Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

статья о патриотическом воспитании,посвященная 75 годовщине прорыва блокады Ленинграда | Николаева Оксана Валерьевна. Работа №207041

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Николаева Оксана Валерьевна
в статье приводится пример занятия-беседы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья на патриотическую тему- блокадное детство  вспоминаю участники событий.

Дети войны - детям современности.

 

Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своем городе, поселке.

Вопросам патриотического воспитания маленьких патриотов, достойных граждан своей страны, в нашем детском саду, а конкретно - в группе №4 «Ручеёк», где я работаю 12-й год учителем-дефектологом, уделяется очень много сил и времени. Почему? Закладка наиважнейших человеческих качеств – а именно это и есть наша задача дошкольного воспитания - осуществляется на примере опыта мужественных, творческих людей, различных культурных традиций, забывать о которых мы просто не имеем морального права.

В нашем детском саду одной из первых появилась Книга Памяти, куда вписываются всё новые и новые страницы истории нашей великой малой Родины. Идея создания Книги Памяти и проведения ежегодного проекта Победа ( с 2008 года) принадлежит мне, учителю-дефектологу Николаевой О.В.

Проект реализуется ежегодно, в рамках его проводятся встречи с интересными людьми города Волхова, ветеранами, участниками боевых действий за пределами нашей страны, и, конечно, с людьми, выжившими после страшной войны и блокады. Примеры жизни замечательных людей проживавших на территории нашего края, ныне здравствующих его передовых представителей не дадут нам забыть беспримерный подвиг, нет, не подвиг, а говоря словами «Блокадной книги» Даниила Гранина, «историю девятисот дней невыносимых мучений» Они, эти люди, несомненно, являются достойнейшим примером для подражания.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Об одном из примеров такого приобретения эмоционального опыта хочется рассказать. В недавний февральский вечер в нашу группу на встречу- беседу с детьми были приглашены две замечательные женщины-дети войны, как о них теперь говорят - Людмила Прокофьевна Кузнецова и Капитолина Тарасовна Федорова. Много лет мы с ними сотрудничаем- приглашаем на беседы с детьми.

Людмила Прокофьевна – педагог по образованию - почти 40 лет проработала заведующим детским садом №3 ВАЗа, знает не понаслышке о военных лишениях: ведь в войну она была маленькой девочкой, потерявшей на фронте отца! А Капитолина Тарасовна, ныне председатель ветеранской организации №2 г. Волхова, помнит из своего детства только постоянное гнетущее чувство голода …

Но… вернемся в вечер 14 февраля 2019 года… Дети встретили гостей .усадили и приготовились слушать…Были зажжены свечи: мы перенеслись в далекое прошлое, чтобы почувствовать то, что чувствовали и переживали тогда люди в блокаде. И услышали песню «Ленинградские дети» в исполнении Валентины Толкуновой. Ребятам было непонятно, почему мы, взрослые не можем сдержать слёз, слушая песню о Новогоднем утреннике в госпитале для ленинградских ребят? Почему для них самым дорогим подарком был кусочек сала и кусочек хлеба? Почему мальчик просил дедушку Мороза совершить чудо - вернуть папу, погибшего на фронте, сестренку и маму, умерших от голода? Почему в этом бессилен даже Дедушка Мороз?

Для того, чтобы дети поняли, к нам и пришли свидетели тех давних событий. Рассказ Людмилы Прокофьевны слушали с любопытством, пытаясь осознать, как можно есть траву(в еду шла и крапива, и лебеда,- словом, любая зелень), выкапывать и варить мерзлую картошку!… И что значит - голодать!? Военное детство было и у Капитолины Тарасовны. «Помню мало что» - делится она с ребятами. «Только постоянно грызущее чувство - хочу есть, хочу есть!» Старшие воспитанники, слушая рассказы ветеранов, вспомнили, что им рассказывали их старшие братья-сёстры, придя из школы после Уроков мужества- люди в блокаде варили кожаные ремни ,в хлеб добавляли клей, чтобы хоть чуть –чуть наступило чувство сытости. Не было ни воды, ни электричества совсем.

А что же это блокада? Каково человеку в ней жить? А маленькому человеку?

Объяснить это мы попытались, проиграв ситуацию прорыва блокады.

Ведь лучше всего человек запоминает факты, проигрывая ситуации. Показ с воспитателем и гостями момента взятия города в блокадное кольцо и потом прорыв блокады вокруг города - очень наглядно продемонстрировали всем присутствующим на встрече, каким избавлением был именно прорыв блокады для ленинградцев, истощённых, обессиленных, больных, но не сломленных духовно. Увидели наши дети и кусочек блокадного хлеба, кусочек сахара-2 маленьких кубика белого и коричневого цвета, попробовали на вкус. Попробовали, угостились хлебом. Услышав объяснение взрослых о том, что в блокадном Ленинграде детям давали только маленький кусочек хлеба на целый день – с трудом поверили в это…Но - так было.

Вспомнили, сидя полукругом с ребятами, что недавно весь наш народ отмечал юбилей с момента снятия блокады. В Санкт-Петербурге (бывшем Ленинграде) прогремел салют в честь окончательного прорыва блокады. Любовались. Восхищались ликующими огнями праздничного юбилейного разноцветного салюта.

В тишине после просмотра видеосюжета о праздничном салюте прозвучали стихотворные строки учителя-дефектолога Оксаны Валерьевны:

Теперь совсем иначе мы живём: есть белый хлеб, и чёрный, серый, разный…

Но помним ленинградских тех времён суровый метроном под небом ясным .

В минуту молчания под настоящий ленинградский метроном мы- и дети, и взрослые, люди разных поколений, но одной большой судьбы ,неразделимой с Родиной, склонились в скорбной тишине.

Великое событие- юбилей прорыва блокады собрал нас: и взрослых, и детей,- как в семье на тожество. И, как водится в семье, приглашали гостей на чаепитие за круглым столом, шла неторопливая беседа, дети подходили к гостьям, спрашивали о наградах, позвякивающих на груди ветеранов, рассматривали принесённые старенькие фотографии, делились впечатлениями о встрече.

Связь поколений есть - и в этом наша сила!

Дети войны и дети- наше будущее!

Ура!- прорыв блокады!

Учитель-дефектолог Николаева Оксана Валерьевна

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×