Статья Специфический подход, к физкультурно-оздоровительным и спортивным тренировкам у людей с ограниченными возможностями. Автор: Егоров Вячеслав Михайлович

Автор: Егоров Вячеслав Михайлович
 

Предполагается, что спортивно-оздоровительные занятия должны носить оздоровительный или функциональный характер. При этом нагрузки не должны превышать допустимых границ.

Необходим правильный учет в распределении физических нагрузок. Что, будет включать в себя педагогические средства восстановления.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах подготовки


Автор: Егоров Вячеслав Михайлович
Специфический подход, к физкультурно-оздоровительным и спортивным тренировкам у людей с ограниченными возможностями
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Оно состоит из органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции.
Учитывая специфичность подхода, социальной реабилитации инвалидов посредством физического творчества, и поставленная нами цели создание методических рекомендаций. Позволяющих на базе физкультурно-оздоровительных реабилитационных центров и спортивных клубов для инвалидов. Структурно представить и планомерно проводить социальную работу по реабилитации инвалидов, через привлечение их к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Обозначим следующие значимые этапы, оказывающих влияние на возможность социальной реабилитации инвалидов посредством физического творчества.
Необходимой базой для социальной реабилитации инвалидов посредством физической культуры и спорта. Отводится повсеместному развитию и пропагандированию здорового образа жизни, привлечению общественности к физкультурно-оздоровительной программе.
Особой важностью для структур по социальной реабилитации инвалидов является пропагандирование физкультурно-оздоровительного и спортивного движения, что включает в себя:
Пропагандирование физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с привлечением массовых средств информации.
Проведение открытых спортивных и культурно-оздоровительных мероприятий с привлечением общественности.
Социально-разъяснительная работа среди инвалидов.
Структура спортивных клубов для инвалидов. В качестве организационной структуры физкультурно-оздоровительного движения клубы вполне себя оправдывают.
Работа в клубах, ведется по двум основным направлениям. Физкультурно-оздоровительному и спортивному.
Физкультурно-оздоровительное направление предполагает организацию групп здоровья для инвалидов с ограниченными функциональными возможностями и сопутствующими соматическими заболеваниями, которым занятия спортом не показаны. Физкультурно-оздоровительные занятия для инвалидов проводиться специалистом по лечебной физкультуре.
Все инвалиды, сначала проходят подготовку в группах здоровья по коррекционно-реабилитационной программе. Прежде чем приступить к специализированным занятиям по определенному виду спорта.
Занятия в спортивной секции предполагают систематическую тренировку в конкретном виде спорта, и последующее участие в соревнованиях. Занятия в спортивной секции проводятся тренером по виду спорта в специально организованных залах или спортсооружениях с использованием специального спортивного инвентаря и оборудования.
Существенно для спортивных клубов инвалидов их увеличение по численности и распределение по месту жительства, что позволит повысить массовость физкультурно-спортивного движения и создание условий социальной реабилитации инвалидов различных категорий.
Отмечаем на пути социальной реабилитации как, создание предпосылок – агитация и пропаганда физкультурно-спортивной деятельности, организация структуры спортивных клубов сводится к своей основе – спортивной тренировки. Именно в основе качественного проведения спортивной тренировки, создание дружного работоспособного коллектива, правильность выбора физической и психологической нагрузок, планирование и совмещение разных методов и условий ее проведения. Решаются основные социально значимые этапы.
Первое положение. Привлечение к спортивно-оздоровительной деятельности.
На две группы. 1- группа, с которыми следует вести разъяснительную работу по привлечению к физкультурно-оздоровительной деятельности. Создание мотивационной базы в следующих направлениях:
На восстановление двигательных и координационных функций организма, нарушенные болезнью.
Приобретение хорошего физического самочувствия.
На достижение удовольствия, получаемое от физических упражнений и радости общения с окружающим миром
Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. Именно движения осуществляют ту непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе его психических процессов и организма в целом.
2 – группа, которые практически сразу приходят к пониманию необходимости в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Особое значение в соблюдении этого положения, имеют значение характеристики физиологических упражнений при организации занятий с нетренированными лицами и лицами с факторами риска развития тревожных и депрессивных состояний.
Физические занятия является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом. Где по своей сути, массовый спорт способствует полному раскрытию возможностей
Второе положение. Привлечение к спортивно-массовой деятельности.
Что предполагает развитие и воспитание:
Воспитывает физические качества - силу, ловкость, быстроту, выносливости
Предполагает выработку определенных характерных черт, таких как: воля, настойчивость, коллективизм, организованность, активность, смелость и т.д.
Стимуляцию психического развития - внимание, память, находчивость, развитие интеллекта.
Предполагает развитие эмоционально-волевой устойчивости. Эмоциональные переживания и насыщение.
На этом пути предполагается непосредственная работа в спортивных секциях и специализированных реабилитационных центров для инвалидов. Привлечение специалистов по физкультурно-оздоровительной деятельности и врачей по спортивной реабилитации
Особая важность в это направлении отводится тренеру спортивной секции. Для создания спортивной группы, спортивного творческого коллектива. Создание и развитие личностного потенциала мотиваций, и их реализации необходимых для успешного осуществления программы социальной реабилитации. Выработку морально-волевых качеств личности присущих спортсмену, через индивидуальный подход к тренировкам. Где , по своей сути только в процессе спортивной тренировки, где роль тренера является направляющей, человек (в данном случае инвалид) сам способствует, через творческий подход, коррекции своей психо-эмоциональной сферы выработке морально-волевых черт.
Что должен учитывать тренер в постановке работы с спортивной группой:
Индивидуальный подход в соизмерении с психофизиологической нагрузкой тренировочного процесса. Способствующего в создании необходимой мотивационной базы и положительного настроя для получения удовольствия от физических занятий. Где важным моментом является воспитание морально-волевых качеств личности, и положительного эмоционального настроя на преодоление трудностей.
Создание работоспособного коллектива с учетом дружественной поддержки каждого члена спортивной группы. Применение разнообразных методик и условий проведения спортивных занятий для достижения более полной интеграции членов в группе.
Правильная постановка задачи в показательной результативности соревновательных достижений. Где соревновательная деятельность является неотъемлемой и основной достигающей вершиной тренировочного процесса. Целью общественной интеграции инвалидов, в достижении заинтересованности и радости общения. Чувство занятости и нужности, реализации его профессиональных навыков.
Учитывая столь редкую и труднодостижимую атмосферу добра и преданности в коллективе, каждый член которой должен постоянно ощущать поддержку со стороны своих товарищей, а также высокую оценку своей личности и профессиональных качеств. Где основная цель – создать атмосферу в коллективе важнее всех спортивных достижений.
Необходим учет индивидуальных особенностей (теоретические концепции: Л.В. Шапкова, 1998). Который будет ложится в основу индивидуальной работы тренеров, в подходе к распределению морально-волевой и физической нагрузки во время тренировочного процесса. А также успешного распределения по группам и видам спорта. Рекомендуется использовать следующее.
Распределить основные виды спорта на группы, по Дембо А.Г. с соавт.(1998).
В основу взяты три критерия, характеризующие физические нагрузки:
преимущественно мощность работы, выполненная на тренировках (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная, различная по интенсивности);
преимущественная цикличность или ацикличность работы;
преимущественное развитие тех или иных двигательных качеств.
Использовать классификацию выделяя обобщенные устойчивые мотивы, которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях: мотив выбора деятельности, мотив стремление к успеху и достижения цели, выделяя из них конкретные устойчивые и неустойчивые мотивы.
Метод Направленность личности (по В. Смейкалу и М. Кучеру). Позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения, на задание. Тест на определение силы Воли (по разработке Р.С. Немова) и Мотивация к успеху (Т. Элерс). Построении двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма по тест-опроснику Г. Айзенка.
Предполагается, что спортивные занятия должны носить оздоровительный или функциональный характер. При этом нагрузки не должны превышать допустимых границ.
Необходим правильный учет в распределении физических нагрузок. Что, будет включать в себя педагогические средства восстановления.
Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах подготовки спортсменов, схематично представлено в Таблица Педагогические средства восстановления. Обязательный учет медико-биологические средства восстановления (В. И. Дубровский, 1991., Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).
Таблица Педагогические средства восстановления
Педагогические средства восстановления
Полноценная разминка
Средства, способствующие высокой работоспособности и ускорению восстановления
Рациональное построение тренировочных занятий
Разнообразные условия тренировки
Индивидуали-зация
Создание эмоционального фона
Рациональный режим жизни
Оптимальные внешние условия
Восстановительные упражнения
Рациональное планирование процесса тренировки
Индивидуализация
Сочетание общей и специальной тренировки
Построение тренировки, обеспечивающее восстановление
Оптимальное построение микро- и мак-роциклов
Восстановительные циклы и дни профилак-тического отдыха
Средства переключения
Вариабельное построение нагрузки
Вариабельность средств и методов
Важная роль отводится укреплению психического здоровья и снятию психического напряжения, введению в тренировочный процесс специальных релаксационных упражнений и медитативных поз.
Физические упражнения и мотивация. Рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются.
Основные характеристики физических упражнений, оказывающих положительный и максимальный эффект на психику, следующие:
аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;
отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;
конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;
умеренные по интенсивности;
продолжительность по времени не более 20-30 мин;
регулярные, включенные в недельный график;
приносящие удовольствие.
Необходимо подчеркнуть, что "удовольствию" от физических упражнений здесь мы как и многие авторы придаем центральную роль, когда речь идет о "приверженности" (т. е. сохранении устойчивой мотивации) к физическим упражнениям.
Оздоровительный эффект физических упражнений нацеленный на укрепление психического здоровья, может быть существенно усилен за счет совмещения в единую систему методов физического и психического тренинга.
Рекомендуется включение элементов психофизической тренировки.
В качестве основных научно обоснованных и верифицированных по оздоровительному эффекту систем психофизической тренировки можно указать:
программы психофизической редукции стресса;
метод спортивной софро-педагогики, или динамической релаксации;
интегрированный психофизический тренинг (ИПФТ).
Рекомендуется проведение групповых психотерапевтических работ.
1. Использовать элементы игры, обладающие тонизирующим эффектом, одновременно с циклическими нагрузками, повышающими уровень активации нервной системы. Это воздействие также предполагает психорегулирующую функцию у высокотревожных лиц.
2. Также подвижные игры, предоставляющие либо функцию лидера либо "шефскую роль", могут оказать положительный психологический эффект на депрессивное состояние.
К общим положениям относятся:
использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;
включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, способствующей в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;
использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, статокинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на личностную самооценку;
применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирования психической релаксации.
Кроме общих положений программы физических упражнений необходимо включить частные рекомендации, учитывающие специфику психофизиологической коррекции.
Так, лицам с астеническим синдромом рекомендуется использовать физические упражнения в воде и силовые упражнения, что способствует тренировке и усилению процессов активного торможения, восстановлению и упорядочению возбудительного процесса, повышению эмоционального тонуса.
Лицам с высоким уровнем тревожности следует включать в программу оздоровительной физической тренировки упражнения на координацию и равновесие, способствующие формированию сосредоточенности, концентрации внимания.
Упражнения с сопротивлением имеют целью сформировать установку на преодоление трудностей, уверенность в достижении успеха.
При доминирования ипохондрической и депрессивной симптоматики, использование игр, эстафет, упражнений, развивающих качества скорости и ловкости, элементов хатха-йоги, что способствует повышению эмоционального фона, развитию коммуникабельности и формированию социальной поддержки среди занимающихся.
Следует добавить, что восстановительная реабилитационная работа, требует сочетания использования как методов физической тренировки, так и ментального тренинга, нацеленного главным образом на повышение духовно-деятельностного потенциала личности, являются совершенствование и восстановление механизмов психической саморегуляции.
обязательное овладение техникой ментальной тренировки с вхождением в так называемое "альтернативное состояние сознания";
освоение техники образных представлений (имагинации);
обучение технике целенаправленного создания "позитивных образов состояния и будущего" для совершенствования процессов психической саморегуляции и развития психической самозащиты.
Дополнение к ряду психотехник. которые используют феномен перекодирования функционального состояния. Метод словесно-образных кодов, метод образно-волевых настроев.
Великий сосуд долог в изготовлении.
Дао дэ цзин, 41
Литература
Айзенк Г. Проверьте свои интеллектуальные способности/Пер. С англ. Рига., 1992.
Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффицент интеллекта/Пер. С англ. Новгород.,1994.
Батаршев А.В. Тестирование основной инструментарий практического психолога. Издательство ДЕЛО М., 1999.
Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994, С. 123-124.
Волков В.М., Семкин А.А. Резервы спортсмена: Метод. пос. Минск, 1993.
Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ФиС, 1986.
Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Издательство Киев Вища школа., 1998.
Евдокимова О.М. Особенности восприятия интенсивности физической нагрузки у лиц, не занимающихся спортом, и спортсменов: Дис. - СПб.,1994.
Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования / Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Федорова Т.В.// Теория и практика физ. культуры. 1996, N 5. - С.51-54
Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи /Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. СПб, 1996.
Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Морозов А.Н. Влияние социально-психологических особенностей индивида на направленность в спорте. Методические рекомендации, Башкирский Госсударственный Универнситет. 2000. 23 с..
Егоров В.М., Янгуразова З.А., Суворов А.А., Аслаев Н.Т., Морозов А.В. Роль индивидуально-психологических факторов в отборе подростков для их эффективной специальной подготовке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001. С. 79.
Иванченко В.А., Иванченко А.М., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. - СПб.,1994.
Кабачков В.А., Родионов А.В. Психолого-педагогические методы коррекции девиантного повеления детей и подростков в процессе двигательной активности // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. - М.,1994, С.37.
Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 5-6.
Малахов Г. П. Создание собственной системы оздоровления. - СПб.,1995.
Млис А. У., Аслаев Н.Т., Егоров В.М., Ахметченко З.А., Янова Т.С.. Влияние интенсивной физической нагрузки на реактивность организма. Методы коррекции. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том I. Уфа, 2001.
Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001, 240 с.
Недашевская М.А. Социальность - содержание самореализации личности //Филос. и социол. мысль, 1993, № 7-8.
Немова Р.С. Психология: Учебник : В3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998
Немова Р.С. Психология: Учебник В3 кн. Кн.3. Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. М., 1995
Немова Р.С. Психология: Учебник В3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1998
Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. Киев, 1978.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев, 1988.
Родионов А.В., Романов В.А., Юшков О. П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. Конф.. М.,1994, С.68.
Роль индивидуально-психологических факторов в отборе подростков для их эффективной специальной подготовке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001, С. 79.
Сахно А.В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики. Малаховка, 1993.
Филлимонов В.И. Бокс спортивно-техническая и физиологическая подготовка. Издательство Инсан М., 2000
Филлимонов В.И., Нигметзянов Р.А. Бокс кикбоксинг рукопашный бой. Издательство Инсан М., 1999.
Шангареева З.С. Образ жизни и здоровье населения в республике Башкортостан (социологический аспект). Издательство Круг М., 1999
Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры / Шапкова Л.В., Евсеев С.П.// Теория и практика физ. культуры. 1998, N 1. - С.8-18.
Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека //Биол. и соц. в развитии человека. М., 1977.
Янгуразова З.А., Егоров В.М., Аслаев Н.Т., Суворов А.А., Ахметченко З.А., Аслаев С.Т. Динамика психоэмоциональных состояний в процессе адаптации к интенсивной физической нагрузке. Молодые ученые волго-уральского региона на рубеже веков. Материалы юбилейной конференции. Уфа, 24-26 октября 2000г.Том II. Уфа, 2001, С. 108.
Berger B.G., Owen D.R. Stress reduction and mood enhancement in four exercise modes: swimming, body conditioning, Hatha yoga and fencing //Research Quarterly for Exercise and Sport. 1988, v. 59, p. 148-159.
Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being //International Scientific Consensus Conference. - Quebec City,19th-21st May,1995.
Forman Т., Myers D. The personal stress reduction program. - New Jersey: Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs,1987.,15. Гиссен Л. Время стрессов. - М.: ФиС,1990.
Gane P. Sofrapedagogics. - Canada,1991.
Mutrie N.. Biddle S.J.H. The effects of exercise on mental health in non-clinical population /Ed. by S.J.H. Biddle //European perspectives on exercise and sport psychology. - Champaign, IL: Human Kinetics,1995, p. 50-70.
Unestahl O.-E. The ideal performance. - Singapur,1988.
Wankel L.M. The Importance of Enjoyment to Adherence and Psychological Benefits from Physical Activity //Intern. J. Sport Psychol.,1993, v. 24, p. 151-169.
Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health //Sports Med.,1994, v. 17, № 2, p. 108-116.
Mutrie N.. Biddle S.J.H. The effects of exercise on mental health in non-clinical population /Ed. by S.J.H. Biddle //European perspectives on exercise and sport psychology. - Champaign, IL: Human Kinetics,1995, p. 50-70.
Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health //Sports Med.,1994, v. 17, № 2, p. 108-116.
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. М. Физкультура и спорт, 1991, с.33-39
Berger B.G., Owen D.R. Stress reduction and mood enhancement in four exercise modes: swimming, body conditioning, Hatha yoga and fencing //Research Quarterly for Exercise and Sport. 1988, v. 59, p. 148-159.
Wankel L.M. The Importance of Enjoyment to Adherence and Psychological Benefits from Physical Activity //Intern. J. Sport Psychol.,1993, v. 24, p. 151-169., Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being //International Scientific Consensus Conference. - Quebec City,19th-21st May,1995.
Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС,1986.
Forman Т., Myers D. The personal stress reduction program. - New Jersey: Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs,1987., Гиссен Л. Время стрессов. - М.: ФиС,1990.
Gane P. Sofrapedagogics. - Canada,1991.
Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994, С. 123-124.
Родионов А.В., Романов В.А., Юшков О. П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. - М.,1994, С.68.
Кабачков В.А., Родионов А.В. Психолого-педагогические методы коррекции девиантного повеления детей и подростков в процессе двигательной активности // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. - М.,1994, С.37.
Евдокимова О.М. Особенности восприятия интенсивности физической нагрузки у лиц, не занимающихся спортом, и спортсменов: Дис. - СПб.,1994.
Unestahl O.-E. The ideal performance. - Singapur,1988.
Иванченко В.А., Иванченко А.М., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. - СПб.,1994., Малахов Г. П. Создание собственной системы оздоровления. - СПб.,1995.
Маслов А.А. Физкультура для всех. Базовые принципы цигун. № 3 1992. С. 13.
1
5
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x