Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Становление самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов в ДОО | Горковец Юлия Сергеевна. Работа №210359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Горковец Юлия Сергеевна
Становление самостоятельности в ДОО

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДОО

1.1. Самостоятельность как качество личности дошкольника………………...7

1.2. Аспекты и педагогическое руководство становления самостоятельности детей 2 -3 лет в процессе режимных моментов ДОО………………………....12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности). Без самостоятельности личность не становится полноценной.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам, из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка, мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

ФГОС ДО выделяет социально – коммуникативное развитие направление развития дошкольника. В нем особое внимание уделяется становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Тема становления самостоятельности у дошкольников волнует многих педагогов уже давно.

А.Я Варга считает, что независимость с самого рождения – главный психологический закон правильного воспитания, и не следует смешивать разные понятия: с одной стороны, следует заботиться о здоровье ребенка, ухаживать, обеспечивать его питанием, теплом и т.д., но с другой стороны, он как человеческое (социальное) существо должен с самого начала быть самостоятельным и независимым. Именно такая самостоятельность в будущем позволит ему безболезненно пережить естественный «отход» от матери. [11, с. 189]

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспект) – это шаг ребенка к независимости от взрослых. [16, с. 215]

Объект исследования: социально – коммуникативное развитие.

Предмет исследования: становление самостоятельности детей 2 – 3 лет в режимных моментах.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить педагогические условия для развития самостоятельности в процессе режимных моментов у детей 2-3 лет.

Гипотеза: развитие самостоятельности у детей 2-3 лет в учебно – воспитательном процессе будет эффективным, если:

- будут изучены индивидуальные особенности детей в целях развития самостоятельности;

- в процессе непосредственно образовательной деятельности будет разработана система упражнений направленная на развитие самостоятельности;

- будут созданы условия, благоприятствующие развитию самостоятельности;

- становление самостоятельности дошкольников будет осуществляться во взаимодействии с семьями воспитанников.

Задачи исследования:

- выявить сущность самостоятельности как качества личности дошкольника;

- рассмотреть психолого – педагогические аспекты и педагогическое руководство формирования самостоятельности дошкольников;

- проанализировать опыт работы педагогов по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста;

- осуществить педагогическую деятельность по развитию самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов.

Методологические основания исследования:

Вопросом становления самостоятельности занимались такие ученые как Рубинштейн С.А., Леонтьев А.Н., Буре Р.С. Они обращали внимание на то, что самостоятельность должна завершаться наглядным результатом. Особое внимание уделяли игровым действиям в формировании таких качеств как поведенческие аспекты, настойчивость, целеустремленность. В игре повышается активность ребенка, что способствует быстрому усвоению тех или иных навыков. [15, с. 86]

Гуськова Т.В. отмечала, что самостоятельность является важнейшим качеством личности. Она гарантирует человеку способность жить, учиться и творить. [9, с. 65]

Вопросом самостоятельности занимался Цукерман Г.А. Он связывал развитие самостоятельности со становлением такого психического процесса как мышление. Говорил, что самостоятельность тесно связана с волей, развитием эмоциональной сферы. [20, с. 10]

По мнению Якобсон С.Г. когда у ребенка возникает «Кризис трех лет» он начинает чувствовать себя самостоятельным. Начинает осознавать себя как отдельного человека. Желание ребенка «Я сам» является необходимым условием для становления самостоятельности. [22, с. 224]

Методы исследования:

Теоретические:

- изучение и анализ научной литературы;

Социологические:

- изучение опыта работы педагогов – практиков;

Экспериментальный:

- обобщение опыта работы.

Практическая значимость исследования:

Данное исследование заключается в возможности использовать методические рекомендации и разработку системы игр и игровых упражнений для воспитателей детских садов по становлению самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ ДОО

 

1.1.Самостоятельность как качество личности дошкольника

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили младших, показывали своим примером, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других смежных наук. Это Л.И.Божович, А.Л. Венгер, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, К.Д. Ушинский, и др.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психических и личностных качеств на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

Такие психологи как П.Я. Гальперин, А.Л. Венгер считают, что самостоятельность – это характерологическая черта личности, комплексная ее характеристика. Следовательно, о мере самостоятельности своего ребенка мы должны судить не на основании отдельных, произвольно выбранных показателей, а учитывать комплекс основных, ведущих, определяющих. В качестве таковых показателей могут быть названы: стремление ребенка проявить независимое от взрослого поведение, умение достичь поставленную цель собственными силами, способность к инициативе и творчеству, оптимизм. [6, с. 348]

 

Гуськова Т.В. утверждает, что самостоятельность как важнейшее качество личности, гарантирующее человеку способность жить, учиться и творить, возникла не случайно. Необходимость ее возникновения определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека способности быть инициативным, независимым, оптимистичным. Было бы противоестественно, если бы взрослый всю жизнь выполнял за своего ребенка элементарные действия. Именно благодаря разбуженной в детстве активности человек может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает становление самостоятельности, саморегуляции ребенком собственных действий.

Однако для развития самостоятельности недостаточно одного лишь умения проявлять собственную инициативу. Самостоятельность дошкольника – это всегда продукт собственной инициативы ребенка и одновременно подчинения требованиям взрослых. Если у малыша не сформирована привычка вести себя в соответствии с требованиями и правилами, которые взрослый ему предлагает, то предоставленная ему возможность действовать самостоятельно может привести к стихийному поведению, нарушению общественных норм поведения.

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения малыша в организованную взрослыми деятельность. Ведущая роль в развитии самостоятельности принадлежит воспитанию и обучению, т.е. управлению со стороны родителей и воспитателей. В то же время ребенок – это активное существо, деятельный участник общения. Взрослый не может не считаться с ним, с его физиологическими и психологическими особенностями, с его интересами и желаниями, управлять ребенком. Именно ребенок определяет предел и стиль этого управления.

Чтобы своевременно и правильно воспитать самостоятельность, просто необходимо разобраться в том, где же находится этот предел и какой стиль руководства поведением и деятельностью больше отвечает поставленной задаче.

Гуськова Т.В. предлагает с одной стороны, различать полноту проявления самостоятельности ребенком (все ли важнейшие показатели ее имеют место или только некоторые), с другой стороны, различать сферу ее проявления (ситуативное ли поведение дошкольника или же он, как правило, в различных жизненных ситуациях проявляет тенденцию к самостоятельности). Эта информация поможет определить меру развития этого важнейшего личностного качества у ребёнка. . [7, с. 65]

По мнению Л.И. Божович - дошкольника можно назвать самостоятельным, если его поведение характеризуется комплексом всех основных показателей: независимостью, инициативностью, целеустремленностью и оптимизмом. Несформированность хотя бы одного из них делает неправомерной высокую оценку. Почему? Потому что каждое из названных умений, являясь необходимым условием развития самостоятельности малыша, взятое отдельно, не может гарантировать необходимый уровень активности личности. Так, оптимистически настроенный и независимый ребенок совсем не обязательно оказывается способным проявить в деятельности целеустремленность и творчество, а инициативный – независимость от мнения других и т.д.

Рассмотрим такое понятие как проявление самостоятельности. Если взрослый систематически наблюдает за поведением и деятельностью ребёнка, он обязательно увидит, самостоятелен ли он вообще (в разных видах деятельности, при разном настроении, в разных обстоятельствах) или же только в определенных условиях (когда ему удается то, чем он занят, или же он положительно настроен). Если проявления активности ребенка достаточно устойчивы, то с полным основанием можно называть его самостоятельным. Если же проявления ситуативные, столь высокая оценка активности дошкольника поспешная. В последнем случае необходимо упражнять ребенка в умении устойчиво проявлять независимость поведения (допустимую, целесообразную), инициативу, целеустремленность и оптимизм.

Естественно, говоря о самостоятельности, мы ведем речь о той, которая возможна на этапе дошкольного детства. Каждому понятно, что ребенок дошкольник все-таки еще очень зависим от помощи и поддержки взрослого. Тем не менее о самостоятельности дошкольника можно и нужно говорить, ибо в школьные годы такой разговор может оказаться уже запоздалым.

Трехлетний ребенок отличается широкой гаммой проявлений самостоятельности: от демонстративной независимости до спокойного подчинения. Уже в трехлетнем возрасте начинают выделяться дети, которые практически всегда отклоняют помощь взрослого, вносят в исполнение инициативу, никогда не оставят начатое на полпути.

Чтобы ребенок смог быть в своей деятельности самостоятельным, он обязательно должен владеть необходимым для ее выполнения уровнем развития знаний, умений и навыков. [1, с. 464]

Цукерман Г.А. уверен, что как и всякая характерологическая черта, самостоятельность формируется на основе разнообразных психических процессов и связана с ними. Так, она тесно связана с мышлением, ибо любая задача, которую приходится решать малышу, требует от него определенного ее осмысления, принятия решения и умения практически выполнить эту задачу. Интеллектуальные возможности ребенка сказываются на их самостоятельности, придают ей определенное своеобразие. Владеет ли ребенок тонкой наблюдательностью, гибким умом, благодаря которому он быстро ориентируется в любой жизненной ситуации, или же, наоборот, медлительным, инертным умом? Глубоко ли он (пусть в возможных для дошкольника рамках) анализирует явления или же поверхностно подходит к вопросу? Все это характеризует его самостоятельность с качественной стороны.

Самостоятельность тесно связана с волей, потому что решение задачи требует от ребенка целеустремленности, волевых усилий, умения проявлять настойчивость. Волевые черты личности являются стержнем самостоятельности. У самостоятельного ребенка всегда достаточно сильно развита воля, он решителен в своих выборах и оценках, уверен в достижении цели. Зависимый ребенок всегда безволен. Он, даже если и владеет знаниями, не умеет самостоятельно реализовать свои способности. [19, с. 10]

С.Г. Якобсон утверждала, что определенная связь между самостоятельностью и эмоциями ребенка: задача, которую ему для решения предлагает взрослый, должна стать его задачей, приобрести для него смысл, стать переживанием. Характер чувств, которые проявляет ребенок во время самостоятельного исполнения, связан с его интересами. Хорошо, если его чувства высокие – он переживает радость успеха, счастье от преодоления трудностей. Значительно хуже, если при столкновении с препятствиями ребенок проявляет невыдержанность, грубость.

Следовательно, для того чтобы ребенок-дошкольник был самостоятельным, взрослый должен развивать его интеллект, волю и эмоции в разных жизненных ситуациях.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, конструирования, бытового труда, художественной и учебной деятельности.

Особое место в практике дошкольного воспитания уделено проблеме формирования самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде. Приучая детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой, у них формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия. Но такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться только кропотливой систематической работой. [21, с. 224]

Итак, мы рассмотрели такие понятия как самостоятельность как качество личности дошкольника, проявление самостоятельности. Нами было рассмотрено влияние таких психических процессов как воля и мышление на развитие самостоятельности младшего дошкольника. Мы выявили, что самостоятельность связанна с такими видами деятельности как игра, конструирование, бытовой труд, художественная и учебная деятельность. Мы отметили, что самостоятельность формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения малыша в организованную взрослыми деятельность. Ведущая роль в развитии самостоятельности принадлежит воспитанию и обучению. Чтобы ребенок смог быть в своей деятельности самостоятельным, он обязательно должен владеть необходимым для ее выполнения уровнем развития знаний, умений и навыков. Самостоятельность тесно связана с волей и эмоциями дошкольника. Следовательно, для того чтобы ребенок - дошкольник был самостоятельным, мы должны развивать его интеллект, волю и эмоции.

 

1.2. Психолого – педагогические аспекты и педагогическое руководство становления самостоятельности детей 2 -3 лет в процессе режимных моментов ДОО.

В исследованиях Гуськовой Т.В., говорится о том, что самостоятельность – это волевое свойство личности, проявляющееся в инициативности, адекватной самооценке, чувстве личной ответственности за поведение. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло. [8, с. 60]

Такие известные психологи как Божович Л.И., Леонтьев А.С., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка со взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли – важный момент в развитии самопостижения. [1, с. 464]

По мнению Якобсон С.Г., когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам». «Кризис трех лет» возникает в результате отдельных достижений в личностном развитии ребенка. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком. Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослый не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пресекает каждую кажущуюся им активность. Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация работы детского сада и родителей младшего дошкольника. В этом взаимодействии исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т.д.

Стремление к самостоятельности возникает и развивается от уровня овладения ребенком навыками и умениями. В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.

Дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий. [21, с. 224]

Выготский Л.С. считает, что формирование самостоятельности, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности.

Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок - это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых. [2, с. 176]

Козлова С.А. утверждала, что самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями `зрелой` самостоятельности, а у него она выражена неявно и обнаруживается только частично.

Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться - непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом - беспомощностью детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.

Козлова С.А. говорит, что самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих. [11, с. 189]

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Они могут припасенную к приходу гостей красную рыбу положить в кошачью миску: пока взрослый говорит по телефону; Не стоит ругать за это малыша. Лучше восхититься его самостоятельностью и показать, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3 лет, когда складываются три ее составные части: манипуляция предмета, осознанная предметная деятельность, результат. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности. [11, с. 189]

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели».

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

Овладев вторым компонентом самостоятельности - целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с «нормой». Малыш в принципе овладевает этим раньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – «всеобщий эффект», о котором мы говорили выше.

Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление, столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.

Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала следует похвалить, эмоционально поддержать ее, а уже потом тактично объяснить, почему не получилось.

В 3 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без оценки взрослого. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести также дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют  их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельностях:

1) сначала дети излагают уже изученный материал;

2) затем детям предлагается ответить на вопросы;

3) после этого дети учатся обобщать знания.

К таким дидактическим играм относятся такие упражнения, как «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы » и т.д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Роль воспитателя в данных упражнениях – это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.

Самостоятельность прививается также в течении всего дня:во время выполнения оздоровительных процедур; в процессе трудовой деятельности; в процессе совместной деятельности детей с воспитателем; в процессе развития коммуникативных качеств; в процессе занятий.

Рассмотрим развитие самостоятельности в процессе выполнения оздоровительных процедур.

Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также предлагается им самим добавлять какие - то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждается не только инициативность, но и интерес, развивается фантазия и мышление.

В процессе трудовой деятельности.

Самая обширная область привития самостоятельности- это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя. В ходе выполнения трудовых действий стимулируется проявление самостоятельности младших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

Следует поощрять инициативу детей в стремлении заметить и устранить нарушения порядка. Воспитатель может предложить детям элементарные поручения хозяйственно-бытового характера.

Во время совместной деятельности необходимо стараться максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев, самостоятельно выбирая рисунок, размер.

В процессе развития коммуникативных качеств развивается умение сотрудничать, активно слушать, самостоятельно высказываться.

Развивается умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

В ежедневных разработках занятий необходимо ставить следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией детям предоставляется выбор оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые  существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего ребенка и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания  взрослых. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Взрослому следует четко объяснять исходный результат данного поручения.

Во-вторых, ребенку  необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Таким образом мы отметили, что самостоятельность ребенка относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится другой компонент самостоятельности- целеустремленность.

Итак, мы рассмотрели психолого – педагогические аспекты формирования самостоятельности и руководство воспитанием самостоятельности дошкольников. Также рассмотрели то, что самостоятельность прививается детям в течении всего дня, например, во время выполнения оздоровительных процедур, в трудовой деятельности, в процессе совместной деятельности детей с воспитателем, в процессе развития коммуникативных качеств и так же в процессе занятий. Еще основополагающими компонентами самостоятельности являются сила воли, терпение, а также настойчивость в достижении результатов. А также выявили, что главная роль воспитателя заключается в стимуляции действий ребенка, доводящих до конца начатое дело.

 

Вывод по главе

В первой главе мы рассмотрели такое понятие как самостоятельность, и для чего данное качество личности необходимо ребенку – дошкольнику.

Мы пришли к выводу, что самостоятельность – это очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Необходимость ее возникновения определяется развитием самой жизни: более сложные ее условия требуют от человека способности быть инициативным, независимым, оптимистичным. Было бы противоестественно, если бы взрослый всю жизнь выполнял за своего ребенка элементарные действия. Именно благодаря разбуженной в детстве активности человек может развиваться в содержательную, целенаправленную личность, способную найти свое место в жизни.

Данной проблемой занимались такие педагоги как П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, К.Д. Ушинский. Мы отметили, что самостоятельность формируется и достигает определенного уровня развития в результате включения малыша в организованную взрослыми деятельность. Ведущая роль в развитии самостоятельности принадлежит воспитанию и обучению. Чтобы ребенок смог быть в своей деятельности самостоятельным, он обязательно должен владеть необходимым для ее выполнения уровнем развития знаний, умений и навыков. Самостоятельность тесно связана с волей и эмоциями дошкольника. Следовательно, для того чтобы ребенок - дошкольник был самостоятельным, мы должны развивать его интеллект, волю и эмоции.

Каковы – же основные психолого – педагогические аспекты становления самостоятельности у детей 2-3 лет?

Ребенок в этом возрасте переживает «Кризис 3-х лет». Он сравнивает себя со взрослым, хочет подражать ему. Этот возраст характеризуется понятием «Я сам».

Мы отметили в своей работе, что многие ученые считают, что формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности когнитивных процессов.

Нужно отметить, что самостоятельность не означает полной свободы действий, она заключена в жесткие рамки, принятые в обществе. Этому следует обучать детей, так как у малышей еще нет жизненного опыта и знаний «норм поведения». Младшему дошкольнику необходим положительный пример взрослого. К 3-м годам необходимо сформировать понятие «хорошо», «плохо». Дальнейшая работа по становлению самостоятельности осуществляется через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Хотим отметить, что самостоятельность прививается и в процессе трудовой деятельности, когда ребенок выполняет простые поручения. В процессе занятий тоже формируется самостоятельность. Ребенок учится сотрудничать, самостоятельно высказывать свое мнение. В данной главе мы отметили, что самостоятельность зарождается в раннем детстве. Помочь ребенку в развитии данного процесса может только взрослый в процессе целенаправленной, систематической работы с малышом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования

.[

Текст]:-М: УЦ

Перспектива, 2014.-32с.

Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.:Приор,2004.-32с.

Божович, Л.И.

Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. -

М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

Власова, Т.А. Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах:

Сб.науч

. Трудов

[Текст]

/

Редкол

.:

Н.В.Мельникова

/

отв

ед

./и др.-Шадринск, изд.

Шадринского

пединститута. – 2007. – 198 с.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.rae.ru/forum2012/10/267

- 21.11.2017

Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им

Герцина

, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.

Выготский Л.С

., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд.,

перераб

. И доп.-М.-: Издательство «

Ювета

», 2001.-176с.: ил.

Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]/П.Я. Гальперин.-

М.:Просвещение

, 1966.-348 с.

Гуськова

, Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? [Текст]//Дошкольное воспитание. – 2015. - №8. – С. 65-69.

Гуськова

, Т.В. Что такое самостоятельный ребенок. [Текст]//Д.в.-2015.-№11.-С.60-64.

Диагностики для изучения проявлений самостоятельности и инициативности детей [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.google.ru/url.

-11.12.2017

Камерина

, Н. Деловое построение развивающей среды[Текст]//Дет.сад

правление.2014.-№2.-с.5.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. [Текст]

/

-М.: «Академия», 2003.

– 189 с.

Колесникова М.Ю. Опыт работы по теме становление самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов. [Электрон

.

р

есурс]/ М.Ю. Колесникова – Оха, 2015. – Режим доступа: http://pandia.ru/text. - 21.05.2015

Леонтьев, А.Н. Деятельнос

ть, сознание, личность. [Текст]/

– М.: Педагогика, 2015 – 86 с.

Логинова, В. Формирование представления о труде взрослых [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2016.-№ 10.- С. 56-63.

Мария

Монтессори

Петровский, В.А. Построение развивающей среды

в дошкольном учреждении

.[

Текст]/

М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малое предприятие «Новая школа», 2010.- 260 с.

Психологический словарь для родителей. М.:

Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.

Цукерман

, Г.А.,

Елизазова

, Н.В. О детской самостоятельности [Текст] // Вопросы психологии. – 2013. - №6. – С.10-21.

Чувалова

М.Ю. Опыт работы по теме становление самостоятельности у детей 2-3 лет в процессе режимных моментов. [Электрон

.

р

есурс]/ М.Ю.

Чувалова

– Зеленогорск, 2016. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad. - 30.06.2016.

Якобсон, С.Г. Психологические проблемы эстетического развития детей.

[Текст]/

М.2004-224с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×