статья" Использование АСО на уроках математики" ☼
Автор: Личная Светлана Владимировна
Начало моей педагогической деятельности совпало с концом 90-х годов XX века. Многому пришлось учиться, уже работая учителем.
Поскольку в эти годы стала отчетливо проявляться тенденция к использованию в процессе обучения новых методик (новых технологий), то меня, как начинающего педагога, эта проблема заинтересовала. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в технологиях, идеях, направлениях, чтобы не тратить время на «открытие» уже известного. Конечно традиционный педагогический опыт - наше богатство, к которому надо относиться с уважением и использовать, но и новые подходы к обучению детей заслуживают внимания, их необходимо изучать современному педагогу и, отобрав наиболее подходящие, применять для совершенствования своего учебного процесса.
Считаю, необходимо разумное сочетание традиционных подходов и новых идей. Ведь традиционные методы обучения разрабатывались в свое время наиболее опытными педагогами, формировались в результате длительной практики обучения. Только комбинируя различные методы (традиционные и новые) можно добиться, на мой взгляд, серьезных успехов в своей работе. А для этого надо отчетливо представлять все достоинства и недостатки каждого метода, учитывать возможности для использования того или иного передового опыта.
На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими, способными на творческий, рациональный подход к любому делу.
Современные условия жизни поставили перед школой задачу перевода процесса обучения на субъект-субъектную основу. В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова говорится, что субъект – это “…активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа…”. Из школы должен выходить человек, который научился усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоивший способы добывания этих знаний.
Одним из дидактических условий формирования субъектной позиции учащихся является использование коллективных форм работы, основанных на общении. И очень важно, чтобы оно было основано на взаимном уважении и обеспечивало комфортность всем участникам совместной учебной деятельности. Поэтому, образовывая пары и малые группы, стараюсь следовать пожеланиям учащихся, ведь только в дружелюбной обстановке ребёнок может раскрыться и у него будет желание совершенствовать свои знания. В групповой работе учащиеся получают не только навыки математического общения, но и такие социальные навыки, как умение принять решение, взять на себя лидерство, воспитывается терпение друг к другу и чувство взаимовыручки.
За годы работы была создана система методов, приёмов и форм организации самостоятельной деятельности учащихся, направленных на формирование субъект-субъектных отношений. Во многом мне помогла книга А.С. Границкой «Научить думать и действовать». Книга дает богатый материал для размышления, подсказывает конкретно, как можно попытаться решить многие проблемы. Для этого нужно коренным образом менять систему обучения, перейдя к адаптивной системе обучения (АСО), суть которой заключается в адаптации к индивидуальным особенностям детей. По мнению автора книги, только на основе АСО можно и нужно ту или иную педагогическую находку (метод, технологию) использовать в своей работе.
В основе АСО - принципиально новая модель обучения. Во-первых, структура урока позволяет увеличить время для самостоятельной работы учащихся. Во-вторых, в АСО создаются условия для разумного включения передового опыта учителей.
Модель АСО
Учитель | Ученик |
Обучает всех одновременно | Учатся одновременно |
Работает индивидуально с учениками по очереди | Все учащиеся, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно |
При этом эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Увеличивается время для самостоятельной работы на уроках - учащиеся постепенно привыкают работать самостоятельно, овладевают приемами устной самостоятельной работы.
Важным в такой работе является контроль. Он осуществляется в этой системе в различных режимах: самоконтроль (ключи к решению задач, ТСО), взаимоконтроль, контроль учителя (включенный в самостоятельную работу) и отключенный контроль, осуществляемый во время индивидуальной работы с учеником.
Таким образом, значительно меняется роль учителя в учебном процессе: он не только сообщает новую информацию, но и обучает приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное.
Учитель фактически работает в двух режимах:
1) обучает новому;
2) индивидуально работает.
Учащиеся в АСО работают в трех режимах:
1) совместно с учителем;
2) с учителем индивидуально;
3) самостоятельно под руководством учителя.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он выполняет функции учителя. Ученики, конечно, не замещают учителя на уроке, но на определённом этапе обучения сами могут сделать многое: определить и выделить главное, обосновать связь новой темы с предыдущей, участвовать в изложении новой информации по схемам, моделям. Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «да это же совсем просто» и т.п.). Важным в такой деятельности является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Полученные знания научили меня наиболее оптимально организовывать учебный процесс, в котором развитие учащихся происходит через формирование целостной учебной деятельности, т. е. пяти её компонентов: целеполагания, познавательного интереса, учебных действий, самоконтроля и самооценки.
Формирование каждого компонента целостной учебной деятельности очень важно, но опыт работы показал, что важно сформировать у ученика познавательный интерес, что способствует улучшению качества математической подготовки школьников.
Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.
Приведу примеры использования различной формы самостоятельных работ по методике адаптивной системы обучения.
Развитие теоретического мышления - важная задача, стоящая перед учителем. Невозможно знать математику без знания теории. Навыки и умения работы с книгой ребёнок должен приобрести, будучи учеником, эти навыки призваны помочь каждому человеку в успешном самообразовании. При изучении теоретического материала хорошо работает такой приём самоконтроля, как чтение с пометками. (! - это я знал, + - это я узнал, ? – это я не понял или хочу обсудить). После работы над текстом идёт обсуждение в парах, затем в группах, если остаются вопросы после обсуждения в группах, то они выносятся на общее обсуждение. При работе с текстом использую и такой приём: ученикам предлагается подчеркнуть в тексте ключевые слова; они подчёркивают, затем меняются, проверяют друг друга, обсуждают разногласия.
Примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени.
В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.
После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно.
Итак, карточка для работы в паре «Ученик - учитель» (5 кл., тема: «Обозначение натуральных чисел»).
Вариант 1 1. Прочитайте число: 275000791 2. Сколько в этом число десятков, единиц миллионов? 3. Какой класс отсутствует? 4. Что показывает «2» в этом числе? 5. Что показывает «7» в этом числе? 6. Запишите число, в котором 3 сотни тысяч, 8единиц тысяч, 5 сотен, 1десяток, 4единицы. |
На уроках по изучению нового материала использую дифференцированный подход к обучению. На первом этапе урока объясняется новый материал, даётся подробный образец решения упражнений, затем, по желанию, к доске вызываются сильные ученики для того, чтобы ещё несколько раз продемонстрировать образцы ответов всему классу. На следующем этапе урока начинаю применять дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим - они еще нужны, начинается одновременно самостоятельная и коллективная работы.
Класс делится на две группы. В первую объединяются те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Учащимся этой группы даю упражнения.
При этом ставится условие: все, кто работает самостоятельно, с вопросами пока не должны обращаться, но им разрешается советоваться друг с другом, сверять своё решение с ответами. С вопросами эти ученики могут обратиться после самостоятельной работы. В это время всё внимание уделяю второй группе, т. е. тем ученикам, которые ещё не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики продолжают коллективную работу: поочерёдно выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2-3 ученика: один решает вместе с классом и комментирует вслух, другие работают молча. Когда первый заканчивает решение, ему ставится оценка за решение и за объяснение. После этого все вместе проверяют, верно ли выполнили упражнения два других вызванных ученика. Им также ставятся оценки за записанные решения. Далее к доске выходят следующие 2-3 ученика и т. д.
Иногда на уроке- лекции оставляю нерассмотренным какой-нибудь вопрос, вместо этого пишу только план изучения материала. Ребята знают, что будет урок самостоятельного изучения. Например, при изучении свойств и признаков параллелограмма класс разбивался на малые группы по 3 человека. Каждому из них присваивались номера: 1; 2; 3, затем все первые, все вторые и все третьи номера образовывали новые группы, которые изучали самостоятельно свой вопрос, не зависящий друг от друга. Группа №1 – свойства параллелограмма, группа №2 – признаки параллелограмма, группа №3 – состояла из наиболее подготовленных учеников, они совместно изучали весь материал и могли выступать консультантами.
На итоговых уроках так же использую прием –работа консультантов. Например, при закреплении темы «Площадь фигур» 3 подготовленных учащихся класса (1-отвечает за задачи по теме «Площадь треугольника», 2- за задачи «Площадь параллелограмма», 3- за задачи «Площадь трапеции») выступают консультантами для всего класса. Класс получает карточки с разными задачами, выполняет их. Консультанты контролируют решение, при необходимости объясняют решение. Пока класс готовится, группа консультантов решают задачи повышенной сложности по теме урока.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
-одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;
-систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
-связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.