. Номер работы: №46738
Автор: вагнер елена ивановна
Е.И.Вагнер
р.п.Полтавка
ИНКЛЮЗИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Здоровый образ ребенка способен
формироваться в здоровой, адекватной возрасту и потребностям среде. Человек
успешнее развивается и более полно проявляет свои способности в условиях
сравнения, оценки, анализа своих личных качеств, а это возможно только соотносительно,
то есть в обществе. Соответственно, для ребенка школа является субсоциальной
государственной системой, в которой он и образовывается как личность –
развивается социально, интеллектуально, нравственно, формирует стратегию своей
жизни.
Таким образом, совершенно очевидно, что
фундаментальным условием проявления личностных свойств человека является
включённость его в общество. На английском языке, в контексте этой мысли,
включённость человека в общество называется Inclusion – инклюзия [5].
Понимание инклюзивного образования как возможность
включения всех детей в общую систему образования, несмотря на их субъективные
особенности, позволяет конкретно формулировать научно-образовательные,
организационные задачи и способы их решения.
Инклюзивное
образование – процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к
образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится
развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети –
индивидуумы с различными возможностями и особенностями.
Базовым принципом инклюзивного образования является,
соответственно, прием в обычные образовательные учреждения «всех детей,
несмотря на особенности и «создание соответствующих условий их обучения на
основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на
потребности детей». Данный принцип реализуется с 1994 года во многих странах
мира, в том числе и в России [5].
Исходя из основного общего принципа, определенного
ЮНЕСКО, многими авторами также выделяется ряд принципов инклюзивного
образования. Такие как:
1.Ценность человека не зависит от
его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5].
Выделение данных принципов было бы невозможно без
формулирования и осуществления первичной идеи инклюзивного обучения. Идея
инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей
специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у
детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития
(«социальных вывихов»), принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в
30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной
практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в
России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных
мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного
опыта состоит прежде всего в том, что отсутствует та структура, которая могла
бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития в России
интегрированного образования как института.
Отношение общества – это еще одна проблема, которую
надо решать. Согласимся, что общество долгое время предпочитало не замечать
проблемы инвалидов. Можно было сочувствовать, но большого, так скажем, участия
в их жизни не проявлялось. Если мы
говорим об обществе, то нужно менять социальную психологию. Так же как ее
меняют в любом другом цивилизованном государстве, когда сначала обозначают
проблему, а затем эту проблему начинают решать.
И решают эту проблему, обращаясь к обществу. Поэтому я провожу беседы
(«Формирование толерантности у дошкольников», «Культура общения детей»);
индивидуальные консультации на тему: «Коррекция речи детей», «Польза
артикуляционной гимнастики для малышей» с родителями наших воспитанников. Также
организовываю совместные утренники детей и родителей («Если добрый ты - это
хорошо!», «От улыбки станет всем теплей..»). Данные мероприятия являются
первыми шагами на пути к воплощению идеи необходимости уважительного отношения
к людям с ограниченными возможностями.
Одной из
самых острых социальных проблем современной России является высокий уровень
заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности. К категории детей
с ограниченными возможностями относятся 1,7 млн. детей, проживающих в
Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции имеют инвалидность или
серьёзное хроническое заболевание. В органах социальной защиты населения на
учёте в 2009 году состояло 545 тысяч детей-инвалидов.
В структуре
детской инвалидности Омской области первое место занимают врождённые аномалии
развития, второе – психические расстройства (преимущественно умственная
отсталость различной степени выраженности), третье – болезни нервной системы
(превалирует детский церебральный паралич).
По
Полтавскому району на 2009 год зафиксирован 101 ребенок- инвалид.
Для детей
инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует
социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии,
затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной
ориентации в будущем.
О воспитании
и обучении детей с ограниченными возможностями писали такие ведущие
отечественные педагоги, психологи и врачи как П.П. Блонский, А.Н. Граборов,
Л.Г. Оршанский, Г.И.Россолимо.
Дети,
имеющие статус инвалида, нуждаются в особой заботе, общество обязано
предоставить им условия не только для лечения, но и для успешной социальной
адаптации, полноценного развития, обучения,
получения образования. Данные права провозглашены Конвенцией о правах ребёнка,
закреплены Конституций РФ.
Ведущей
проблемой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является
ее социальная адаптация в обществе, вызванная совершенно новыми условиями
жизнедеятельности, в которых оказалась семья после рождения «особого» ребенка. Родителям необходима
система знаний, формирующих у них технологии ухода, обучения, воспитания,
общения с ребенком [2].
Больной
ребенок требует повышенного внимания, особой заботы, иных сил, времени и
финансовых расходов по его содержанию, развитию и воспитанию.
Инклюзивные образовательные учреждения создают
идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти
вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего
взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.
Внедрение инклюзивного образования полезно обществу по множеству причин:
·
инклюзивное
образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает
детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между
людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
·
инклюзивное
образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными,
если им оказывается необходимая помощь. Развитие поддержки в обучении
показывает, что сложности в воспитании и обучении заключены не в детях, и не
дети требуют «исправления», а подходы к обучению;
·
инклюзивное
образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия,
равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного
отношения. Дети и взрослые, получают пользу от доброжелательной и благоприятной
обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
·
инклюзивное
образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование
требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных
программ, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
В настоящее время, чтобы создать и реализовать модель
инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить целую систему
служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты, служба ранней
помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие. Необходимо заметить,
что инклюзивные группы должны быть небольшими по численности детей (5-6 детей).
Особым аспектом при работе с такой группой является индивидуальный подход к
каждому ребенку и ежедневные дополнительные занятия. Важным элементом работы
должен являться ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и
сопровождение семьи как целостной системы.
В
инклюзивном детском саду должны проводить свои занятия психологи, логопеды,
дефектологи, арт-терапевты, кинезиотерепевт и другие специалисты. Для успешного
достижения результатов в детском саду важно создавать специальные условия
развивающей среды с учетом методических разработок, методов работы,
адаптированных для инклюзивного учреждения. Обобщая свой опыт, они представляют
новые современные технологии коррекционно-развивающей деятельности.
Таким
образом, для развития инклюзивного образования важно не только наличие
законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению
общественного мнения, в том числе и профессионалов.
Предлагаемым примером обучения и воспитания детей
в инклюзивных группах служит педагогический метод, основанный на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии
его таким, каков он есть. В своей группе детского сада я стараюсь подвигнуть
детей к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Опираясь на данный педагогический метод, моя роль как воспитателя, в
первую очередь, состоит не только в обучении ребенка, но и в руководстве его
самостоятельной деятельности.
Наша группа включает в себя множество зон:
·
зона реальной жизни: ребенок
учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить
перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать. Дети активно работают с такими
природными материалами, как песок, камешки, крупы и т.п. Они учатся
концентрировать внимание, развивать крупную и мелкую моторику;
·
зона сенсорного развития:
изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства
предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К
примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого
маленького. Дети также учатся следить глазами слева направо, что помогает
освоиться с чтением;
·
зоны языковая, географическая,
математическая, естественнонаучная способствуют умственному развитию ребенка.
·
двигательные упражнения - в этой
зоне в течение всего дня осуществляются так называемые физкультурные минутки,
которые направлены на поддержание общего здоровья ребенка, развитие равновесия
и координации движений, а также внимания [3].
Ребенок сам выбирает зону
и конкретный ,
с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот
выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе [4].
Моя задача заключается в
том, чтобы помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим
уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Поэтому я
считаю, что данный педагогический метод действенен и способствовал бы
положительным результатам при создании инклюзивных групп в дошкольном
образовательном учреждении.
Человечество, пройдя путь от
непринятия и дискриминации прав инвалидов, пришло к осознанию необходимости
признания равных прав здоровых людей и людей с ограниченными возможностями и
максимальной интеграции последних в общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на
существование множества педагогических методов, при которых «особые» дети
чувствуют себя психологически комфортно в инклюзивных группах обучения,
перемещение детей с особыми потребностями в общеобразовательные учреждения не
является верным решением. Ведь то, как особенные дети чувствуют себя в группе,
совсем не означает, что обучение является результативным. И не факт, что дети с ограниченными
возможностями, идя в общеобразовательные учреждения, успешно освоят их
программу. Следует также сказать об
отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является
важным и полезным для них, и что поможет им занять активную жизненную позицию в
будущем.
Анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются
образовательные учреждения при внедрении инклюзии, мы пришли к выводу, что
образовательная система нашей страны еще не готова к глобальным изменениям, то
есть к инклюзии во всех видах образовательных учреждений.
Библиографический список
1.
Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей [Текст] / Т.В. Башаева.– Ярославль,
1988. - 240с.
2.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в
детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович.
– М., 1968. – 56с.
3.
Монтессори, М. Антология гуманной педагогики [Текст] / М. Монтессори. – М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 224с.
4.
Монтессори-материал. Ч. 1[Текст]/ Школа для малышей. Пер. с нем. – М.: Российский
Монтессори-Центр. Мастер.-1992. – 80с.
5.
http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/