Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА | Сидорова Мария Владимировна. Работа №206904

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сидорова Мария Владимировна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

НИЖНЕГО НОВГОРОДА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Е.А. Торопова, преподаватель первой категории

Вторая половина XIX столетия вошла в историю русской культуры как эпоха мощного и блистательного расцвета талантов русского народа в области философской мысли, в естествознании, в просветительстве, в музыке. Какой бы отрасли русской культуры того времени мы не коснулись, всюду можно назвать имена крупнейших деятелей. В истории - это С.М.СОЛОВЬЕВ, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов; в литературе - Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин А.Н.Островский, а также нижегородцы П.И.Мельников, Н.А.Добролюбов, М.И.Михайлов, В.И.Даль, П.В.Шумахер; в химии - Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров; в математике - С.В.Ковалевская; в медицине - С.П.Боткин; в живописи - И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, В.И.Суриков, М.В.Васнецов, И.И.Шишкин; в музыке - М.А.Балакирев (нижегородец), А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, А.Н.Серов, братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейн и др. Становление и развитие музыкальной культуры в Нижнем Новгороде было предопределено общей исторической ситуацией, сложившейся в это время в России. В этот период в обеих столицах было основано Русское музыкальное общество(1859-1860), затем открыты консерватории (в 1862г. - в Санкт-Петербурге, в 1866 г. - в Москве), в связи с чем возникла необходимость создания очагов культуры и на периферии, без чего музыкальный прогресс был бы немыслим. Впервые в истории музыкальной культуры была поставлена задача широкого "развития музыкально образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов", что было записано в уставе Русского музыкального общества(РМО). Особая роль Нижнего Новгорода в этом процессе была не случайной. Многое определялось и близостью к столице, и возможностью приезда сюда музыкантов и актеров. В городе уже сложились свои театральные и музыкальные традиции: существовали театр А.А.Шаховского (в первой четверти XIX века), частная антреприза Ф.К.Смалькова(с 1845 г.), а также обитель муз"- дом Д.А.Улыбышева, где собиралась вся художественная элита города на знаменитые "вторники" и "четверги".

Юный Милий Балакирев получил здесь огромный запас художественных впечатлений, участвуя в музыкальных вечерах в качестве солиста, дирижера и аккомпаниатора. Давая частные уроки на фортепиано, он внес свою лепту в становление музыкального образования в городе.

К этому периоду в Нижнем Новгороде уже насчитывалось 50 церквей, каждая со своим составом певчих. Так что горожан весьма привлекало хоровое искусство. Население, смешанное по своему вероисповеданию, посещало не только православные храмы. В городе действовали также мусульманская мечеть, синагога, армянская, римско-католическая и лютеранская церкви. На рубеже XIX—XX веков музыкальную культуру города естественно обогатила немецкая органная традиция. Службы и открытые органные концерты устраивались лютеранской церковью, расположенной на Большой Покровке. (На этом месте в настоящее время находится кинотеатр «Октябрь»).

Талантливые органисты И. Гешке и И. В. Дианин успешно исполняли произведения И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Л. Керубини, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, собственные сочинения, тем самым активно влияя на формирования музыкального вкуса нижегородцев.

Культурному росту в городе способствовали и ярмарочные сезоны, проходившие в течение двух летних месяцев и значительно увеличивавшие поток гастролеров-исполнителей. Отметим, что в названный период на сцене ярмарочного театра регулярно осуществлялись постановки драматических и оперных спектаклей.

12 ноября 1873 года в культурной жизни Нижнего Новгорода произошло важное событие — открылось учебное заведение, именовавшееся, как и первые учебные заведения при Петербургском и Московском отделениях русского музыкального общества, «музыкальными классами». История развития музыкальной культуры в Нижнем Новгороде соединила два имени: Николая Григорьевича Рубинштейна, инициатора создания в городе отделения РМО и музыкальных классов при нем, и Василия Юльевича Виллуана, сумевшего воплотить эту идею.

Выпускник Московской консерватории В. Ю. Виллуан стал первым директором учебного заведения, которое своим рождением, жизнестойкостью и профессиональным авторитетом навсегда обязано ему. Музыкальные классы были общедоступным учебным заведением. Здесь могли учиться и взрослые и дети, и, что очень важно, представители всех сословий. Уже в первые годы существования учебного заведения появились как платные, так и бесплатные вакансии для малоимущих. Известно, что В. Ю. Виллуан неоднократно жертвовал деньги в пользу учащихся, внося за них плату за обучение.

Отметим, что условия для жизнедеятельности единственного в городе музыкально-просветительского учреждения были необычайно сложными. Так, В. Ю. Виллуану лично приходилось решать финансовые проблемы, собирать ноты, инструменты, чтобы обеспечить необходимый учебный процесс. Музыкальные классы не раз меняли свой адрес, располагаясь то в помещениях Дворянского собрания, то Коммерческого клуба (ныне театр комедии), а с 1911 г. — Общественного собрания (ныне театр кукол). Существовала также проблема педагогических кадров. По уставу РМО работать в учебном заведении имели право только преподаватели с высшим образованием. Поэтому В. Ю. Виллуан долгие годы был единственным педагогом в классах скрипки, фортепиано, камерного ансамбля, а также теоретическом и оркестровом. С 1890 г. появилось официальное разрешение принимать на работу выпускников музыкальных классов. Первые из них — М. В. Пускова, Н. Н. Геншке, В. К. Гофман — занимались как с детьми подготовительной группы, где изучались сольфеджио, теория, приобретались навыки игры на фортепиано, так и со старшими, овладевающими всем комплексом учебных дисциплин (гармония, анализ музыкальных форм и др.).

В. Ю. Виллуан лично разрабатывал программы, издавал учебники и пособия для учащихся. Он стремился вводить все то, что узнавал от своих столичных коллег — профессоров Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, В. И. Сафонова, - в учебный процесс нижегородских музыкальных классов.

С первого дня существования этого учебного заведения педагогический и ученический коллектив включались в концертную деятельность. Лучшие педагоги и талантливые ученики солировали на сценах Дворянского собрания, Коммерческого клуба. Среди них были В. Исакович-Скрябина, И. Добровейн, Г. Гинзбург, пианист и композитор С. Ляпунов, братья Д. и А. Крейны и сам В. Ю. Виллуан, который выступал в качестве солиста-скрипача, дирижера, участника камерного ансамбля или хормейстера. Стремясь воспитывать музыкальный вкус нижегородской общественности, В. Ю. Виллуан постоянно приглашал в Нижний Новгород лучших представителей исполнительских школ. Так, с 1873 г. по 1913 г. в городе регулярно концертировали С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Гольденвейзер, К. Игумнов, а также скрипачи И. Гржимали, П. Сарасате, Л. Ауэр и другие.

Уже через три-четыре года после открытия музыкальных классов появились первые дипломированные ученики, а через 25 лет газета «Нижегородский листок» подчеркивала, что весь состав учительниц музыки в Мариинском, Александровском институтах, Епархиальном училище, женской и мужской гимназиях образовался из учениц музыкальных классов Нижегородского отделения РМО.

В 1907 г. музыкальные классы были реорганизованы в музыкальное училище. К этому времени здесь действовали шесть специальных классов, а именно: фортепиано, скрипки, виолончели, контрабасов. Их дополняли классы ансамблей, оркестровой игры, хорового пения, теоретического образования.

«Виллуановский» период длился в Нижнем Новгороде полвека (с 1873 г. по 1922 г.) и навсегда вошел в историю музыкальной культуры не только города, но и страны как первый удачный опыт воплощения идеи музыкального образования и просвещения в провинции.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×