Специфика организации работы в ДОО при обучении детей грамоте в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности МДОУ детский сад № 6 «Солнышко» как решение вопроса преемственности Программ ДОО и Программы НОО | Хехнева Галина Сергеевна. Работа №209559
Автор: Хехнева Галина Сергеевна
Данная статья рассказывает о специфике организации работы в ДОО при обучении грамоте в старшей и подготовительной группах общеразвивающей направленности в МДОУ "Детский сад №6 "Солнышко" по парцильной программе Нищевой Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".
Специфика организации работы в ДОО при обучении детей грамоте в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности МДОУ детский сад № 6 «Солнышко» как решение вопроса преемственности Программ ДОО и Программы НОО.
«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».
Дмитрий Борисович Эльконин (известный советский психолог)
Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью дошкольного, начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.
Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
В наcтоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей, при приеме в гимназию, школы негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.
Современные исследования доказывают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.
Наш детский сад «Солнышко» проводит обучение грамоте детей по парциальной программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н.В., начиная со старшей группы – одна образовательная ситуация в две недели. Автор программы - учитель-логопед высшей квалификационной категории, шеф-редактор издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
Процесс обучения грамоте в Программе условно делится на четыре периода.
Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий,
во второй – 21 занятие,
в третий – 18 занятий.
Продолжительность каждого занятия 25- 30 минут.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста должно проводиться при соблюдении следующих условий:
ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика
обучение следует проводить с использованием игровых методик
обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне
процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.
Программа предлагает следующую последовательность изучения букв:
А У О И Т П Н М К Б Д Г Ф В Х Ы С З Ш Ж Э Й Е
Ё
Ю Я Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ
Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника. Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.
У ребенка формируются такие понятия как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тренируют в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.
Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки (круги, треугольники), писать палочки.
Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится паралелльно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствущим ей гласным звуком, или буквой и соответсвующим ей пока только твердым согласным звуком.
В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Задачи добукварного периода
Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.
Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.
Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.
Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.
Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями
.
Формирование понятий слог, слово, предложение.
I период работы
Развитие фонетико-фонематических представлений, навыков языкового анализа и синтеза
Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Формирование умения различать гласные звуки.
Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах.
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.
Формирование умение различать гласные и согласные звуки.
Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.
Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.
Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов.
Дифференциация звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]
—[
н
], [
п
]—[т], [б]—[
д
], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.
Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями
.
Развитие внимания к
звукослоговой
структуре слова.
Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (
ма-ма
,
ва-та
,
ру-ка
) и составлять слова из двух данных открытых слогов.
Обучение грамоте
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается
от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т,
П
, Н, М, К.
Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из
шнурочка
и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка
и в воздухе.
Обучение узнаванию зашумленных, изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
II период работы
Развитие фонетико-фонематических представлений и навыков языкового анализа и синтеза
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Обеспечение дальнейшего усвоение и использование в речи слов различной
звукослоговой
структуры.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков.
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам:
глухой-звонкий, твердый-мягкий.
Закрепление понятий звук
,
гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук,
глухой согласный звук, мягкий согласный звук,
твердый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, трех слогов, одного слога.
Закрепление понятия слог
и умение оперировать им.
Обучение грамоте
Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х,
Ы
, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из
шнурочка
и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания.
III период работы
Формирование навыков языкового анализа и синтеза
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.
Ознакомление с новыми звуками [
j
] [
ц
] [ч] [
щ
] [л] [л’] [
р
] [
р
’]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Обучение грамоте
Ознакомление с буквами Й Е
Ё
Ю Я Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ.
Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков «печатания», лепки букв из пластилина.
Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепление знания уже известных детям правил правописания.
Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание
ча-ща
с буквой
А
,
чу-щу
с буквой У).
Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.
.Между МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко» и МБОУ «Школа №2» ежегодно заключается договор о сотрудничестве. Предмет договора – осуществление взаимодействия учреждений с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – учебной. В плане работы по обеспечению преемственности прописаны направления работы (организационно-методическое, работа с детьми, коррекционно-развивающее и взаимодействие с родителями). Содержание работы включает в себя взаимопосещение школы и детского сада НОД и уроков учителем и воспитателем, получение консультативной информации о необходимой подготовке детей к школе, консультации «Что должен знать и уметь первоклассник» для родителей, посещение группового родительского собрания в ДОУ учителем и др.