Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Статья: «Развитие пространственных представлений у дошкольников» | Беспалова Наталья Геннадьевна. Работа №302559

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие пространственных представлений детей 6-7 лет, играет важное значение для всех сторон жизни ребенка, так как охватывает множество сторон его взаимодействия c окружающим миром, тем самым являясь одним из важнейших умений человека. 

Дошкольный возврат - время интенсивного развития пространственных представлений. Дети с ранних лет сталкиваются с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи родителей и воспитателей ребенок усваивает базовые представления. Такие как: справа, слева, внизу, вверху, в центре, над, под, по направлению, против направления. Комплекс данных представлений способствует развитию пространственного ориентирования детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Развитие ориентации в пространстве

у детей 6 – 7 возраста

посредством дидактических игр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель Беспалова Н.Г

 

Введение

 

Развитие пространственных представлений детей 6-7 лет, играет важное значение для всех сторон жизни ребенка, так как охватывает множество сторон его взаимодействия c окружающим миром, тем самым являясь одним из важнейших умений человека.

Дошкольный возврат - время интенсивного развития пространственных представлений. Дети с ранних лет сталкиваются с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи родителей и воспитателей ребенок усваивает базовые представления. Такие как: справа, слева, внизу, вверху, в центре, над, под, по направлению, против направления. Комплекс данных представлений способствует развитию пространственного ориентирования детей.

Во многих философских работах говорится о том, что освоение предметного и социального пространства играет весомую роль в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

В научных трудах подчеркивается важное значение владения детьми дошкольного возраста пространственными ориентировками для продуктивной подготовки к школьному обучению. В программном содержании по математике в старшем дошкольном возрасте формируется выработка умений ориентироваться на листе бумаги, в тетради. Развиваются такие навыки как: умение рисовать, ориентируясь на клетки, умение видеть готовый рисунок, определять пространственное расположение элементов на странице. Данные умения будут необходимы с первых дней обучения ребенка в первом классе.

Мусейбова Т. А. отмечает игру и игровые упражнения как самый оптимальный способ ориентации в пространстве на разных этапах. Л. А. Венгер и Т. В. Лаврентьева разработали содержание и методику по формированию пространственных отношений посредством дидактических игр и упражнений, специальные дидактические средства, которые очень актуальны в последнее время

Проблему развития ориентации в пространстве исследовали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Некоторые закономерности в развитии ориентации в пространстве были установлены в работах Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьева, А. А. Люблинской, Н. Я. Семаго, В. С. Сверлов, А. Г. Литвак, А. Р. Лурия, Т. С. Комарова, В. В. Гербова.

Существенный вклад в создание дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики (в частности умение ориентироваться в пространстве с использованием соответствующих систем отсчета) внесли Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, М. К. Сай, Е. И. Удальцова, А. М. Леушина, М. Н. Перова, Т. К. Жигалкина, Е. И. Щербакова, А. В. Белошистая.

Таким образом, дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.

Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).

Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.

В качестве основных методических приемов, учеными рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В процессе планирования была разработана система развивающих дидактических игр и упражнений, которые используют в различных режимных моментах в процессе непосредственной образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности воспитателя и детей, а также в самостоятельной деятельности старших дошкольников. Эта система игр была включена в содержание формирующего этапа эксперимента.

Организуя педагогическую деятельность по математическому развитию старших дошкольников с включением дидактических игр, подобранных в соответствии с дидактическими программными задачами, можно добиться высоких результатов по различным направлениям математического развития детей, в том числе грамотному использованию систем отсчета при ориентировке в пространстве и самостоятельному использованию их в различных практических ситуациях (в разных видах деятельности – познавательной, игровой, трудовой, двигательной и других)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×