Статья для педагогов | Госниц Людмила Николаевна. Работа №207204
Автор: Госниц Людмила Николаевна
Развитие познавательных психических процессов у детей в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство — это самое благоприятное время для всестороннего развития ребенка. В это время значительно расширяется познавательные интересы малыша, он открывает для себя мир человеческих отношений, у него формируется представление о взрослой жизни и стремление к самостоятельности.
В дошкольном возрасте у ребенка с участием педагога и родителей происходит первоначальное становления личности ребенка, интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.
Память.
В младшем дошкольном возрасте память ребенка непроизвольная, поэтому он с легкостью запоминает самый разнообразный материал.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные события, действия, образы легко запоминаются, надолго остаются воспоминаниями, как положительными, так и негативными. Учитывая то, что на протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, у ребенка развивается способность к рассуждению, умению высказать свое мнение, сделать выводы.
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.
Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Восприятие.
В дошкольном возрасте восприятие ребенка становится многоплановым, становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
Восприятие ребенка в этом возрасте включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту.
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
• восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
• зрительное восприятие становится одним из ведущих;
• воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину;
• совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Внимание.
В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте:
• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• внимание связано с интересами ребенка к деятельности.
Внимание дошкольника очень тесно связано с восприятием. В дошкольном детстве развиваются два вида внимания – произвольное и непроизвольное.
Воображение
Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и зачастую переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом ему не обязательно предоставлять наглядный материал для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка должно стать управляемым.
Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого объекта;
• образ действия с объектом.
Мышление
Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Однако, основным видом мышления является наглядно-образное.
Учитывая то, что дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения, мыслительные задачи решает в представлении, мышление его становится внеситуативным.
В этот период складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Ребенок пытается объяснить явления и процессы, размышлять над поставленной проблемой, формировать словесно свою точку зрения.