Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Средства музыкальной выразительности гитариста | Корнева Валентина Николаевна. Работа №239950

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Корнева Валентина Николаевна
В работе перечислены все наиболее важные средства музыкальной выразительности гитариста, по мнению автора.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Можгинского района

«Детская школа искусств села Пычас»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

тема: СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИТАРИСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

преподаватель по классу гитары

МБОУ ДО «ДШИ с. Пычас»

Корнева В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Многие композиторы обращались к различным воплощениям идей в своих сочинениях. Художественный образ в широком смысле слова это способ и результат освоения жизненных явлений и человеческих переживаний. Музыкальный образ произведения — это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Воспринимая музыку, слушатели, прежде всего, чувствуют ее общий характер, улавливают настроение.

Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, палитра и оттенки, например, являются выразительными средствами живописи. Умело пользуясь ими, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является язык тела, драматического - игра актеров. У музыки свой особенный язык, это язык звуков.

Все средства музыки, взятые в совокупности, образуют сложноорганизованную многостороннюю систему, и каждый элемент системы взаимодействует с другими её составляющими. У всех произведений есть название, значит можно обрисовать сюжет. Все средства музыкальной выразительности будут направлены на раскрытие этого сюжета и передачу соответствующего настроения в пьесе. Если считать музыку наукой или предметом изучения, то можно выявить основные элементы передачи эмоций и чувств. Выражение образного содержания музыкального произведения, его основной мысли, передается с помощью средств музыкальной выразительности.

 

Мелодия – (это то, что можно спеть или сыграть) основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Самое главное средство музыкальной выразительности. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной, ровной и скачкообразной т.д. 

 

Ритм - (это то, что можно простучать или прохлопать). В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.

 

Размер. Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. Музыкальные размеры бывают разные: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать в соответствии с размером. Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух (например, вальс – три четверти).

 

Темп. Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный.

 

Лад. В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, радостная, а минорная как задумчивая, печальная. 

 

Штрих форма, качество звука, способ звукоизвлечения. Основные штрихи: легато (связное исполнение), нон легато (не связное, раздельное) и стаккато (отрывистое). Использование штриха обусловлено характером или жанром произведения. Как правило, штрих легато используется в произведениях напевного кантиленного характера, а стаккато, к примеру, в танцевальной музыке.Выразительные возможности артикуляции не ограничиваются только legato, non legato, portato, staccato. Имеются всевозможные промежуточные формы туше – tenuto, mezzo staccato и др. Даже одни и те же артикуляционные обозначения могут в различных случаях по-разному исполняться.  Staccato может быть длинным или коротким ,острым или мягким, более легким, и, наоборот, более тяжелым, non legato может быть подчеркнутым или легковесным, мягким. В каждом случае требуется соответствующий прием игры.

 

Динамика – сила звука. От тихого звучания к яркому, насыщенному, и наоборот. Используемые обозначения: f, ff, p, pp, mf, mp.Динамика является одним из важных моментов при работе над произведением. Она поможет выявить кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.

 

Жанр это 3 кита, на которых держится музыка: марш, танец и песня. Каждому жанру будут соответствовать свой темп, штрих, динамика, размер и т.д. К его разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка. Деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

 

Регистр – высота расположения нотной записи (низкий регистр, высокий, средний).

 

Тембр – окраска звука, каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр, так же как и человеческий голос.

 

Фактура – способ изложения музыкального материала. Она включает в себя мелодию и аккомпанемент(бас и подголоски). В фактуре изложения бас – голос, который поддерживает мелодию, а аккомпанемент создает энергетику пьесы. Он может излагаться гармонически (аккордами, интервалами) и мелодически (арпеджио).

 

Интонация – самое главное в исполнительстве. Игра без интонации, как жизнь без воздуха. Любым штрихом надо играть с интонацией. Интонация – это жизнь, и в человеческой речи, и в музыке. Интонировать – значит систематизировать (интервалы, аккорды), знать и слышать степень их напряжения.

 

Звук – это краски. Г.Нейгауз говорил: ”В моих занятиях с учениками, скажу без преувеличения, три четверти работы – это работа над звуком! Опуская клавишу слишком медленно и тихо – это еще не звук, слишком быстро и крепко–это ещё не звук!” Дети запоминают через мышцы, можно поиграть на их руках. Каждое движение пальца и руки педагог обязан следить и корректировать.

 

Звуковедению фразы надо учиться у хороших певцов. Знать, где вдох, где выдох. Очень помогают стихи, придуманные вместе с педагогом или родителями. Куценко Л.А.: ”Звук зависит от ученика, а не от рояля! Кропотливая работа на каждом уроке над звуком принесет свои плоды. Главное – ребенок должен понимать, что педагог не сделает плохо. Не напрягаясь, интонационно играть нельзя. Ощущение преодоления должно быть в каждом ученике

 

Фразировка – то, к чему нужно стремиться. Она включает в себя мощные выразительные средства, (как в русском языке стихи основаны на рифме, так и в музыке) Ямб (со слабой доли) – всегда ведёт в продолжение, в кульминацию. Хорей (сильная доля) – никогда в кульминацию не ведёт. В каждой пьесе необходимо правильно выстроить фразировку, определить, где кульминация, где решение. Кульминация, как правило, это – движение звуков в яркую точку, внутреннее напряжение и длинное дыхание.

 

Музыкальная форма есть процесс смены интонаций. Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком - строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения. Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

Современная музыкальная наука рассматривает понятие Артикуляции как способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков, определяемый слитностью или расчлененностью последних. И.А. Браудо указывает на заимствование музыкантами термина «артикуляция» из науки о языке: «Там говорят об артикулировании слогов, о той или иной степени ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство исполнять музыку, прежде всего мелодию с той или иной степенью расчлененности или связанности ее слов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов легато и стаккато».

Артистизм. Прежде всего – это смелое, уверенное выступление перед публикой. Это чувство необходимо развивать в каждом ребенке. Ученик на сцене должен играть пьесы в стиле, правильной фразировкой и через музыкальную речь, образ, метр, своим артистизмом выразить форму исполняемого произведения.

 

Приемы игры на гитаре (красочные приемы). Гитара, не обладая очень большой силой звука, имеет возможность давать взамен этого целый ряд красок, настолько увеличивающих музыкальную палитру гитары, что в этом отношении она превосходит даже многие другие инструменты. К их числу относятся такие приемы: глиссандо, флажолеты, вибрация, пиццикато, расгеадо, пульгар (pouce), тамбурин, теппинг, bendи др.

 

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний.

Знание художественно - выразительных средств, возможностей инструмента и умение использовать их в раскрытии содержания произведений являются непременным условием успешной творческой деятельности будущего музыканта.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Агафошин

П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 1983.

Браудо

И. Артикуляция. Л.: 1973.

Вестник КАСУ №5-2010.

Козлов В. С

е

ньорита гитара в цирке. Чел. 2011.

Музыкальная энциклопедия. Ред. Ю. Келдыша. М.: 1973.

Интернет-ресурсы:

www

.

инфоурок

.

r

u.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×