Статья Статья "Технология проблемного обучения на уроках истории". Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна

Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна
Данная статья посвящена организации технологии проблемного обучения на уроках истории, знакомит с методическими приёмами создания проблемной ситуации, этапами технологии проблемного обучения. Необходимость выбора технологии обусловлена тем, что следует заинтересовать учащихся уроком, для того, чтобы сохранить мотивацию к предмету.


Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна

И.А. Сунгурова МКОУ «ПУДЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Технология проблемного обучения на уроках истории

 

Аннотация

 

Данная статья посвящена организации технологии проблемного обучения на уроках истории, знакомит с методическими приёмами создания проблемной ситуации, этапами технологии проблемного обучения. Необходимость выбора технологии обусловлена тем, что следует заинтересовать учащихся уроком, для того, чтобы сохранить мотивацию к предмету.

В разработку теории проблемного обучения в нашей стране внесли свой вклад А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер. На сегодняшний день под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

Существуют определённые методические приемы создания проблемной ситуации:

учитель подводит

учащихся

к противоречию и пред

лагает им самим найти способ

разрешения

этого противоречия

;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

сталкивает противоречия

в

практической деятельности;

предлагает

детям

рассмотреть явление с различных позиций

;

побуждает

учащихся

делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания;

ставит проблемные задачи.

Целевые ориентации:

- приобретение знаний, умений, навыков;

- усвоение способов самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Особенности содержания. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

 

При работе с технологией проблемного обучения можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Примеры проблемных задач по теме: «Эпоха Петра I».

Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом.

Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I? 

Петр I издал указ, по которому дворян и офицеров, укрывающихся от царской службы и не явившихся вовремя к месту службы, предлагалось лишать поместий, высылать их семьи, а крестьянам своих господ не слушать.

Можно ли на основании этого указа сделать вывод о том, что Петр I вел политику, направленную против дворян? 

Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов.

Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса? 

В указах Петр I приписывал себе все успехи страны за время правления.

Прав ли он был

, приписывая себе успехи страны?

К концу XVII века Россия вывозила из-за границы множество товаров первой необходимости: железо, медь, ружья, сукна, олово. Металл в Россию поставляла Швеция. Между тем предстояла война за выход в Балтийское море.

Какие нужны были экономические меры для того, чтобы подготовиться к успешной войне? 

В 1700 году Россия вывозила пеньку, лен, сало, кожу-сырец, смолу, мачтовый лес. В 1725 году в экспорте России значится еще железо и полотно.

Какие изменения произошли в России за четверть века, если основываться только на этих фактах. 

В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки:

Макарьевская

под Нижним Новгородом,

Свемская

под Брянском,

Благовещенская

на севере,

Ирбитская

на Урале и другие. Ярмарки устраивались по времени так, чтобы купцы, не сумевшие продать свой товар на одной ярмарке, могли бы успеть на другую.

Какой вывод об экономическом развитии России возможен на основании этих фактов? 

Первоначально Петербург был сплошь деревянным, затем стали строить глиняные дома на деревянном основании. Но, когда решено было перевести столицу в новый город из Москвы, началось грандиозное строительство каменных дворцов, пышных, со многими украшениями. Много строилось

загородних

дворцов. Торжественности и пышности построек Петр I особенно требовал в последние годы своего правления.

Как объяснить причины стремления Петра I к строительству роскошных зданий? 

Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение. 


Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе беседы в тетрадях учащиеся начинают оформлять таблицу (Учащиеся должны объяснить, что аграрный, национальный, рабочий вопрос, вопрос о форме правления – это актуальные вопросы для России того времени).

На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок можно провести в форме дискуссии, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы)

После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой русской многопартийности. Примерный вариант ответа: 

Политические партии в России появились позже, чем в Западной Европе. 

Первыми оформились в России социалистические партии. 

Главную роль в создании и деятельности партий играла русская интеллигенция. 

В отношениях между партиями и внутри некоторых из них преобладал конфронтационный тип политической культуры. 

Множество партий. 

При организации проблемной ситуации можно использовать следующие приемы:

- знакомство учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе;

- можно высказать или зачитать фрагмент документа, в котором есть неожиданный поворот на оценку событий;

- указать на несоответствие оценки исторического деятеля или события;

- показать неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);

- знакомство с опровержениями по случаю «Пакта о ненападении между Германией и СССР» в 1939 г. и др.

Организуя учебную деятельность, можно использовать следующие формы: коллективную, групповую, индивидуальную. Использовать разнообразные приемы мыслительной деятельности по разрешению проблемной ситуации:

проблемный фронтальный эксперимент;

проблемное решение задач;

проблемные задания;

игровая проблемная ситуация.

Основные этапы технологии проблемного обучения:

1) постановка проблемы;

2) деление на группы - выдвижение гипотез;

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

Особенности методики.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Для реализации проблемной технологии нужно обратить внимание на:

- отбор актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемная демонстрация кино-, видеофрагментов;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способности вызвать активную познавательную деятельность студента.

 

Таким образом, создавая проблемную ситуацию, нужно стараться направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Результат опыта по применению технологии проблемного обучения:
1.  Повышается познавательная активность на уроке;
2. Усвоение УУД на уроке;
3. Формируются личностные компетенции.
    Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии  составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Список литературы:

 

Алексашкина, Л.Н. Н.И.

Ворожейкина

«Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14

Иванов Д.А. Компетентности и

компетентностный

подход в современном образовании. М, 2007

Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999

Кульневич

С.В.,

Лакоценина

Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки.

Научно-практич

. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов  

пед

. учеб

.

 

з

аведений, слушателей ИПК. – Ростов

н

: Учитель, 2006. – 288 с.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x