносные лавки с четырьмя ножками или подпорками по бокам (скамьи).

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.
Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол в простенке между окнами - против угла печи, а подле стола стыкаются две лавки.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает красивый, хороший, светлый. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати- специальный помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В северных губерниях полати делали высокие- на уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской  пары в избе (но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном из углов дома. Это место считалось почетным. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, которые украшали резьбой, росписью, фигурными вырезами в досках.

В хатах жителей нашего села был примост - место, где спали дети. В земляной пол вбивали колья, на них закрепляли доски. Вся конструкция устанавливалась около стены недалеко от печи.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В нашем селе такие полки называли полицы. В стену вбивались и специальные деревянные колышки, на которые вешали одежду.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы, где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной. Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки.

Обеденный стол имел довольно большие размеры. Крышка стола выполнялась из качественно обработанных досок без сучков. Подстолье могло быть нескольких видов: дощатые боковины с выемкой внизу, соединенные проножкой; ножки, соединенные двумя проножками или кругом; подстолье с выдвижными ящиками. Края столовой грани и грани ножек иногда покрывались резьбой.

Столы для приготовления пищи (поставцы) ставили рядом с печью. Такие столы были выше обеденных, а внизу имели выдвижные ящики или полки с дверцами.

Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Сундуки имели разные размеры и небольшие внешние различия. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. Опорная часть выполнялась в виде опорного плинта, или в виде маленьких ножек. Украшали сундуки также всевозможными рисунками и узорами.

Под влиянием города в крестьянском интерьере появилась подвижная мебель - столики, стулья, кровати, шкафы, комоды, деревянных диванов и т.д. В "моду" вошли занавески на окнах, коврики, зеркала, скатерти на столах, цветы.

Жилые помещения традиционно освещались лучиной, закреплявшейся в светец, на юге - жирником (глиняной плошкой с фитилем). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы. В конце XIX - начале ХХ в. с ростом товарно-денежных отношений в деревне и под влиянием города широко распространились керосиновые лампы.

Для праздничного убранства избы использовалось полотенце - полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. Оно украшалось, как правило, на концах. Полотнище полотенца орнаментовалось редко. Характер и количество украшений, расположение их, цвет, материал - это все определялось местной традицией, а также назначением полотенца. Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни, к заветным дням - праздникам, справлявшимся по поводу важных событий, прошедших в деревне. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди - "крюки", "спички", вбитые в стены. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. Их было принято демонстрировать родственникам мужа на второй день свадебного пира. Молодуха развешивала полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки - все это позволяло оценить трудолюбие, аккуратность, вкус молодой женщины. Полотенце вообще играло большую роль в обрядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родинного, погребально-поминального ритуалов. Очень часто оно выступало объектом почитания, предметом особой важности, без которого ритуал любого обряда был бы не полон.

Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица. Для этой цели пользовались утиркой, утиральником и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль дома в семейно-обрядовой жизни

Дом в народной культуре – средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и предков). Целая система бытовых запретов направлена на то, чтобы удержать счастье и не дать ему покинуть жилище.

Важнейшая символическая функция дома — защитная. Нарисованные или вырезанные на дверях и над окнами кресты и освященные травы обеспечивали дому надежную защиту от нечистой силы. В былинках и сказках человек укрывается в доме от преследующих его врагов, которые не в силах переступить порог. Порог – часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с порогом, как с пограничным и потому опасным локусом, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей, запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка – частые рвоты.

Ворота – символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Как элемент материальной культуры и обрядности ворота особенно значимы в традиции восточных и западных славян. Ворота – объект почитания и защиты. В русских деревнях двустворчатые ворота были в структуре крестьянского двора важным элементом. Через них въезжали на телеге, привозя сено, дрова и другие важные продукты для поддержания дома. Ворота имели засов, игравший роль замка, который нельзя было открыть снаружи. Ворота были фасадные, украшенные орнаментом, и задние которые, как правило, выходили в огород. «А двор без ворот – что без прясел огород».

 В воротах совершались различные магические действия. В свадебном обряде ворота – преграда на пути участников свадьбы: перед сватами или молодыми запирали ворота и требовали выкупа. На Троицу было принято строить ворота из веток и зелени. Под такими Воротами “кумились” девушки. На свадьбе под зелеными арками – воротам проходили молодые и все участник свадебного поезда, чтобы защититься от порчи. В ворота били, приглашая в Сочельник на кутью. Во время обрядовых бесчинств молодежи ворота снимали с петель, забрасывали на крышу, дерево, кидали в реку и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пословицы и поговорки о доме

Русская изба оказала влияние и на фольклор, занимаясь данной работой, я обнаружил много пословиц, поговорок, загадок, связанных с избой.

«Мило тому, у кого много в дому»
 «Дом вести — не лапти плести»
 «Худу быть, кто не умеет домом жить»
«На стороне добывай, а дому не покидай»
 «Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали ».
«Дон, Дон, а лучше дом!»
 « И тесен дом, да просторен он».
« В гостях хороша девка, а дома лучше того».
 «Будь, как у себя дома».

« Богатому везде дом».
 « Свой дом не чужой: из него не уйдешь».
« Дома и солома съедома».
 « Что в поле ни родится, все в доме пригодится».
«Каков Дема, таково у него и дома».

« Худу быть, кто не умеет домом жить»
« Чужим умом не скопить дом».
«Всякий дом потолком крыть, не выноси сора».
« На стороне добывай, а дому не покидай».

«Моя изба с краю, я ничего не знаю».
«Пошла изба ходить, за собой горницу водить!» (прогулка.)
 «Одна труба, четыре избы, восемь улиц!» (деревнюшка)

 « Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка» (месяц).

 

 

 

 

Заключение

Каждое человеческое обиталище есть результат его, человека, жизненной философии и мировоззрения, и, в свою очередь, каждое человеческое жилье формирует философию и мировоззрение следующего поколения.
Изба охраняла человека от стужи и непогоды, лихого человека, нескромного взгляда. Охраняла физически, охраняла духовно. Хозяин ее строил, украшал, совершенствовал, обставлял по-своему. В соответствии с традицией или собственным домыслом, обрабатывая и изменяя на свой манер, прилаживал к своему вкусу и надобностям. Изба создавала условия для взаимопонимания и взаимопомощи.   

Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда не кажется заслуживающим внимания, мнится обыденным. Мимо нее обычно проходят, просто не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться,  словно то не дело рук человеческих - вроде цветка. Есть такие цветы: вроде бы и невзрачные, а присмотришься - верх совершенства. Многообразна наша изба, проста, рациональна, ничего лишнего, но все что в ней есть - необходимо, гармонично, красиво.

Изба способствовала сплочению, гармонизации индивидуальных усилий и решений, предоставляя каждому свободу выбора точки приложения своих сил, труда, творчества. Что бы ни говорили дурного об избе, надо вдуматься, проникнуться избой  и ее влиянием на человека. «Человек лишь тогда человек, если он душой помнит свою историю. Отруби эту память - и нет человека».

 Я искал в нашем прошлом то, что пригодно быть нашим, не привозным, органическим лекарством нашего настоящего и здоровой базой нашего будущего. Это не означает бездумного возвращения во тьму веков, а - пристального осмысления векового опыта и отбора. Это мне годится для духовного здоровья и усовершенствования, для крепкой семьи, для радости бытия, для красивой жизни - красивой без кавычек, умной и здоровой, где удобства и нагрузки умеренны. Для счастья.

Моя работа содержит сведения о застройке нашего села, что представляло русская изба (хата). Более понятен стал быт и порядок русской избы со всей её  обстановкой и взглядами. Данные работы помогают понять, как прививались и укоренялись традиции в русском народе, семье.

Материалы данной работы можно использовать при проведении классных часов, общешкольных мероприятий, работе в кружках.

Думаю, что счастлив тот, кого судьба   одарила детством в избе. Я надеюсь, что сумел передать чувство гордости за своих предков и зародил энтузиазм продолжить работу по изучению истории своей малой родины и извлекать у нее для себя бесчисленные крупицы житейской мудрости, и главное духовной, которой она наполнена. Мудрость эта применима в нашей повседневной жизни.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Опубликованные источники:

1.      Байбурин А.К. «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян»

2.      Иванов П. «Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки, относящиеся к русской избе»

3.      Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.,    “Экономика”,1993 

4.      Логинов К.К. «Материальная и производственно-бытовая культура русского дома»

5.      Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. – Воронеж,2008

6.      Очерки русской культуры 18 века, М., “Московский университет”,  1985

7.      Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989

 

Архивные документы:

      Материалы школьного музея

Воспоминания старожилов:

 

Т.Н. Гребцова, А.П. Волкова

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x