Статья Статья на основе исследования «Расхитители времени" . Автор: Елерджия Екатерина Вячеславовна

Автор: Елерджия Екатерина Вячеславовна
Тайм-менеджмент - технология организации времени, осваивать которую лучше начинать в младшем школьном возрасте, так как в начальных классах происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий. В статье на основе проведения исследования и анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе, обосновано использование технологии тайм-менеджмента и разработаны рекомендации в виде краткого плана по планированию времени ребенка младшего школьного возраста.


Автор: Елерджия Екатерина Вячеславовна

Статья на основе исследования «Расхитители времени"

Тайм-менеджмент - технология организации времени, осваивать которую лучше начинать в младшем школьном возрасте, так как в начальных классах происходит формирование регулятивных универсальных учебных действий. В данной статье на основе проведения исследования и анализа научной литературы, обобщения передового педагогического опыта в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе обосновано использование технологии тайм-менеджмента и разработаны рекомендации в виде краткого плана по планированию времени ребенка младшего школьного возраста.

На первый взгляд, такой научный подход по управлению временем более свойственен взрослым для планирования рабочего процесса. Однако психологи говорят, что обучать младших школьников планировать время на уроки и на развлечения следует как можно раньше, чтобы к подростковому возрасту, привыкшему жить «как получится», ребёнку не пришлось нагонять упущенное. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что к подростковому возрасту у учащегося для успешного обучения должны сформироваться регулятивные универсальные учебные действия, которым способствуют использование на уроках совместного целеполагания, самостоятельного контроля и оценки, а также организация, планирование и управление временем, то есть приемы тайм-менеджмента.

Цель проведенного нами исследования: оценить умения использования тайм-менеджмента как компонента регулятивных универсальных учебных действий (ууд) у младших школьников и создание рекомендаций по их формированию

Задачи, поставленные нами при проведении исследования:

- изучить литературу по вопросу использование тайм-менеджмента младшими школьниками

- проанализировать, оценку умений тайм-менеджмента школьников;

-провести анкетирование обучающихся на тему «Тайм менеджмент» (изучить личное суточное распределение времени, найти «потерянное время»)

-изучить разные приемы тайм-менеджмента и выбрать наиболее подходящие для учащихся;

- написать рекомендации по планированию времени учащихся младшего школьного возраста;

Объект исследованияумения тайм-менеджмент школьника.

Предмет исследованияоценка управления временем. 

Методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование), аналитические (обработка результатов исследования и их сравнение).

Гипотеза:

Мы предполагаем, что использования приемов тайм-менеджмента на уроках в начальной школе будет способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах, а также для внеурочной деятельности школьника.

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий, как одна из составляющих самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. [1]

Реализация требований ФГОС требует

от

учителя

не

традиционных форм

организации деятельности обучающихся.

Как показывает практика,

учащиеся испытывают трудности в правильном распределении времени, что являе

тся компонентом регулятивных универсальных действий

. Исходя из этого мы можем предположить, что необходимы

новые инструменты планир

ования, организации, управления временем, повышающие эффективность

учебно

го процесса

.

Для того, чтобы узнать на сколько грамотно дети пользуются своим временем, мы провели анкетирование «Как используете свое время» в 4 «а» классе в школе № 316 и обработали результаты исследования:

На вопрос о распределении временив течении дня, обучающиеся ответили: 62% респондентов ежедневно планируют свой день, поэтому успешно выполняют все дела, намеченные на каждый день, а 38 % ответили отрицательно. В предложенной анкете учащиеся показали, что каждый день (в среднем до 3 часов) тратят на подготовку домашнего задания, хотя по нормативам они должны выполнить до 2,5 часов. Они мало читают дополнительную литературу. Большинство респондентов отметили, что часть времени ежедневно тратят впустую. Какие же «хронофаги» мешают респондентам? Анализ анкет показал следующие: неумение довести начатое дело до конца отмечено – 44%, чрезмерно долгая игра на компьютере - 45%; телефонные разговоры с друзьями мешали – 32%; просмотром телепередач увлекаются – 38% учащихся; незапланированные визиты друзей, болтовня отнимает время у 29%; личная неорганизованность, лень отмечены у 45% опрошенных. (Приложение 1)

Исходя из результатов, которые мы обработали, можно сделать вывод, что большая часть учащихся неграмотно распределяет своё время. Таким образом, мы можем предложить учащимся приемы тайм-менеджмента, которые помогут учащимся формировании регулятивных универсальных действий в школьное и внеклассное время, тем самым помогут учащимся проходить общую образовательную программу.

Примерами приёмов тайм-менеджемнта может служит:

Составляем план по матрице Эйзенхауэра

Один из известнейших инструментов управления временем предполагает расстановку задач по приоритетам в квадрате, разделённом на 4 сектора: «срочное важное», «срочное неважное», «несрочное и важное», «несрочное и неважное».[2]

Детский планинг младшему школьнику рекомендуется составлять вечером, перед сном, когда уже определённо понимаешь, что сделано, а что пришлось перенести. В нём разными цветами нужно раскрасить дела, которые выполняются «без вариантов» в определённое время, и те, которые к времени не привязаны, но сделать их нужно. [3]

 

Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова понятные ребенку, например, «риски» -поглотители времени: переделывание неправильно сделанной работы; пустые споры; волнение, беспокойство; ожидание; постоянное переключение с одного дела на другое; общение с друзьями, в том числе в социальных сетях; просмотр телевизора; интернет; компьютерные игры; излишние разговорчивость и общительность.

Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным. [4]

Мы сделали для себя такие выводы: (Для грамотного планирования времени для школьника, мы бы хотели порекомендовать)

-Научить учащихся с самого начала планировать свой день хотя бы в школе, используя различные приемы. При составлении деформированного плана на этапе целеполагания обучающиеся учатся выбирать важные и неважные пункты, срочные и долгосрочные.

При работе в группе использовать ромашку или песочные часы для правильного распределения важных и срочных заданий, а также того, что можно не успеть.

На этапе инструктажа по домашнему заданию учитель может показать школьникам, как выделять маркером градацию заданий, по срочности, важности, и т.д. За успешное выполнение в установленные сроки учитель может поощрять учеников сертификатами.

- Нужно поддерживать порядок во всем. В школе учащийся может следить за порядком на своей парте (полке). Учитель учит этому на этапе организационного момента.

- Отдыхать каждые 40 минут, иначе организм начнет это делать независимо от желания – человек начнет работать медленно и отвлекаться.

- Волнения, беспокойство и страх часто возникают из-за плохих поступков и невыполненных обязательств. Нужно стараться не брать на себя невыполнимых обязательств и не совершать плохих поступков. Самому не быть «поглотителем» чужого времени.

-А также соблюдать режим дня:

-Правильно чередовать труда и отдыха.

-Регулярно принимать пищу.

-Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

-Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

-Определять время для приготовления домашних заданий;

-Определять продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Обучение детей навыкам планирование было и будет задачей школы. Без навыков планирование ребёнку будет сложно получать дальнейшее образование, так как он не освоил навыки самоорганизации.

Список использованных источников

 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Москва: Проспект, 2014-160с.

Аболенина

, Т. И. Тайм-менеджмент в самовоспитании младшего школьника / Т. И.

Аболенина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27745/ (дата обращения: 19.05.2021).

Бизнес-словарь с сайта

www.businessvoc.ru

Мороз А. Семь навыков. Семейный тайм-менеджмент, или

Как

успевать все. Книга-тренинг. Москва, 2018.

– с. 176

Приложение 1

Анкета «Как используете свое время».

Фамилия, имя, возраст

Как ты считаешь, нужно ли планировать время?

Да

Нет

Как часто ты слышишь в свой адрес высказывание, что тратишь время впустую?

Никогда

Бывает, от случая к случаю

Часто

Планируешь ли ты свое время?

Да, каждый день

Иногда

Никогда

Планируешь ли ты свой день (дела, которые нужно выполнить в течение дня)?

Да, каждый день

Иногда

Никогда

6.Планируешь ли ты свое время?

Да, каждый день

Иногда

Никогда

 

7.Успеваешь ли ты сделать необходимые (или запланированные) дела в течение дня?

Да

Нет

Иногда

 

8.Считаешь ли ты, что твоё время часто тратится впустую?

Да

Нет

Не знаю

 

9.Когда у тебя освобождается время от уроков ты занимаешься:

А) смотрю телевизор

Б) слушаю музыку

В) гуляю

Д) посещаю секции, кружки

Е) играю в игрушки

 

Сколько времени (примерно) у тебя уходит на выполнение домашних заданий?

А) не делаю домашних заданий

Б) около двух часов

В) 2-3 часа

Е) сижу весь вечер

 

Сколько времени (примерн

о) тратится

за компьютером (игры, общение)?

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x