Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

статья "Учебно-познавательная мотивация" | Крылова Лидия Васильевна, Негреева Елена Владимировна. Работа №210249

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Крылова Лидия Васильевна, Негреева Елена Владимировна
Учебнно-познавательная мотивация для детей

 

Учебно - познавательная мотивация

 

 

Распространённые представления о том, что должно побуждать ребёнка к учению, зачастую не подтверждаются действительностью. Но если дело обстоит таким образом, то возникает естественный вопрос: а что же движет школьниками, во всяком случае, теми, кто хорошо учится? Что выступает для них в роли действующих мотивов? Оказывается, это по преимуществу мотивы собственного развития, собственного совершенствования: научиться тому, чего раньше не умел или не знал, приблизиться или сравниться в этом отношении со взрослыми и старшими товарищами. Эти мотивы и получили название учебно - познавательных. Таким образом, они представляют собой стремление к изменению в самом себе, стремление к собственному росту.

Как же сформировать учебно - познавательную мотивацию у школьника?

Прежде всего, необходимо помнить, что стремление к совершенствованию и развитию через приобретение новых знаний и умений так же заложено в человеке, как и стремление к познанию. Вспомните, с каким интересом ребёнок овладевает, казалось бы совсем не интересным для него умением: чистить картошку, пришивать пуговицы, забивать гвозди и т.д. Но тогда почему же это стремление не проявляется само собой в отношении учебных дел?

Ответ может показаться кое-кому совсем неожиданным: потому, что мы, взрослые, его гасим. Да, гасим, не задумываясь над последствиями, потому что для нас это удобнее.

Гасят родители, когда на бесконечные вопросы ребёнка отвечают: «Отстань!», «Не мешай!», «Не говори глупости». Гасят и тогда, когда отбирают у него ножик или иголку ( а вдруг порежется или уколется), когда отстраняют от домашних дел (сами быстрее справимся), когда отказываются показать, как надо работать молотком или отвёрткой, когда стыдят мальчика, который хочет научится штопать, и девочку, которая хочет прибивать гвозди.

Гасят и в том случае, если демонстрируют отсутствие интереса к новым знаниям, приобретённым ребёнком («Знаешь, мама, оказывается в Италии есть вулкан, который …» - «Ну и ладно, что мне до этого вулкана! Ты мне вот лучше скажи, почему у тебя руки грязные?). А когда ребёнок идёт в школу, гасят тем, что сосредотачиваются исключительно на неудачах и промахах, оставляя без внимания успехи и достижения.

Школьный возраст - период, самой природой предназначенный для развития. Ум ребёнка непрерывно требует новой пищи. Дать нагрузку уму - пойдёт развитие, и появится учебно - познавательная мотивация.

Какие ещё можно дать советы, которые могут пригодиться родителям при работе с ребятами?

Очень полезно бывает ставить перед ними вопрос: «Чему мы научились?» (за урок, за неделю, за месяц), чтобы акцентировать их внимание на собственном прогрессе. Мы уже говорили, что один из способов, это научить ребёнка выделять учебную задачу, одновременно это и способ отмечать свои достижения.

Короче говоря, важно поддерживать любое стремление научиться чему-то новому (не обязательно в пределах школьной программы). Не избегать ответов на бесконечные «почему?» в младшем возрасте. Не отказываться выслушивать их рассказы о том, что они узнали нового из книг, телепередач, кино и т.д., хотя эти сведения и были взрослым хорошо знакомы. Продолжать это и в старшем возрасте, в свою очередь делясь с ребятами тем, что узнали сами. Всячески поддерживать стремление ребят чему-то научиться в домашних делах - начиная от штопки и кончая ремонтом квартиры или починки электроприборов. Широко использовать для этого совместную работу, не стесняться признать превосходство сына или дочери в чём-то, если они научились это делать лучше взрослых.

Родители, как правило, сами без труда находят пути выработки учебно - познавательных мотивов, если только понимают необходимость этого.

Главное при этом не направлять свои усилия по ложной линии. А это именно весьма часто и происходит, чаще всего - под флагом борьбы с ленью. Дело в том, что сами школьники обычно осознают отсутствие у них учебно - познавательных мотивов как собственную лень: с одной стороны, необходимость учиться им ясна, с другой стороны, заставить себя учиться в полную силу они не могут или делают это с трудом (действующие мотивы отсутствуют). Им кажется: ясное дело - лень! К сожалению, также воспринимают это и взрослые. Не понимая, что здесь нужна кропотливая работа по формированию учебно - познавательной деятельности, они направляют свои усилия по одному из двух путей: либо следуют бесконечные нотации на тему о пользе учения, в сотый и сто первый раз повторяющие то, что школьнику давным-давно прекрасно известно. Либо они пытаются заставить школьника «преодолеть лень» за счёт чисто внешней мотивации - отрицательной (наказание или угроза наказания) либо положительной (обещание всяческих благ).

По мере того, как школьник подрастает, родителям всё больше и больше приходится считаться с тем, что он хочет и чего не хочет. А что делать, если самым жгучим желанием у него становится желание покончить с учёбой? На этой почве возникают тяжёлые, буквально драматические ситуации в семье, кстати говоря, из трёх описываемых направлений подготовки к школе выработка мотивации является, пожалуй, наиболее благополучным направлением. И это сказывается в дальнейшем. По некоторым данным, лишь 14% школьников обнаруживают устойчивый интерес к учёбе. Во многом причиной этого является несформированность вовремя учебно - познавательной мотивации. И не поэтому, что это сложно, а лишь потому, что родители просто не представляют себе, что это такое, и фактически долгое время проводят линию не на её развитие, а на подавление.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×