Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Средства массовой коммуникации и психологическое здоровье человека. | Мазур Иван Константинович, Нижегородова Ксения Константиновна . Работа №209904

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мазур Иван Константинович, Нижегородова Ксения Константиновна
В статье раскрывается проблема воздействия современных средств массовой коммуникации, на психологическое здоровье человека. Указываются факторы отрицательного влияния на психику, а также способы и рекомендации по противодействию пагубного влияния социальных сетей как главного средства массовой коммуникации современности.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Нижегородова Ксения Константиновна, Мазур Иван Константинович. Студенты 4 курса. Факультет социальных наук. Амурский государственный университет.

В статье раскрывается проблема воздействия современных средств массовой коммуникации, на психологическое здоровье человека. Указываются факторы отрицательного влияния социальных сетей на психику, а также способы и рекомендации по противодействию пагубного влияния социальных сетей как главного средства массовой коммуникации современности.

В современном мире информация уже давно перестала быть чем-то особым: ее много везде и всюду. Человек получает такие потоки информации, что попросту не успевает при всем желании как-то усвоить и обработать все то, что получает. Это в первую очередь связанно с резким развитием средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации – это средства повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям. К таким средствам относят: книги, газеты, радио, кино, телевидение, однако мы будем говорить о самом глобальном, самом значимом и прогрессивном источнике обмена информацией на сегодняшней день. Речь пойдет об интернете и в частности о его такой неотъемлемой составляющей как социальные сети.

Социальная сеть – это интернет-сайт, созданный для построения сообщества пользователей сети, который позволяет им размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи.

Социальные сети являются наиболее используемым средством массовой коммуникации на сегодняшний день. Практически каждый современный человек пользуется теми или иными социальными сетями, и они оказывают большое психологическое влияние на людей и общество. К самым популярным в России социальным сетям относят: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстраграмм», «Мой мир», «Фейсбук», «Твиттер». При этом существует и множество других менее популярных, но также имеющих свою аудиторию социальных сетей.

Огромное количество людей ежедневно пользуется социальными сетями: листают там новостную ленту, обмениваются сообщениями, слушают музыку, выкладывают свои фотографии и многое другое. Социальные сети позволяют нам делать очень многое: общаться с людьми, которые находятся далеко от нас, делиться с другими людьми различного рода информацией о себе, знакомиться, и многое другое, однако есть у данного явления свои проблемы. У социальных сетей есть много преимуществ и положительных моментов, однако есть также много и отрицательных, среди которых можно выделить те, которые имеют особое влияние на психологическое здоровье человека.

Первый минус социальных сетей – это зависимость от них. Социальные сети обладают большим аддиктивным потенциалом, то есть, значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин.

Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозге. Человек испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читает доброжелательные комментарии под своей фотографией, получаем так называемые «лайки», читаем развлекательные посты, положительные отзывы и т.д. Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы социальных сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени.

Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе с социальными сетями. Человек, который сидит, например, во «ВКонтакте» получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени. Он практически одномоментно выполняет целый ряд незначительных действий: читает сообщения, комментарии, слушает музыку, при это может приостановить одно действие и тут же переключиться на другое. Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации при работе в социальных сетях, а в удобстве, быстроте и доступности этих социальных сетей. Человек инстинктивно ищет самые легкие пути для достижения удовольствия, к чему в дальнейшем привыкает. Это может привести к сложностям с усвоением более объемной и сложной информации.

Вторым минусом является снижение продолжительности концентрации внимания. Как уже говорилось, информация в социальных сетях усваивается быстро, спонтанно и маленькими порциями. Мозг привыкает к такой работе с информацией и постепенно теряет способность длительное время удерживать внимание на чем-либо. Когда работа с единственным источником информации начинает объединять в себе множество функций, таких как: общение, прослушивание музыки, обсуждение встреч и т.д., у пользователя появляется соблазн приступить ко всему сразу и совершать параллельно несколько процессов. Это плохо сказывается на способностях мышления человека. Становится труднее удерживать внимание долго, например, на чтении книги. Мышление человека, следуя приобретенной привычке, начинает перескакивать с одного предмета на другой. Поэтому возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему, и в итоге внимание постоянно «уплывает». Особенно эта проблема остро стоит в контексте подрастающего поколения. Детское мышление намного «пластичнее» взрослого, и поэтому легче может перенять вредные стандарты мышления, которые формируют, в том числе, социальные сети.

Третий минус – это информационная зависимость и информационное засорение. Современный человек привыкает постоянно получать какую-то информацию и, если этого не происходит, начинает испытывать информационную «ломку». Она выражается в том, что ему становится трудно расслабиться в тех ситуациях, когда в мозг поступает мало данных, например, когда человек едет в метро или находится на даче, где нет доступа к интернету. Мозг постоянно обеспокоен тем, чтобы получить новые порции информации, так как привык каждый день получать ее из социальных сетей. К тому же, в социальных сетях человек получает очень много бесполезной, а зачастую даже вредной информации, которая засоряет нашу память. Нужно уметь обходить вредные источники: ненужную рекламу, спам, сайты сомнительного содержания.

Четвертый минус – утомление и стресс. В результате работы в режиме непрекращающегося потока информации и сменяющих друг друга эмоциональных впечатлений, мозг сильно утомляется, организм испытывает стресс. К тому же, во время работы в социальных сетях человек постоянно смотрит на экран, а переизбыток такой деятельности сам по себе ведет к утомлению.

Пятым отрицательным моментом является отчуждение и снижение интеллекта. Когда человек много времени сидит в социальных сетях, его мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Человек просто занимает свой мозг чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Заинтересованность исчезает, не успевая толком оформиться в нашей психике, так как одна информация резко сменяет другую.

Можно сделать вывод, что социальные сети, которыми практически каждый из нас пользуется, несут в себе немало вредных факторов, воздействующих на нашу психику. Дабы избежать вредных последствий от данных факторов, необходимо следовать следующим рекомендациям:

Во-первых, следует ограничить время пребывания в социальных сетях. Не стоит заходить и проверять социальные сети на предмет новой информации каждый час, во время каждой свободной минуты на работе или дома. Следует ограничить количество посещений страниц социальных сетей. Необходимо дать своему мозгу отдохнуть от информации, поэтому свободное время лучше посветить отдыху, прогулке или другому полезному для здоровья занятию. Как итог, в конце дня человек будет чувствовать себя менее уставшим.

Во-вторых, необходимо ограничить количество используемых социальных сетей. Большинство людей пользуются сразу несколькими социальными сетями. При том, что некоторые из них им, по большому счету, не нужны и они зарегистрировались там на волне популярности той или иной сети, или дабы не отставать от друзей и сверстников, и не быть «белой вороной». Нужно смело отказаться от лишних сетей, оставив только самые необходимые и универсальные, те, которые представляют наибольшую пользу.

В-третьих, следует постараться контролировать поток получаемой информации, избегая вредную и бесполезную. В социальных сетях есть множество интересных ресурсов, сообществ, групп, в которых человек может получить много полезной информации, приобрести знания и умения, которые ему пригодятся и помогут развивать свою личность. Именно на них и должен сосредоточить свое внимание пользователь. Также можно установить различные программы в свой браузер или на гаджет. Многие из них бесплатны, находятся в свободном доступе и позволяют блокировать спам, рекламу и тому подобную вредную информацию для того чтобы отгородить человека от этого пагубного воздействия.

Из всего вышеупомянутого следует, что интернет, социальные сети и общение в них должно лишь дополнять жизнь человека, а не быть основой всей деятельности. Социальные сети напрямую воздействуют на психику человека. Они могут принести много пользы, однако злоупотребление ими может привести к зависимости, потере внимания, трате времени, отчуждению и деградации нашей личности и психики. Социальные сети – это и хорошо, и плохо. В наших силах брать от них только хорошее и отсеивать плохое. Для того, чтобы социальные сети не нанесли вред здоровью и психике, каждый человек должен регламентировать свое времяпрепровождение в виртуальном пространстве.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×