Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как средство развития познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы» | Трифонова Юлия Григорьевна. Работа №210102

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Трифонова Юлия Григорьевна
В настоящее время пристальное внимание  уделяется развитию творческой активности и интереса у обучающихся к изучаемым предметам. Любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся.

            К таким технологиям можно отнести игровые технологии, применять которые уместно на уроках русского языка и литературы. Главная задача – сделать образовательный  процесс занимательным, создать у учащихся позитивное рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 

             Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения. Бесспорно, подготовка такого урока  потребует от учителя больших затрат времени. Но результат того стоит. 

«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как средство развития познавательной активности школьников»

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

Трифонова Ю.Г.

 

 

В настоящее время пристальное внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у обучающихся к изучаемым предметам. Любая технология обладает средствами, которые активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, применять которые уместно на уроках русского языка и литературы. Главная задача – сделать образовательный процесс занимательным, создать у учащихся позитивное рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения. Бесспорно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но результат того стоит.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. Для педагогической игры характерны чётко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.

Игровая форма урока создаётся на уроках при помощи игровых приёмов, различных ситуаций, которые выступают в качестве средств побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Особое место занимает дидактическая игра, которая отличается от игры наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Для дидактической игры характерны следующие основные компоненты: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание (дидактические задачи), оборудование, результат игры.

Игровой замысел заключается в названии игры и определяется той дидактической задачей, которую необходимо решить на уроке, а также придает игре познавательный характер, предъявляя её участникам определённые требования к знаниям, умениям, навыкам. Правила игры определяют порядок действий, поведение учащихся в ходе игры; создают условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Четко регламентированные правила игры способствуют познавательной активности учащихся.

В основе дидактической игры лежит инновационное содержание, заключающееся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Дидактическая игра всегда имеет определённый результат, который является решением поставленного задания, а также оценивания действий учащихся. Дидактические игры можно включать на различных этапах урока. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Включая дидактическую игру в урок, необходимо помнить об определенных требованиях к организации дидактических игр:

Игра – форма деятельности учащихся,

посредством которой познается

окружающий мир, открывается простор для

индивидуальной

активности и творчества.

У

частники должны получать удовольствие от игры

, т.е. игра должна вызывать интерес.

Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

На уроках русского языка и литературы можно использовать следующие виды игр:

Игры-упражнения

, совершен

ствующие

познавательные способности учащихся, спосо

б

ству

ющие

закреплению учебного материала, развиваю

щие

умение применять его в новых условиях.

Например:

кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путе

ш

ествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного матер

и

а

ла («Путешествие по Стране Морфологии»

,

«Путешествие на Планету Орфографии» и др.)

Игры-соревнования.

Эти

игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соре

в

нуются, разделившись на команды, пары.

Следует отметить, что при изучении русского языка и литературы можно выделить такие элементы игровых технологий, как:

ролевые игры на уроке;

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - с

о

ре

в

нование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок

КВН

, урок-викторина и др.

);

игровой момент

организаци

и

учебного процесса с

использованием заданий, которые, как правило,

предлагаются на традиционном уроке (

«Н

айди орфограмму

»

,

«Пятый лишний», «Будь внимателен»

и т.д.);

использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец;

изучение

н

о

в

ого

материал

а

, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация

из

у

ченного

учебного материала

).

Таким образом, игровые технологии занимают важное место не только в образовательном, но и в воспитательном процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся и выполняют ряд других функций:

трениру

ю

т память, помога

ю

т учащимся выработать речевые умения и навыки;

сти

мулиру

ю

т умственную деятельность учащихся, развива

ю

т внимание и познавательный интерес к предмету;

способствуют

преодолени

ю

пассивности учеников

на уроке

;

учат

н

ес

ти

ответственность за весь коллектив,

т.к.

каждый заинтересован в лучшем р

е

зультате своей команды, каждый стремится быстрее

, лучше

и успешнее справиться с зад

а

нием.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×