Статья Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера в прошлом. Автор: Иванова Мария Станиславовна

Автор: Иванова Мария Станиславовна
Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности.


Автор: Иванова Мария Станиславовна
Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера в прошлом
Прежде семья была основной ячейкой социально-экономической жизни северных народов, а коллективистская психология определяла многие стороны жизнедеятельности и поведения людей, в том числе взаимоотношения между семьей и общиной. У этносов Севера семья похожа на патриархальную: в ней главенствующая роль принадлежит мужу. Но это совсем не значит, что он обладает деспотическими правами и может единолично распоряжаться имуществом и самой жизнью членов семьи. Ее микроклимат определяется отношениями равенства и сотрудничества, крепкими родственными связями.
Специфические особенности воспитания детей в семье в условиях Крайнего Севера своими истоками уходят к жизненным традициям и обычаям, связанным с продолжением рода и активным участием в трудовой деятельности. У местного населения Севера ценности и приоритеты в воспитании детей в семьях, которые сохранились до наших дней:
ответственность и взаимопомощь (особенно между родственниками) стремление выжить в суровых условиях;
моральные требования, предъявляемые к детям, подкрепляются конкретными примерами поведения взрослых;
в практическом обучении детей особая роль принадлежит наглядному примеру взрослых;
немногословность и сдержанность в речах, осмотрительность и осторожность в делах;
доброта к окружающим, бережное отношение к родному краю, тундре, стремление сохранить ее для будущих поколений (к ней относятся как к народному достоянию, житнице и "кладовой без замков");
Важно подчеркнуть, что своеобразные обычаи, диктуемые образом жизни в тундре, выработаны и в области семейных отношений у коренных народов Севера, что, конечно же, влияет на воспитание детей. Традиционно соблюдалось распределение семейных ролей: муж - кормилец, хозяин родового огня, продолжатель рода и фамилии, а женщине предназначалось заботиться о его одежде и обуви, пище и покое, любыми способами стараться помочь ему, когда он окажется в беде.
В гостеприимстве "по-северному" воплощается внутренняя культура, проявляются чувства дружбы и взаимопомощи, что имеет большой воспитательный смысл, ибо без этого трудно жить на Севере. Для семейного общения характерны немногословность, сдержанность в отношениях между мужчиной и женщиной: лишь в песне можно было выразить словами свою нежность, преданность, ревность, поведать о разочарованиях.
Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека.
Важным источником изучения народных традиций являются продукты материальной культуры (орудия труда, жилище, предметы домашнего обихода, одежда, принадлежности ритуалов). Трудовые традиции - это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение формы и виды трудовой деятельности, свойственные данному народу (включая взгляды народа на труд, опыт трудового воспитания подрастающего поколения).
На основании опыта изучения национального фольклора выявлены такие трудовые традиции:
- включение детей в производительный труд и труд по самообслуживанию с самого раннего возраста;
- строгое разделение труда по половым признакам;
- некоторые виды работ прикреплены индивидуально к каждому ребенку, невыполнение которых влечет за собой конкретные отрицательные последствия;
- большая ранняя самостоятельность, влекущая за собой определенную ответственность.
Народная педагогика с момента своего возникновения воплощала в себе, прежде всего опыт трудового воспитания подрастающего поколения. Основу народной педагогики составляют воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового опыта и нравственных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей и национальных черт культуры. Специфика народной педагогики в понимании основ воспитания и формирования личности предполагает, что основополагающим фактором воспитания должны стать трудовые традиции. Вся народная этика сводится, главным образом, к воспитанию ребенка трудом, развитию трудолюбия и других нравственных качеств. В этом залог преемственности, связи поколений, уважения к семье, роду, обществу в целом.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x