статья "Реализация воспитательной программы в рамках ФГОС в шахматном классе ☼
Автор: Мазунина Елена Анатольевна
Мазунина Елена Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №7»
Новосибирская область, г.Бердск
Реализация воспитательной программы
в рамках ФГОС в шахматном классе.
В наше время, время новых технологий, деловых людей, школа несет на себе груз не только обучения, но и воспитания. И важную роль играет внеурочная деятельность. Являясь активными участниками проведения предметных недель в начальной школы, в конкурсах стихов, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, выпуск стенгазет. Все мероприятия оказывают большое влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности учеников. В своей работе вовлекаю учащихся в различные виды деятельности, раскрываю их творческий потенциал, развиваю познавательный интерес детей.
Так в 2011 году мне был предложен шахматный класс. Каждодневные тренировки, выезды на турниры в другие города, общение с другими людьми. В связи с этим определились цели и задачи обучения и воспитания моего класса.
Цель: Формирование творческой личности, обладающей и проявляющей интеллектуальную и этическую культуру человека.
Задачи:
· формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
· знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений.
· формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность;
· учить обучающихся приемам преодоления проблем в общении;
· формировать у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений в обществе.
Воспитание - процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности.
В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые хотят активно участвовать во всех мероприятиях, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах своих родителей и учителя.
В своей работе я развиваю качества у младших школьников:
1. Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить интерес к самому себе. Он должен научиться ставить вопросы и отвечать на них, он должен научиться любить себя в самом хорошем смысле слова.
2. Самопризнание себя как личности. Я должна помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении. Уверенности в своих силах, собственной успешности.
3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу .
4. Уважение чужого мнения – развитие культуры общения, коммуникативных способностей.
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность.
6. Эмоциональная устойчивость.
7. Мотивация действий и поступков.
Главным фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:
· День знаний; Самый умный лицеист
· Праздник «Осень, осень в гости просим», выставка поделок из природного материала «Дары осени»;
· «Забавы Дедушки Мороза» - праздник, конкурс рисунков, сочинений;
Фольклорный праздник «Масленица »;
· 23 февраля – конкурс «А, ну-ка, мальчики», выпуск газет на патриотическую тему, конкурсы сочинений: «Письмо солдату», «Участнику военных действий»;
· 8 марта - конкурс «А, ну-ка, девочки», концертная программа для наших любимых мам;
· День именинника – проводится по сезонам;
· День семьи, совместные походы родителей и детей, день матери;
· Праздник «Не забыть нам этих лет…», конкурс рисунков о войне, изготовление сувениров для ветеранов ВОВ;
· Праздник “Мы стали на год взрослее”, составление и оформление летописи класса;
· профилактика дорожно-транспортного травматизма (игры, викторины, классные часы).
В целях формирования осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья провожу следующие мероприятия:
· Дни здоровья; пешеходные прогулки в лес; конкурсы рисунков; конкурсы и защита плакатов по различным темам; тематические классные часы.
Провожу индивидуальные и коллективные санитарно- просветительские беседы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек.
В формировании и развитии личности обучающихся ведущую роль отвожу гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В своей работе по этому направлению: воспитываю уважение к символам и атрибутам Российского государства, прививаю любовь к Малой Родине, к родной школе. Так, на классных часах было организовано изучение государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. Проводились конкурсы, выставки и экспозиции по вопросам патриотического воспитания детей с использованием государственных символов России. Через внеклассные мероприятия осуществлялось знакомство с историей своей семьи, города, области, региона. Принимали участие в конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Россия!» Проводился классный час «Прошлое, настоящее и будущее моего города».
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив. Родители моих воспитанников всегда присутствуют на школьных внеклассных мероприятиях. Оказывают помощь при изготовлении атрибутов, творческих выставках, сами принимают активное участие в праздниках.
Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности.