Статья.Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. ☼
Автор: Смахина Людмила Борисовна
Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса
к урокам русского языка.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка – актуальная проблема современной школы. Дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно - урочной системы с целью развития личности каждого ученика, Чаще всего в классе собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по- разному усваивают материал, по - разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить.
Известный психолог Менчинский Н. А. заявил, что « эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
Потребность в дифференцированном обучении становится все более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребенку получить общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Чтобы достичь результата, класс лучше разбить на группы.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты.
( Уменьшается нагрузка на детей, решается проблема неуспеваемости, становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.)
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Можно разнообразить задания:
- составление текстов диктантов;
-работа « учителем»;
-работа с дополнительной литературой,
- составление обобщающих таблиц
Проблема. преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема.
Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким детям необходимы опорные схемы ,таблицы.
Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. Если весь класс пишет диктант , то слабые учащиеся выполняют задание по карточке. При объяснении нового материала или во время его закрепления слабым учащимся можно предложить опорные карточки.
Дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:
- учитель хорошо знает сильные и слабые стороны ученика;
- ученики достигли определенного уровня знаний;
- в классе есть коллектив.
Схема урока дифференцированного обучения:
1. Совместная постановка задачи.
2 . Дифференцированное повторение необходимого материала.
3.Совместное изучение нового материала
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой группы.
6. Дифференцированное домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание для 1 группы должно быть направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков ,задания для 2 группы. – на углубленное изучение нового материала .Третья группа получает задания на закрепление изученного .
Задания для дифференцированного обучения.
Тема « Предлог» (7 класс)
1 уровень:
1) Запишите предложения под диктовку.
2) Производные предлоги подчеркните одной чертой, непроизводные – двумя; надпишите, простые или составные эти предлоги.
3) Сделайте морфологический разбор одного из предлогов.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение и извилиста. Главная масса воды поступает весной, во время таяния снежного покрова. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается местами на 11 – 12 метров против летнего. В продолжение этого времени Волга особенно прекрасна и величественна. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Над необозримой безбрежной гладью кое – где видны лишь верхушки затопленных деревьев.
2 уровень.
Выпишите из текста производные предлоги, подберите омонимичные им части речи
3 уровень.
Составьте предложения так, чтобы слова в течение, впереди в одном предложении были самостоятельной частью речи и членом предложения, а во втором – служебной.
Тема « Буквы З и С на конце приставок.
1. Найдите лишнее слово:
расчет, растут, раздать;
воззвание, восстание, восток;
низвергать ,ниспадать, низкий.
2. Вставьте буквы, графически объясните их написание.
Бе…звучный, и…бежать, в…дыхать | ра…писание . ра …пилить, бе…шумный |
ра…бить, и…лучать, во…звание | в…крикнул |
Тема « Союз»
1. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите союзы.
Голая земля промерзла а зима все еще не наступила Но вот потеплело и к вечеру пошел снег. Крупные снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось больше и наконец повалил снег. Я накинул полушубок и вышел на крыльцо
2. Составьте с/ с предложения? где простые предложения соединены при помощи союза и .
3. Укажите значения союзов:
а, но, или, то - то, и, да, либо.
Продолжите предложение.
Ветер налетел и …
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы |
И, да, но, зато, тоже, также, то-то, либо, или | Что, чтобы, потому что, оттого что |
Служебная часть речи