Спортивные традиции Саткинского района как средство патриотического воспитания школьников

Автор: Копейкин Василий Георгиевич

Спортивные традиции Саткинского района, как средство патриотического воспитания школьников

Выбор данной темы определяется необходимостью поиска новых подходов к вопросам патриотического воспитания, обращению к традициям как его эффективному средству.

В последние годы общественность и органы государственной власти пришли к осознанию необходимости возрождения патриотического воспитания молодежи.

Проблема патриотического воспитания школьников является одним из направлений педагогической деятельности. Принятые в России Государственная программа  и «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» предусматривают формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Спорт, по мнению практиков, является эффективным средством воспитания. Он способствует формированию личности, заставляет человека бороться со своими слабостями, преодолевать себя. Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности.

В педагогике активно обсуждается вопрос об эффективных средствах патриотического воспитания. В школе одним из таких средств могут стать спортивные традиции Саткинского района, поддержание и развитие которых заставляет школьников занимать активную позицию.

Предлагаем рассмотреть спортивные традиции Саткинского района, как средство патриотического воспитания школьников.

Спортивные традиции района — это часть социокультурной жизни района, включающая в себя систему ценностей, совокупность и достижений в сфере развития идей физической культуры и спорта, накопленных в течение длительного времени.

Одной из важнейших спортивных традиций района является проведение традиционных спортивных соревнований различного уровня: городского, районного, областного, Всероссийского, международного (зимняя и летняя школа Б. Спасского по шахматам, Всероссийские соревнования «Лыжня России», Всероссийские соревнования на призы Олимпийского чемпиона Владимира Гундарцева по лыжным гонкам, турнир по дзюдо памяти А. Ускова, международный турнир памяти Андрея Кардопольцева по баскетболу, легкоатлетическая эстафета 9 мая, Кубок губернатора по шахматам, Всероссийские соревнования «Оранжевый мяч», Всероссийские соревнования «Кросс наций», этап первенства России по авторалли, легкоатлетический пробег памяти генерал-майора А.П. Бочарова, лыжные соревнования памяти Р. Сафаргалина, областные соревнования среди ГОВД памяти В. Колованова, Всероссийский лыжный марафон на Зюраткуле, первенства области по видам спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, плавание и другие виды спорта). Кроме крупных турниров и соревнований в районе традиционно проводится 5 Спартакиад для различных слоев населения: среди дошкольных учреждений Спартакиада «Малышок»; среди общеобразовательных школ; среди ССУЗов и ВУЗов; среди бюджетных организаций района; среди производственных коллективов по 20 видам спорта. Спортивные соревнования отражают не только спортивные достижения района, но и исторические, экономические, культурные, политические вехи его становления. Сохранение памяти о личностях, своими достижениями внесших значительный вклад в развитие района, играет важную роль в патриотическом воспитании школьников.

В нашей школе также существуют спортивные традиции, которые сохраняются и развиваются сегодня. Лучшие спортсмены школы активно участвуют в городских и районных соревнованиях, защищают честь города и района на областных и Всероссийских соревнованиях. Но таких ребят наберется два, три десятка, а остальные? Вот тут и должны выходить на первый план внутришкольные спортивные мероприятия, в том числе и традиционные. Участие в школьных соревнованиях и турнирах воспитывают у учащихся чувство ответственности, гордости за свой класс, за свои личные достижения, чувство патриотизма. Такими спортивными традициями являются: осенний и весенний кроссы, первенства школы по футболу, баскетболу, волейболу, шахматам, н/теннису, проведение Дней Здоровья, конкурсы «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!», «Веселые старты»,

Анализ психолого-педагогической литературы, передового пе­дагогического опыта показали необходимость создания совокупности педагогических условий использования спортивных традиций района как средства патриотического воспитания школьников.

Первое условие — организация познания истории и традиций районного спортивного движения. Подобное отношение к районным спортивным традициям закладывается как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Второе условие — насыщение воспитывающей среды школы знаками и символами, олицетворяющими спортивные традиции района. Оно  направлено, главным образом, на формирование представлений школьников о районных спортивных традициях.

Третье условие — включение школьников в деятельность по продолжению спортивных традиций  школы, района, региона.

Впервые попадая в атмосферу спортивных соревнований, молодой человек имеет возможность пережить всю гамму чувств, характеризующих его отношение к спорту, выдающимся спортсменам, малой и большой Родине. Этому способствует особая процедура организации соревнований. Так, например, после окончания легкоатлетической эстафеты 9 Мая, все участники и организаторы турнира участвуют в торжественном митинге и возложении цветов в сквере Славы. Этот ритуал символизирует преемственность поколений, «социальную эстафету».

Лыжные гонки на призы Олимпийского чемпиона Владимира Гундарцева традиционно проводятся на его Родине в г. Сатке. В них принимают участие вместе с высококвалифицированными спортсменами дети и ветераны.

Чувства, пережитые школьниками в процессе участия в спортивных соревнованиях, подкрепляются знаниями, получаемыми ими в учебном процессе. Многие юноши и девушки уже имеют опыт участия в спортивных соревнованиях по своему виду спорта. Некоторые из них являются призерами и победителями соревнований и турниров различного уровня. Их фотографии размещаются рядом с портретами именитых спортсменов в школьном музее. На занятиях преподаватели озвучивают их победы в одном ряду с олимпийскими чемпионами и всемирно известными тренерами. Таким образом, для школьников формируется идея личной причастности к традициям района, к истории своего края.

Эта деятельность становится для них личностно значимой, они становятся носителями ценностей патриотического воспитания подрастающего поколения на примере спортивных традиций.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что привлечение школьников к изучению истории развития спорта в Саткинском районе, участие в спортивных соревнованиях, способствующее дальнейшему развитию спортивных традиций, прославляющих свою школу, город, район, область, страну, неизбежно ведет к воспитанию патриотических чувств, таких как гордость за свою школу, город, район, область, за свою малую Родину.

Библиографический список

1.        Суворова С.В. Педагогические условия использования социально-культурной среды региона в воспитании студентов // Социальное развитие детей и молодежи: Сборник научных трудов аспирантов и молодых ученых / Сост. В.М. Басова, Н.Ф. Басов. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. — 0,2 п.л.

2.        Вятлева С.В. Патриотическое воспитание студентов факультета физической культуры // Проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе: история и современность: материалы научно-практической конференции преподавателей и аспирантов кафедры теории и истории педагогики / Отв. ред., сост. А.Р. Лопатин. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. — 0,3 п.л.

3.        Вятлева С.В. Социокультурный потенциал региона // Вопросы гуманитарных наук. — М.: ООО «Компания Спутник+», 2005.   №6 — 0,1 п.л.

4.   Вятлева СВ. Спортивно-мемориальные соревнования как
средство патриотического воспитания студентов факультета

физической культуры // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. — 2006. — № 3. — 0,2 п.л.

 

5.   Вятлева СВ. Спортивные традиции региона как средство
патриотического воспитания студентов факультета физической
культуры // Современные гуманитарные исследования. — М.:
ООО «Компания Спутник +», 2006. — №6. — 0,2 п.л.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x