Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья «Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы» | Клостер Мария Александровна. Работа №267351

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Клостер Мария Александровна
 

Статья «Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы» показывает преимущества технологии "Педагогическая мастерская" при реализации требования ФГОС деятельностного подхода.

Статья «Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках литературы»

Дай мне простоту ума и дай мне глубину,

избавь мой ежедневный урок

от сложности и пустоты…

Габриэла Мистраль.

«Молитва учителя»

В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии педагогической мастерской.

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик – пассивный субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке - усвоить и воспроизвести знания. Учитель организует преимущественно репродуктивную деятельность, прямо руководит действиями ученика. Учитель в такой системе – непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Используются в основном фронтальные формы обучения. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает пассивную, послушную личность. Современная жизнь востребует только личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи целенаправленно помогает решать технология мастерских.

Мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе ( по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу.

В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности:

1. Индуктор.

2. Работа с материалом:

а) Самоконструкция.

б) Социализация.

в) Разрыв.

3. Рефлексия

В практике своей работы я использую приёмы педагогической техники, рекомендованной ТПМ (технологией педагогической мастерской).

Урок, построенный в соответствии с ТПМ, условно разбивается на 3 основных этапа:

1. Индуктор (ввожу, навожу, побуждаю) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, побуждение личного отношения к предмету обсуждения.

2. Работа с материалом - путём актуализации прежних знаний создаются различные гипотезы, решения, происходит их озвучивание, афиширование и в результате разрыва (получение новых знаний, вступающих в конфликт с прежними) происходит постижение истины.

3. Рефлексия.

 

Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

I.Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора.

При проведении мастерской по творчеству М. Цветаевой для индуктора выбираю имя и фамилию поэтессы и прошу подобрать к ним слова, сходные по звучанию. На уроке, посвящённом творчеству Ф.М. Достоевского по теме «Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского» предлагаю написать на листе бумаги (каждый индивидуально) слово «Петербург» и все слова, которые спонтанно рождаются при этом слове. Ассоциации могут быть различными, где задействованы все органы чувств (ассоциации по цвету, запаху, ощущению), при проведении урока - мастерской по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в качестве индуктора можно использовать текст о писателе, рисунок, изображающий пряник в форме коня, и следующий вопрос:

- Какие ассоциации вызывают у вас текст или рисунок?

Во время урока - мастерской в 5 классе по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в качестве индуктора предлагаю продолжить строчку: «У Лукоморья…» и вопрос:

- Знакомое произведение? Откуда оно, кто автор? (Пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

- Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам (Выразительное чтение «У Лукоморья» на фоне вступления «Море» к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко»).

- Запишите чувства и мысли, возникающие у вас при прослушивании пролога. Слова или словосочетания.

Итак, основным методом на I этапе работы мастерской является метод ассоциаций.

Индуктор создаёт необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учащихся.

II. Работа с материалом.

На этом этапе работы происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах (самоконструкция и социоконструкция), создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Приведу несколько примеров самоконструкций и социоконструкций из мастерских, проводимых мною.

В мастерской творческого письма «Дом - это уют» использую интересную, на мой взгляд, самоконструкцию. Суть ее в следующем: обучающийся должен на листе бумаги сделать контур своей ладони и внутри записать всех, кого он желал бы взять в свой будущий дом (проблемное изложение). Далее ребятам предлагается игра «Строительство дома». На карточках написано «Ты будешь деревянной балкой», «Ты будешь крышей», «Ты будешь кирпичом» и т.д. Мастер говорит, что для постройки дома ему необходим кирпич, выходит человек, у которого такая карточка, и садится на корточки и т.д. Получается «живой» дом, строительство которого позднее поможет в написании творческой работы.

Данная работа и раскрепощает, и увлекает, и пробуждает интерес к творческой работе.

III.Разрыв (ядро). Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с преж-ними.

Так, в мастерской по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 кл.) разрывом может быть вопрос:

- Зачем А.С. Пушкину нужно было создавать вступление «У Лукоморья…», тратить время, талант и силы, если он всего лишь повторил всё то, что до него создал народ в жанре волшебной сказки? (Обсуждение в группах – метод мозговых атак).

В творческой мастерской письма «Дом – это уют» ядром становятся тексты, из которых ребята получают новые знания о доме: «дом – вокзал», «дом – салон», «дом – прибежище» и т.д., которые противоречат уже устоявшимся: «дом – уют», «дом – это семья», «дом – это мама».

Дом – это сложное и таинственное образование. Это и его стены, и особое месторасположение; это особые голоса, неповторимые скрипы, звуки. Это и разные люди.

Существует несколько типов домашнего устроения. И в каждом из них дом рушится через искажение внутреннего, духовного строя домочадцев.

Дом – пристанище, прибежище. Это место, где тебя ждут, любят, беспокоятся; место, куда ты сам всё время стремишься.

Дом, превращённый в забегаловку. Дом, в котором люди встречаются редко, разговаривают, едят на ходу, говорят друг другу дежурные фразы, и на этом их общение заканчивается.

Дом как проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди. Это не то чтобы друзья, а часто невесть кто - лишь бы не остаться одному.

Дом – вокзал. Люди, которые живут в таком доме, осознают себя как бы на вокзале и возвращаются туда на 10-12 часов поспать, перекусить и снова разбежаться.

Дом как салон. Салон – парадная гостиная или зал для приёма гостей, а салонный разговор или музыка – синонимы всего лёгкого, пустого, поверхностного; место досужих разговоров и сплетен.

Дом как «затвор». Закрытость дома от друзей и близких мотивирована бегством от мира в себя, в свою тьму.

Происходит столкновение старых знаний с новыми (мозговой штурм).

В результате данной работы обучающийся выбирает ту тему сочинения, которую он прочувствовал, пережил, по которой у него есть что сказать. Осуществляется это путем преодоления внутреннего конфликта.

Ядром в мастерской «Образ Петербурга в произведениях Ф. М. Достоевского» является конструирование со словами (+) и (-) по текстам из произведений Ф.М. Достоевского о Петербурге.

Например, «Петербург Достоевского»

+ Нева - болезнь

строгость грязныйлабиринт

торжественность сумасшедшие

Эти ряды, конечно, должны быть намного длиннее. Каждый выбирает из этих рядов (+) и (-) два слова, которые и составляют предмет дальнейшего поиска.

После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят к творческой работе: (в мастерской письма – это создание текстов) – рисунки, крылатые выражения,синквейны, формулировка проблемных вопросов.

IV. Творческая работа. Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Всё зависит от уровня подготовки класса. Если перед вами сильный класс, то творческую работу каждый может выполнять индивидуально. Если послабее,–то можно продумать работу в парах: один создаёт текст, другой – иллюстрацию и т.д. Например, в 9 кл. – сочинение – миниатюра или синквейн в 10 классе.

Петербург – призрак.

Петербург – большой, серый призрак. Он манит, завораживает, но многие разочаровываются в нём. С одной стороны, это блеск великолепных соборов, дворцов, мостов и набережных. А подойдёшь к этому великолепию, и оно исчезнет, как в тумане, и выступает усталость, нищета, отчаяние, боль, скука, пустота…

Петербург

Грязный, серый

Угнетает, ожесточает, давит.

Картины нищеты и безнадёжности

Безысходность

 

 

Петербург.

Мрачный, жестокий.

Душит, омертвляет, разочаровывает.

Город одиночества и скуки.

Пустота.

V. Рефлексия. Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие.

Результаты мастерской

Результаты мастерской не программируются мастером детально. Это может быть или развитие мотивации к дальнейшему познанию, или создание завершенных проектов на основе полученных знаний. Можно сказать, что результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×