Статья Специфика организации работы в ДОО при обучении детей грамоте в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности МДОУ детский сад № 6 «Солнышко» как решение вопроса преемственности Программ ДОО и Программы НОО. Автор: Хехнева Галина Сергеевна

Автор: Хехнева Галина Сергеевна
Данная статья рассказывает о специфике организации работы в ДОО при обучении грамоте в старшей и подготовительной группах общеразвивающей направленности в МДОУ "Детский сад №6 "Солнышко" по парцильной программе Нищевой Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного возраста".


Автор: Хехнева Галина Сергеевна

Специфика организации работы в ДОО при обучении детей грамоте в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности МДОУ детский сад № 6 «Солнышко» как решение вопроса преемственности Программ ДОО и Программы НОО.

«Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова».
Дмитрий Борисович Эльконин (известный советский психолог)

Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Процесс обучения грамоте является неотъемлемой частью дошкольного, начального и, в целом, всего школьного образования: без данного этапа невозможно систематическое языковое образование, а также овладение другими дисциплинами.

Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.

Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

 

В наcтоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей, при приеме в гимназию, школы негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Современные исследования доказывают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Наш детский сад «Солнышко» проводит обучение грамоте детей по парциальной программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н.В., начиная со старшей группы – одна образовательная ситуация в две недели. Автор программы - учитель-логопед высшей квалификационной категории, шеф-редактор издательства «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

Процесс обучения грамоте в Программе условно делится на четыре периода.

Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.

В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий,

во второй – 21 занятие,

в третий – 18 занятий.

Продолжительность каждого занятия 25- 30 минут.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста должно проводиться при соблюдении следующих условий:

ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика

обучение следует проводить с использованием игровых методик

обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне

процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.

Программа предлагает следующую последовательность изучения букв:

А У О И Т П Н М К Б Д Г Ф В Х Ы С З Ш Ж Э Й Е

Ё

Ю Я Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ

Одной из важнейших задач подготовительного добукварного периода является развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника. Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка.

У ребенка формируются такие понятия как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тренируют в определении количества слов в предложении, в составлении предложений с заданным количеством слов.

Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки (круги, треугольники), писать палочки.

Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к звуковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится паралелльно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствущим ей гласным звуком, или буквой и соответсвующим ей пока только твердым согласным звуком.

В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Задачи добукварного периода

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.

Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.

Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.

Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений.

Формирование понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями

.

Формирование понятий слог, слово, предложение.

I период работы

Развитие фонетико-фонематических представлений, навыков языкового анализа и синтеза

Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Формирование умения различать гласные звуки.

Формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах.

Формирование умения различать слова, сходные по звучанию.

Формирование умение различать гласные и согласные звуки.

Формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков.

Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза.

Формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у], [о], [и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными.

Обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов.

Дифференциация звуков, отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]

—[

н

], [

п

]—[т], [б]—[

д

], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.

Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения оперировать этими понятиями

.

Развитие внимания к

звукослоговой

структуре слова.

Формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (

ма-ма

,

ва-та

,

ру-ка

) и составлять слова из двух данных открытых слогов.

Обучение грамоте

Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается

от буквы.

Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т,

П

, Н, М, К.

Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из

шнурочка

и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка

и в воздухе.

Обучение узнаванию зашумленных, изображенных с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

II период работы

Развитие фонетико-фонематических представлений и навыков языкового анализа и синтеза

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.

Обеспечение дальнейшего усвоение и использование в речи слов различной

звукослоговой

структуры.

Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков.

Формирование навыка различения согласных звуков по признакам:

глухой-звонкий, твердый-мягкий.

Закрепление понятий звук

,

гласный звук, согласный звук.

Формирование понятий звонкий согласный звук,

глухой согласный звук, мягкий согласный звук,

твердый согласный звук.

Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, трех слогов, одного слога.

Закрепление понятия слог

и умение оперировать им.

Обучение грамоте

Закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.

Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х,

Ы

, С, З, Ш, Ж, Э.

Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из

шнурочка

и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе.

Обучение узнаванию «зашумленных» изображений пройденных букв; изученных букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.

Формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами.

Ознакомление с некоторыми правилами правописания.

III период работы

Формирование навыков языкового анализа и синтеза

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.

Ознакомление с новыми звуками [

j

] [

ц

] [ч] [

щ

] [л] [л’] [

р

] [

р

’]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Обучение грамоте

Ознакомление с буквами Й Е

Ё

Ю Я Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ.

Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозаики, навыков «печатания», лепки букв из пластилина.

Закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

Закрепление знания уже известных детям правил правописания.

Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание

ча-ща

с буквой

А

,

чу-щу

с буквой У).

Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения изографов.

 

.Между МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко» и МБОУ «Школа №2» ежегодно заключается договор о сотрудничестве. Предмет договора – осуществление взаимодействия учреждений с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – учебной. В плане работы по обеспечению преемственности прописаны направления работы (организационно-методическое, работа с детьми, коррекционно-развивающее и взаимодействие с родителями). Содержание работы включает в себя взаимопосещение школы и детского сада НОД и уроков учителем и воспитателем, получение консультативной информации о необходимой подготовке детей к школе, консультации «Что должен знать и уметь первоклассник» для родителей, посещение группового родительского собрания в ДОУ учителем и др.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x